Урок русского языка по теме «Местоимение»
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету
Предмет, тема, класс | Русский язык, Личные местоимения , 3 класс | ||
1. Цели и задачи учебного занятия | Цель: знакомство обучающихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умения распознавать их в тексте, правильно употреблять. Задачи: - формировать представление о местоимении, об изменении местоимения по числам; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными. - развивать орфографическую зоркость, умение проверять орфограммы в процессе решения учебной задачи. - воспитывать культуру поведения на уроке, ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, уважения к противоположному мнению. | ||
2. Планируемые результаты обучения | |||
Личностные | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. | ||
Познавательные метапредметные | - объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; | ||
Коммуникативные метапредметные | - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | ||
Регулятивные метапредметные | - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | ||
Предметные | - распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; | ||
3. Краткое учебное содержание | Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. | ||
4. Виды организации учебной деятельности | Наблюдение за ролью местоимений в тексте. Практическая работа: корректировка текста, заключающаяся в замене повторяющихся в тексте имён существительных соответствующими местоимениями. Работа в группах: определение уместности употребления местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок, связанных с неудачным употреблением местоимений. | ||
5. Учебные задания для разных этапов учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент Посмотрите вокруг, подарите окружающим улыбку. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока. Откроем рабочие тетради, запишем число, классная работа. | Приветствуют учителя. Оформляют тетради. | Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию. | |
II. Постановка учебной задачи. — Прочитайте текст. Филин — красивая птица. У филина длинные крылья жёлтого цвета. Глаза у филина красноватые. Филин — ночная птица. — Что вы заметили? (В каждом предложении повторяется слово филин.) — Какие слова мы употребляем, чтобы не было повторов? (Я, ты, мы, он, она, оно.) - Сформулируйте тему нашего урока. Тема урока: "Личные местоимения". - Что вы уже знаете по этой теме? - Что мы не знаем ещё о местоимениях? - Мы знаем определение местоимения? - Почему их называют местоимением? - Мы знаем типы местоимений? - Чему мы будем учиться на уроке? | Определяют тему урока. Формулируют учебные задачи. | Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: формирование умения фиксировать информацию разными способами. Личностные: формирование стремления получить новые знания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. | |
III. Открытие нового знания – О себе местоимение говорит так: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена! Краткая историческая справка. Слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка. В нём оно создано по образцу греческого слова «антонимия», которое сложено из «анти» (вместо) и «онима» (имя). В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» и «имени» с прибавлением суффикса (е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало и получилось местоимение. | | | |
| IV. Усвоение новых знаний и первичной проверки понимания нового материала. - Кто изображён на первом рисунке? - Какое личное местоимение употребляем? - Когда его употребляем? Употребляем местоимение Я, когда указываем на того, кто говорит. - Кто изображён на втором рисунке? - Какое личное местоимение употребляем? - Когда его употребляем? Употребляем местоимение Ты, когда указываем на того, к кому обращаются с речью. - Кто изображён на третьем рисунке? - Какое личное местоимение употребляем? - Когда его употребляем? Употребляем местоимение Он, когда указываем на того,о ком или о чём говорят. - Кто изображён на четвёртом рисунке? - Какое личное местоимение употребляем? - Когда его употребляем? Употребляем местоимение Она, когда указываем на того,о ком или о чём говорят. - Кто изображён на пятом рисунке? - Какое личное местоимение употребляем? - Когда его употребляем? Употребляем местоимение Оно, когда указываем на того, о ком или о чём говорят. - Кто изображён на шестом рисунке? - Какие личные местоимения употребляем? - Когда их употребляем? Употребляем местоимение Вы, когда указываем на того, к кому обращаются с речью. Употребляем местоимение Мы, когда указываем на того, кто говорит. Употребляем местоимение Они, когда указываем на того,о ком или о чём говорят. - Какие местоимения мы выделили? - Почему вы считаете, что это личные местоимения? - Кто является лицом? - На кого указывает местоимение Я? - Есть ли ещё местоимения, которые указывают на говорящего? - На кого указывает местоимение Ты? - Есть ли ещё местоимения, которые указывают на того, к кому обращаются с речью? - На кого указывает местоимение Он? - Есть ли ещё местоимения, которые указывают на того, о кои или о чём говорят? | Работа по учебнику. Выполняют упр.156 Читают правило. | Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстрации учебника Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; |
