Урок русского языка по теме «Местоимение»‎

1
0
Материал опубликован 29 January 2023

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету


Предмет, тема, класс

Русский язык, Личные местоимения , 3 класс

1. Цели и задачи учебного занятия

Цель: знакомство обучающихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умения распознавать их в тексте, правильно употреблять.

Задачи:

- формировать представление о местоимении, об изменении местоимения по числам; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными.

- развивать орфографическую зоркость, умение проверять орфограммы в процессе решения учебной задачи.

- воспитывать культуру поведения на уроке, ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, уважения к противоположному мнению.

2. Планируемые результаты обучения

Личностные

Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Познавательные метапредметные

- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

Коммуникативные метапредметные

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Регулятивные метапредметные

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Предметные

- распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

3. Краткое учебное содержание

Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

4. Виды организации учебной деятельности

Наблюдение за ролью местоимений в тексте.

Практическая работа: корректировка текста, заключающая­ся в замене повторяющихся в тексте имён существительных соответствующими местоимениями.

Работа в группах: определение уместности употребления местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок, связанных с неудачным употреблением местоимений.

5. Учебные задания для разных этапов учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент

Посмотрите вокруг, подарите окружающим улыбку. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока.

Откроем рабочие тетради, запишем число, классная работа.

Приветствуют учителя.

Оформляют тетради.

Личностные:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

II. Постановка учебной задачи.

— Прочитайте текст.

Филин — красивая птица. У филина длинные крылья жёлтого цвета. Глаза у филина красноватые. Филин — ночная птица.

— Что вы заметили? (В каждом предложении повторяется слово филин.)

— Какие слова мы употребляем, чтобы не было повторов? (Я, ты, мы, он, она, оно.)

- Сформулируйте тему нашего урока.

Тема урока: "Личные местоимения".

- Что вы уже знаете по этой теме?

- Что мы не знаем ещё о местоимениях?

- Мы знаем определение местоимения?

- Почему их называют местоимением?

- Мы знаем типы местоимений?

- Чему мы будем учиться на уроке?

Определяют тему урока.

Формулируют учебные задачи.


Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: формирование умения фиксировать информацию разными способами.

Личностные: формирование стремления получить новые знания.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.


III. Открытие нового знания

О себе местоимение говорит так:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

Краткая историческая справка.

Слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка. В нём оно создано по образцу греческого слова «антонимия», которое сложено из «анти» (вместо) и «онима» (имя). В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» и «имени» с прибавлением суффикса (е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало и получилось местоимение.





IV. Усвоение новых знаний и первичной проверки понимания нового материала.

- Кто изображён на первом рисунке?

- Какое личное местоимение употребляем?

- Когда его употребляем?

Употребляем местоимение Я, когда указываем на того, кто говорит.

- Кто изображён на втором рисунке?

- Какое личное местоимение употребляем?

- Когда его употребляем?

Употребляем местоимение Ты, когда указываем на того, к кому обращаются с речью.

- Кто изображён на третьем рисунке?

- Какое личное местоимение употребляем?

- Когда его употребляем?

Употребляем местоимение Он, когда указываем на того,о ком или о чём говорят.

- Кто изображён на четвёртом рисунке?

- Какое личное местоимение употребляем?

- Когда его употребляем?

Употребляем местоимение Она, когда указываем на того,о ком или о чём говорят.

- Кто изображён на пятом рисунке?

- Какое личное местоимение употребляем?

- Когда его употребляем?

Употребляем местоимение Оно, когда указываем на того, о ком или о чём говорят.

- Кто изображён на шестом рисунке?

- Какие личные местоимения употребляем?

- Когда их употребляем?

Употребляем местоимение Вы, когда указываем на того, к кому обращаются с речью.

Употребляем местоимение Мы, когда указываем на того, кто говорит.

Употребляем местоимение Они, когда указываем на того,о ком или о чём говорят.

- Какие местоимения мы выделили?

- Почему вы считаете, что это личные местоимения?

- Кто является лицом?

- На кого указывает местоимение Я?

- Есть ли ещё местоимения, которые указывают на говорящего?

- На кого указывает местоимение Ты?

- Есть ли ещё местоимения, которые указывают на того, к кому обращаются с речью?

- На кого указывает местоимение Он?

- Есть ли ещё местоимения, которые указывают на того, о кои или о чём говорят?


Работа по учебнику.

Выполняют упр.156

t1674974494aa.gif
















































Читают правило.

t1674974494ab.gif




Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстрации учебника

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;


V. Применение новых знаний на практике.

Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

- Что для этого нужно сделать?

Прочитаем выразительно в парах.

