12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Марина Юрьевна Степанова313
учитель русского языка,стаж работы 35 лет
Россия, Алтайский край, с Воздвиженка

Тема урока: Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Класс -11

Подготовила урок учитель русского языка и литературы Степанова Марина Юрьевна

Цель урока:

-формировать у учащихся умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

-научить учащихся с помощью знаков препинания правильно понимать текст и на этой основе читать его, соблюдая необходимую интонацию;

-совершенствовать орфографическую, пунктуационную грамотность у учащихся;

-подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку;

-воспитывать любовь к природе

ХОД УРОКА.

I.Оргмомент.

II.Работа с классом.

Ребята, внимательно посмотрите на тему урока,поставьте перед собой цели и назовите их.

Начнем мы наш урок с орфографической разминки. На слайд 2 вы видите текст .Выпишите из него слова с пропущенными орфограммами и объясните их написание(Слайд 2)

Текст слайда

Весело проб…раться по у…кой доро…ке между двумя стенами высокой ржи. К…лосья тихо бьют вас по лицу, васильки ц…пляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь б…жит л…нивой рысью. Вот и лес. Тень и

т…шина. Статные осины высоко лепечут над вами; дли( н,нн)ые, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб ст…ит, как боец, подле красивой липы.

Объсняем написание слов по цепочке.

-Какие виды орфограмм мы повторили на уроке?

А теперь давайте выразительно прочитаем этот текст. О чём он? Какие предложения встретились нам в этом тексте?

Ребята, давайте с вами вспомним, какие особенности имеет интонация бессоюзных сложных предложений, части которых разделены запятой и точкой с запятой? (Употребление запятой в бессоюзном сложном предложении делает речь живой; более тесная связь между предложениями передаётся перечислительной интонацией; предложения, где ставится точка с запятой, произносятся с понижением голоса к концу предложения и значительной паузой между предложениями; такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом).

-Какую роль выполняют эти предложения в тексте? ( Вначале автор едет к лесу, впечатления быстро следуют одно за другим: «колосья бьют по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью»Эта довольно быстрая смена впечатлений обоначается перечислительной интонацией со сравнительно небольшими паузами между предложениями и с постепенно повышающимся голосом перед каждой паузой.)

-Но вот автор въехал в лес, и новые впечатления охватывают его. Какие? Проследите за темпом речи и паузами между предложениями. ( Дается изображение лесной тишины и спокойствия. В соответствии с этим темп речи замедляется, паузы между предложениями становятся более продолжительными, голос перед паузами уже не повышается, а понижается почти до точки, но перечислительная интонация сохраняется)

-Ребята мы не первый урок анализируем тексты. Скажите, в каких текстах чаще всего встречаются бессоюзные предложения с запятой, с точкой запятой? ( В описании пейзажных зарисовок)

- А как вы думаете, кому из авторов принадлежит текст и почему?

( И.С. Тургеневу. Он глубоко знает природу, тонко её чувствует, умеет создать яркие пейзажи средствами языка).

III.Самостоятельная оабота .Мы продолжим нашу работу над текстом. 1.Работать будем по вариантам.

1 вариант делает синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

2 предложение текста «Колосья тихо бьют вас по лицу….»

2 вариант делает синтаксический разбор 5 предложения текста «Статные осины высоко лепечут над вами….»

3 вариант Напишите сочинение-миниатюру на тему»Зимой в лесу», используя бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой.

2.Зачитать разборы сложных предложений. Зачитать сочинения-миниатюры.

IV.Закрепление материала

1.Расставьте знаки препинания в предложеннии, которое вы видите на слайде3

Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревья забушевали крупные капли дождя резко застучали зашлёпали по листьям сверкнула молния и гроза разразилась.

(Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.)

-Мы продолжим с вами работу по вариантам и сделаем комплексный анализ слова гроза. Вам понадобятся словари, они лежат у вас на партах.

1 вариант Дать этимологию слова гроза, сделать морфологический разбор слова, в названиях каких произведений встречается оэто слово?

2 вариант.Дать лексическое значение этого слова; сделать фонетический разбор слова, в каких пословицах и поговорках встречается это слово?

3 вариант.Разобрать слово гроза по составу, подобрать к нему однокоренные слова, подобрать к слову гроза антонимы и синонимы.

-Учащиеся делятся своими находками о слове гроза.

2.Перед вами лежат карточки с тестовыми заданиями поЕГЭ, которые я взяла из типовых экзаменационных вариантов

8 задание. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ск...чок

кр..ветки

м...ролюбивый

обн...влялась

ч...канить

3. Найдите в сборнике типовых экзаменационных вариантов задание по нашей теме урока и выполните его

V.Подведём итог урока

Ребята, достигли вы своей цели, которую ставили перед собой на уроке?

Задание на дом: выписать из художественной литературы текст из 5-6 предложений, в котором встречаются бессоюзные предложения с запятой и с точкой с запятой, сделать синтаксический разбор одного предложения, повторить правило о постановке тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.