| V. Применение новых знаний на практике. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. - Что для этого нужно сделать? Прочитаем выразительно в парах. - Кто прочитает выразительно для всех? - Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации. Найдите в предложениях обращение. Вопросительное - по цели высказывания, по интонации - восклицательное. Обращение - солнце и дождик. Один учащийся списывает стихотворение у доски с комментариями, подчёркивая местоимения. Остальные выполняют в тетради. - Кто прочитает местоимения, которые подчеркнули во втором стихотворении? - Какие это местоимения? Докажите. - На что они указывают? - Чему учились, выполняя упражнение? - Возникли ли трудности? - Давайте рассмотрим таблицу "Личные местоимения". Что можем ещё узнать о личных местоимениях. Изучите таблицу. - Что увидели? - Почему три лица? - С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек? Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу. - С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? - Что объединяет местоимения 1ой строки? Эти местоимения употреблены в единственном числе. - Что объединяет местоимения 2ой строки? Эти местоимения употреблены во множественном числе. - С помощью каких местоимений указываем на того или тех о ком говорят? Определим их в третью группу. Итак, местоимения бывают: 1 лицо – я, мы 2 лицо – ты, вы 3 лицо – он, она, оно они - Запишите эти местоимения в тетрадь. - Сравните местоимения первого строчки: я, ты, он, она, оно. - Местоимения какого лица и числа употреблены в упражнении 157? - Прочитайте. Какое местоимение пропущено в предложении? У школы рос дуб. ___ широко раскинул свои ветви. -Что можно сказать о них? Сделаем вывод: Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т. е. бывают ед. ч и мн.ч . | Выполняют упр. 157 Выполняют упр. 158 | Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез. Предметные: устанавливать связь между словами при помощи смысловых вопросов; устанавливать наличие в словах орфограмм, обосновывать написание слов. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи. |
| VI. Первичное закрепление учебного материала. Запись на доске. Прочитай предложения. Какие слова ты поставишь вместо точек? … люблю русскую берёзу. Недавно … были в берёзовом лесу. Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл! А … , ребята сколько нашли? Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю. Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала. На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки. Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое. - Какие слова мы вставляли вместо точек? - Вместо каких слов они употребляются местоимения? -О каких местоимениях идёт речь? - Какие местоимения 1 лица встретились в предложениях? - Какие местоимения 2 лица встретились в предложениях? - Какие местоимения 3 лица встретились в предложениях? -Для чего существуют местоимения в речи? Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. - Что узнали, выполняя упражнение? - Чему учились? Попробуем сами вставить в предложение личные местоимения. На доске записаны предложения с пропущенными личными местоимениями: … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? | Выполняют упражнение, проверяют правильность выполнения работы в парах; фронтально. Определяют наличие в тексте личных местоимений. Употребляют в предложении личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. | Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе. |
| VII. Рефлексия. - С какой частью речи познакомились? - Почему эта часть речи получила такое название? - Что нового для себя узнали? - С какой группой местоимений работали? - Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица). - Что было трудным? - Ребята, я читаю текст, вы выписываете только местоимения. Наступило утро. Лесные поляны были мокрые и седые от росы. Я иду, и мой след тёмной полоской ложится на траву. Я присматриваюсь к другим следам. Они бегут тропинками, сливаются на дороге. Это тетёрка вывела птенцов на утреннюю кормёжку. - Давайте проверим, какие местоимения вы выписали. | | Регулятивные - выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке. Личностные: способность к самооценке. Предметные: формирование умений применения знаний. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. |
6. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения | 1. Вставить пропущенные личные местоимения. … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? 2. Из слов составь предложения. Расположи предложения так, чтобы пары предложений были связаны по смыслу. 1)Она, но, глубокая, не широкая. От дома, река, течёт, недалеко.
2)Журчит, где-то, поблизости, ручей. Постоянно, куда – то, он, торопится. 3. Тест 1. Местоимение – это часть речи, которая: А) служит для обозначения признака предмета Б) не называет предмет, но указывает на него В) служит для связи слов в предложении Г) обозначает действие предмета 2. Укажи слово, которое не является местоимением А) мне в) на Б) ты г) нас 3. Укажи вариант, в котором оба местоимения 2-го лица. А) я, мы В) он, она Б) ты, вы Г) они, вы 4. Укажи местоимения, у которых можно определить род. А) я, вы В) ты, вы Б) мы, они Г) он, она 5. Личные местоимения употребляются вместо: А) имени существительного Б) имени прилагательного В) имени числительного Г) предлога |