Элективный курс русского языка: «Многоаспектный анализ текста. Подготовка к ГИА – 9»
Передериева Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Щедроская ООШ, Чертковского района,Ростовской области
Элективный курс: «Многоаспектный анализ текста.
Подготовка к ГИА – 9»
Пояснительная записка
Настоящая элективный курс по русскому языку разработан на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы. Авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов – М.: Дрофа,2009; Русский язык.9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. М.М .Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009. Настоящий элективный курс составлен в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по русскому языку.
При составлении программы руководствовались приказом Минобразования Ростовской области № 610 от 14.07.2011 «Об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)», приказом ОО Чертковского района № 218 от 27.06.2011 «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году», «Положением об учебной рабочей программе», утвержденным приказом № 56 от 19.08.2011 по МОУ Щедровской ООШ
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Цель курса - подготовить учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Задача
курса – формирование знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное
прохождение итоговой аттестации.
Цели и задачи курса
Цель курса: подготовить учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.
Задачи курса:
1. Формировать навыки, обеспечивающее успешное прохождение
итоговой аттестации.
2. В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- работать с тестовыми заданиями;
- писать сжатое изложение публицистического стиля;
- обозначать проблему текста для написания сочинения;
- владеть формами обработки информации исходного текста (микротема, сжатие, абзацы);
- научиться писать сочинение С2.1 и С2.2
- работать с заданиями А1 – А -… .
- работать с заданиями В1 - В- .
Ход занятия
Работа по теории (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).
Практическая часть (выполнение тренировочных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции;
Закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
Домашнее задание
Часть 1. Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение.
Что такое сжатое изложение
Правила компрессии текста
Выделение абзацев
Выявление микротем текста для сжатого изложения
Уметь писать сочинение на основе прочитанного текста. С2.1 и С2.2
Строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение
Часть 2. Учимся выполнять тестовые задания
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1–А7) и задания с кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения. Семь заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень лингвистических навыков. Девять заданий группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Прохождение материала
Часть 1
1.Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий, познакомиться с кодификатором и спецификацией
2. Работа с демонстрационным вариантом ГИА.
3. Задание С1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное
членение текста. Работа с текстом, границы микротем исходного текста.
4. Задание С1. Структурные особенности сжатого изложения. Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.
5. Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.
6. Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
7. Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
8. Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение. Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
9. Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения.
10. Задание С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
11. Задание С2.1. Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.
12. Задание С2.1. Практическое занятие. Написание сочинения на лингвистическую тему.
13. Задание С2.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания С2.2. Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
14. Задание С2.2. Тезис, аргументы сочинения-рассуждения. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.
15. Задание С2.2. Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.
Часть 3.
16. Задание А1. Понимание текста. Лингвистический анализ текста. Работа с тестом
17. Задание А2. Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Работа с тестом
18. Задание А3. Средства выразительности(метафора, эпитет ,сравнение,
олицетворение и др.). Работа с тестом.
19. . Задание А3. Средства выразительности(метафора, эпитет ,сравнение,
олицетворение и др.). Работа с тестом.
20. Задание А5. Правописание гласных в корне. Чередующиеся гласные в корне слова. Работа с тестом.
21. Задание А6. Правописание приставок.
22. Задание А7. Правописание суффиксов. Работа с тестом.
23. Задание В1. Стили речи. Работа с тестом.
24. Задание В2. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Работа с тестом.
25.Задание В3. Грамматическая основа предложения. Работа с тестом.
26.Задание В4. Обособленные члены предложения. Работа с тестом.
27. Задание В5. Знаки препинания в простом осложненном предложении и в сложном
бессоюзном предложении. Работа с тестом.
28.Задание В6. Количество грамматических основ. Работа с тестом.
29.Задание В7. Знаки препинания в сложном предложении с сочинительной и
подчинительной связью. Работа с тестом.
30.Задание В8. Сложные предложения с разными видами связи. Работа с тестом.
31.Задание В9. Сложные предложения с разными видами связи. Работа с тестом. Комплексное повторение.
32.Блок 1.Морфология и орфография. Работа с тестом.
33.Блок 2. Синтаксис и пунктуация. Работа с тестом.
34. Блок 2. Синтаксис и пунктуация. Работа с тестом.
Примечание. При составлении программы элективного курса учитывалась логика
построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями
экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью
экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Литература, материалы:
ГИА 2012. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ Г.Т. Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.- 110, (2)с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»)
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
ГИА -2012. Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование, 2011. – 112с. – (Гиа – 2012. ФИПИ – школе).
