Урок русского языка по теме «Имя существительное» (3 класс)
Орг.м.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Ребята, как вы настроены работать сегодня на уроке?
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать!
Акт. зн.
- Сегодня в наш класс пришло приглашение.
Здра_ствуйте, д_р_гие р_бята!
Приглашаю на свой ден_ рождения. Праз_ник состоится (в)су__оту. Жду вас (в)замке.
Адр_с:
Стр_на Частей речи
Область Постоянных признаков
Гор_д Непостоянных признаков
Ул_ца Главных и второстепенных членов
Дом 3
Ваш друг, Имя С.
- От кого это приглашение? Интересно узнать?
- Запишем дату получения этого необычного приглашения.
Двадцать седьмое января
Классная работа
Среда
- Какие слова я забыла написать? Что мы про них знаем? (словарные, орфограммы).
- Это слова какой части речи?
- Что заметили в тексте приглашения? (пропуски орфограмм) В каких словах? (существительных). (Работа в паре – вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы)
друг¹
-Догадались, кто приглашает нас на день рождения??
3. Учеб.-познават.
Тема: Имя существительное
Цель: Повторить все, что знаем об этой части речи.
? – Вспомним определение имени существительного (Это самостоятельная …)
- Почему самостоятельная ч.р.? (можно задать вопрос)
Записали название страны
- Без чего не может быть дня рождения? (торт, шары, цветы…)
- Предлагаю и нам поучаствовать в приготовлении торта для именинника. (задание на яндекс.учебнике): записать слова в два столбика- один ученик работает у доски.
? Одушевленные? Неодушевленные? Может ли этот признак имен существительных меняться? (Нет, это постоянный признак)
Физ.м. (хлопнули/присели):
Имя существительное – самостоятельная часть речи (да – хлопнули)
Собственные имена существительные всегда пишутся со строчной буквы (нет – присели)
Слова природа, погода женского рода (да – хлопнули)
Имена существительные обозначают признак предмета (нет – присели)
Сколько весит имя существительное?? (Это не высказывание, а вопрос. Об этом мы скоро будем говорить на уроке математики)
- Пора отправляться в путь. А на чем мы поедем и кто нас повезет вы узнаете, расшифровав анаграммы слов:
имашан роёшф
- Чтобы машина завелась, а шофёр поехал, давайте образуем формы слова и запишем однокоренные слова этих имен существительных.
Мальчики: шофёр
Девочки: машина
- Ребята, почему я дала для работы мальчикам слово шофёр, а девочкам – машина? (слова ж. и м. р.)
(яндекс.учебник – шары)
м. р. ж. р. ср. р.
- Может ли изменяться род имен существительных? (нет, постоянный признак)
Записали название области
- Определите число этих имен существительных. А что нам помогло определить род? (поставили слова в форму ед.ч.) Значит число имен существительных может изменяться? Какой это признак? (непостоянный)
Записали название города
Задание с РЭШ (зачеркнуть имена сущ., которые употребляются только во мн. ч.: прятки, брюки, сливки, грабли; выписать оставшиеся слова, записать к ним форму ед.ч., подписать род).
- Осталось узнать только название улицы. Когда состоится праздник? (в субботу) Вернемся к нашим приглашениям и подчеркнем грамматическую основу в этом предложении.
- Какую роль в предложении может выполнять имя существительное ( и гл.чл. и второстеп.)
Записали название улицы
4.Рефлексия
- Ребята, а как называется раздел русского языка, который изучает части речи? (Морфология)
- Посмотрите на наше приглашение – оно превратилось в памятку разбора имени существительного, как части речи. А называется этот вид разбора?? (морфологический) Оказывается, номер дома тоже не случаен – «3» - это цифра для обозначения данного вида разбора.
- Вернемся к нашему предложению и, используя памятку, выполним разбор слова (в) субботуᵌ
Это не полный морфологический разбор существительного. Мы его обязательно дополним, когда узнаем еще что-то новое об этой части речи.
Подарим имени существительному свой шарик (рисуем на приглашении: зеленый – все получилось, доволен работой на уроке; жёлтый – у меня еще остались вопросы; красный – витал в облаках, ничего не понял из того, что делали на уроке).
Итог урока
-Ребята, найдите на доске словосочетание прил.+ сущ. (Классная работа) Какое значение имеет прилагательное? Как называются в русском языке слова, у которых несколько значений? И у нас сегодня работа была замечательной. Молодцы.
6. Д/З: тест в элжуре