- Кто прочитает выразительно для всех?

- Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации. Найдите в предложениях обращение.

Вопросительное - по цели высказывания, по интонации - восклицательное. Обращение - солнце и дождик.
- Спишите стихотворение. Подчеркните местоимение.

Один учащийся списывает стихотворение у доски с комментариями, подчёркивая местоимения. Остальные выполняют в тетради.
- Все согласны?

- Кто прочитает местоимения, которые подчеркнули во втором стихотворении?

- Какие это местоимения?

Докажите.

- На что они указывают?

- Чему учились, выполняя упражнение?

- Возникли ли трудности?




- Давайте рассмотрим таблицу "Личные местоимения". Что можем ещё узнать о личных местоимениях. Изучите таблицу.

- Что увидели?

- Почему три лица?

- С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек?

Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу.

- С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?

- Что объединяет местоимения 1ой строки?

Эти местоимения употреблены в единственном числе.

- Что объединяет местоимения 2ой строки?

Эти местоимения употреблены во множественном числе.

- С помощью каких местоимений указываем на того или тех о ком говорят?

Определим их в третью группу.

Итак, местоимения бывают:

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно они

- Запишите эти местоимения в тетрадь.

- Сравните местоимения первого строчки: я, ты, он, она, оно.

- Местоимения какого лица и числа употреблены в упражнении 157?

- Прочитайте. Какое местоимение пропущено в предложении?

У школы рос дуб. ___ широко раскинул свои ветви.

-Что можно сказать о них?

Сделаем вывод:

Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т. е. бывают ед. ч и мн.ч .


Выполняют упр. 157

t1674974494ac.gif




























Выполняют упр. 158


t1674974494ad.gif


Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез.

Предметные:

устанавливать связь между словами при помощи смысловых вопросов; устанавливать наличие в словах орфограмм, обосновывать написание слов.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.


VI. Первичное закрепление учебного материала.

Запись на доске.

Прочитай предложения. Какие слова ты поставишь вместо точек?

люблю русскую берёзу.

Недавно … были в берёзовом лесу.

Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл!

А … , ребята сколько нашли?

Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю.

Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала.

На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки.

Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.

- Какие слова мы вставляли вместо точек?

- Вместо каких слов они употребляются местоимения?

-О каких местоимениях идёт речь?

- Какие местоимения 1 лица встретились в предложениях?

- Какие местоимения 2 лица встретились в предложениях?

- Какие местоимения 3 лица встретились в предложениях?

-Для чего существуют местоимения в речи?

Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

- Что узнали, выполняя упражнение?

- Чему учились?

Попробуем сами вставить в предложение личные местоимения.

На доске записаны предложения с пропущенными личными местоимениями:

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Выполняют упражнение, проверяют правильность выполнения работы в парах; фронтально.

Определяют наличие в тексте личных местоимений. Употребляют в предложении личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.


Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе.


VII. Рефлексия.

- С какой частью речи познакомились?

- Почему эта часть речи получила такое название?

- Что нового для себя узнали?

- С какой группой местоимений работали?

- Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица).

- Что было трудным?

- Ребята, я читаю текст, вы выписываете только местоимения.

Наступило утро. Лесные поляны были мокрые и седые от росы. Я иду, и мой след тёмной полоской ложится на траву. Я присматриваюсь к другим следам. Они бегут тропинками, сливаются на дороге. Это тетёрка вывела птенцов на утреннюю кормёжку.

- Давайте проверим, какие местоимения вы выписали.


Регулятивные - выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке.

Личностные: способность к самооценке.

Предметные: формирование умений применения знаний.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

6. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

1. Вставить пропущенные личные местоимения.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? 


2. Из слов составь предложения. Расположи предложения так, чтобы пары предложений были связаны по смыслу.

1)Она, но, глубокая, не широкая.

От дома, река, течёт, недалеко.

 

2)Журчит, где-то, поблизости, ручей.

 Постоянно, куда – то, он, торопится.



3. Тест

1. Местоимение – это часть речи, которая:

А) служит для обозначения признака предмета

Б) не называет предмет, но указывает на него

В) служит для связи слов в предложении

Г) обозначает действие предмета

2. Укажи слово, которое не является местоимением

А) мне в) на

Б) ты г) нас

3. Укажи вариант, в котором оба местоимения 2-го лица.

А) я, мы В) он, она

Б) ты, вы Г) они, вы

4. Укажи местоимения, у которых можно определить род.

А) я, вы В) ты, вы

Б) мы, они Г) он, она

5. Личные местоимения употребляются вместо:

А) имени существительного

Б) имени прилагательного

В) имени числительного

Г) предлога








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.