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2012: учебно – методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
Русский язык: 9 кл.: Материалы для подгот. К итоговой аттестации: пособие для учащихся/ Т.Ю. Угроватова. – М.: Просвещение, 2005.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Подготовка к ГИА - 9 класс»
№ |
Дата |
Наименование раздела, темы |
Ч а с |
Тип и форма урока |
Основ виды уч.деят |
Треб к урововню подготов учеников |
Вид контр |
Инф сопр |
Д/з |
||
Пл. |
Фкт |
||||||||||
1. |
Структура экзаменационной работы |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
тест |
презен |
С1 |
||||
2. |
Работа с демонстрационным материалом ГИА-9 |
1 |
прак тич раб |
тренир упраж |
тест |
презен |
|||||
3. |
Микротема. Абзац |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
микротема, абзац |
тест |
презен |
С1 |
|||
4. |
Структурные особенности сжатого изложения |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
компрессия |
тест |
презен |
С1 |
|||
5. |
Компрессия текста |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
компрессия |
тест |
презен |
С1 |
|||
6. |
Компрессия текста. Исключение |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
компрессия |
тест |
презен |
С1 |
|||
7. |
Компрессия текста. Обобщение |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
компрессия |
тест |
презен |
С1 |
|||
8. |
Компрессия текста. Упрощение |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
компрессия |
тест |
презен |
С1 |
|||
9. |
Практичес- кое занятие. Сжатое изло жение |
1 |
прак тич раб |
тренир упраж |
лингвист |
тест |
С1 |
||||
10. |
Структура сочинения на лингвист тему |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
лингвист |
тест |
презен |
С11 |
|||
11 |
Тезис, аргументы сочинения на лингвист тему |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
тезис, аргументы |
тест |
презен |
С11 |
|||
12 |
Практич. занятие. Сочинение на лингвист тему |
1 |
прак тич раб |
тренир упраж |
тест |
С11 |
|||||
13 |
Структура сочинения-рассуждения по тексту |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
соч.-рассужд |
тест |
презен |
С2.2 |
|||
14 |
Тезис, аргументы сочинения-рассуждения |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
тезис, аргументы |
тест |
презен |
С2.2 |
|||
15 |
Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту. |
1 |
прак тич раб |
тренир упраж |
соч.-рассужд |
тест |
С2.2 |
||||
16 |
Задание А1. Понимание текста. Лингвистический анализ текста. Работа с тестом |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
лингвистический анализ текста |
тест |
А1 |
||||
17 |
Задание А2. Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Работа с тестом |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
лексика и фразеология. |
тест |
презен |
А2 |
|||
18 |
Задание А3. Средства выразительности(метафора, эпитет ,сравнение, олицетворение и др.). Работа с тестом. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
средства выразительности |
тест |
презен |
А3 |
|||
19 |
Задание А3. Средства выразительности(метафора, эпитет ,сравнение, олицетворение и др.). Работа с тестом. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
средства выразительности |
тест |
презен |
А3. |
|||
20 |
Задание А4,5. Правописание гласных в корне. Чередующиеся гласные в корне слова. Работа с тестом. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
правописание гласных в корне. |
тест |
А4.5 |
||||
21 |
Задание А6. Правописание приставок. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
правописание приставок. |
тест |
А6. |
||||
22 |
Задание А7. Правописание суффиксов. Работа с тестом. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
правописание суффиксов |
тест |
А7 |
||||
23 |
Задание В1. Стили речи. Работа с тестом. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
стили речи. |
тест |
В1 |
||||
24 |
Задание В2. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Работа с тестом. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
словосочетание. |
тест |
В2 |
||||
25 |
Задание В3. Грамматическая основа предложения. Работа с тестом. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
грамматическая основа предложения |
тест |
В3 |
||||
26 |
Задание В4. Обособленные члены предложения. Работа с тестом |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
обособленные члены предложения |
тест |
В4. |
||||
27 |
Задание В5. Знаки препинания в простом осложненном предложении и в сложном бессоюзном предложении. Работа с тестом. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
знаки препинания |
тест |
В5 |
||||
28 |
Задание В6. Количество грамматических основ. Работа с тестом. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
количество грамматических основ |
тест |
В6. |
||||
29 |
Задание В7. Знаки препинания в сложном предложении с сочинительной и подчинительной связью. Работа с тестом. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
знаки препинания в сложном предложении с сочинительной и подчинительной связью. |
тест |
В7. |
||||
30 |
Задание В8. Сложные предложения с разными видами связи. Работа с тестом. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
сложные предложения с разными видами связи. |
тест |
В8. |
||||
31 |
Задание В9. Сложные предложения с разными видами связи. Работа с тестом. Комплексное повторение. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
сложные предложения с разными видами связи. |
тест |
В9 |
||||
32 |
Блок 1.Морфология и орфография. Работа с тестом. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
морфология и орфография |
тест |
Морф,орф |
||||
33 |
Блок 2. Синтаксис и пунктуация. Работа с тестом. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
синтаксис и пунктуация |
тест |
Синт, пункт |
||||
34 |
Блок 2. Синтаксис и пунктуация. Работа с тестом. |
1 |
нов матер |
тренир упраж |
синтаксис и пунктуация |
тест |
Синт, пункт |