Урок русского языка в 4 классе «Обобщение по теме «Местоимение»»
Урок русского языка 4 класс
«Обобщение по теме «Местоимение»
Цели урока:
1.Образовательные.
Обобщить и систематизировать знания о местоимении, развивать у детей умение осознанно употреблять местоимения в тексте.
2.Развивающие.
Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, познавательные способности, самостоятельность.
3. Воспитательные
Воспитывать культуру поведения на уроке, дисциплинированность, прививать любовь к русскому языку, к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы по группам, учебник русского языка (УМК “Школа России»), тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы, сундук с «сокровищами», презентация, видеозвонок пиратки и видеозапись физминутки.
Эмоциональный настрой. Добрый день! Добрый час! Рада видеть очень вас!
Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели!
Ребята, а у нас видеозвонок по скайпу. Ответим?
Видеозвонок от пиратки Бетти
Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» (слайд 2) отправляется в плаванье. А почему он так называется?
Значит, какова тема нашего урока?
Давайте определим задачи урока..
(на доску повесить вспомогательные слова ПОВТОРИТЬ, ОБОБЩИТЬ)
Слайд 3
Итак, мы слышим сигнал, а это значит, нам пора в путь. А куда держать путь, нам подскажет карта (на парте – см. Приложение)
1 остановка – на пути нам встретилось Чудо-юдо морское (слайд 4). И пока мы не выполним его задание, оно нас не пропустит дальше.
Актуализация знаний детей.
Выборочный диктант
Читаются предложения, дети выписывают местоимения в строчку, через запятую.
а) Перед окном у нас луг.
Б) Мне снились такие интересные сны.
в) В воскресенье мы ходили в лес.
г) Я по дереву стучу, червячка достать хочу.
д) Она хвостиком виляет,
Сама зубаста, а не лает.
е) Будут на тебя звезды удивленно смотреть.
ё) И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами.
- Сколько слов вы выписали? (7).
- Проверьте себя:
(на слайде № 5 высвечиваются местоимения: нас, мне, мы, я, она, тебя, меня).
Игра «Пиратская шляпа» (беседа по вопросам, отвечающему надевают шляпу)(слайд 6)
- Как называются эти слова? (слайд 5)
- Почему так называется эта часть речи?
- Что вы знаете о местоимении?
Сделаем вывод. Что такое местоимение?
Местоимения делятся на 9 групп. Мы в начальной школе изучаем только те, которые заменяют существительные.
- Как называют эту группу местоимений? (личные) Почему? (указывают на лица, на собеседников)
Закончи предложения:
местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только________________________________
к 1-му лицу относятся местоимения________________
ко 2-му лицу относятся местоимения__________________
к 3-му лицу относятся местоимения______________________
по родам изменяются только местоимения __________ лица ________________ числа
предлоги с местоимениями пишутся _____________________ .
А мы отправляемся дальше в путь. И впереди мы смотрим по карте – Бухта русалок (слайд 7)
Обобщение изученного материала о личных местоимениях.
Индивидуальная работа по карточкам:
- Прочитайте предложения, которые у вас на карточках.
За дверью скребётся хитрый кот Васька.
Он хорошо выспался.
- Сколько предложений?
- Найдите основу каждого предложения.
- Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.
- О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать?
(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы).
Какие местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица вы знаете? (проверка по слайду № 8).
Лицо |
Число |
|
|
Единственное |
Множественное |
1 лицо |
я |
мы |
2 лицо |
ты |
вы |
3 лицо |
он, она, оно |
они |
- Как склоняются местоимения?
Практическая работа в группах.
Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они (карточка с заданием у каждого ученика и на слайде). Задание выполняется письменно.
.
Падежи |
Вопросы |
я |
ты |
мы |
вы |
он |
он |
оно |
они |
И.п. |
кто? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Р.п. |
кого? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д .п. |
кому? |
|
|
|
|
|
|
|
|
В.п. |
кого? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т.п. |
кем? |
|
|
|
|
|
|
|
|
П.п. |
о ком? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка выполнения задания:
- Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся отдельно).
Проверить правильность выполнения работы по слайду № 9.
Падежи |
Вопросы |
я |
ты |
мы |
вы |
он |
она |
оно |
они |
И. п. |
кто? |
я |
ты |
мы |
вы |
он |
она |
оно |
они |
Р.п. |
кого? |
меня |
тебя |
нас |
вас |
его |
её |
его |
их |
Д. п. |
кому? |
мне |
тебе |
нам |
вам |
ему |
ей |
ему |
им |
В.п. |
кого? |
меня |
тебя |
нас |
вас |
его |
её |
его |
их |
Т.п. |
кем? |
мной |
тобой |
нами |
вами |
им |
ею |
им |
ими |
П.п. |
о ком? |
обо мне |
о тебе |
о нас |
о вас |
о нём |
о ней |
о нём |
о них |
Физкультминутка «Веселые скелетоны» (слайд 10, смотрим на карте)
Включается видеозапись.
Работа в парах.
А сейчас вы будете работать в парах. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе.
Прочитайте рассказ, запишите его без ошибок.
(Текст задания на карточках)
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ней незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг блиско от её раз дался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глидел на его молчя.
(Проверка исполнения работы в парах).
Залив дельфинов (слайд 11)
Работа по группам (для каждой группы заранее приготовлены карточки с заданиями).
Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.
Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.
Проверка задания.
Пальмовый остров (слайд 12)
Словарная работа (слайд 13)
- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.
Аллея, горизонт, соловей, яблоко, жёлтый, ворона.
9. Итог урока.
Рефлексия урока.
Продолжите начатые предложения: (слайд 14)
На уроке я повторил( а) …
Я узнал(а)….
Я закрепил (а)…
Мне понравилось ….
Мне захотелось…
Дом/задание. Вспомнить и записать 2-3 загадки с личными местоимениями. (слайд 15)
-Поздравляю вас с нахождением клада! (слайд 16) Всем спасибо! (слайд 17)
Вручение клада из сундука.
Приложение. Пиратская карта
DOCX / 98.61 Кб
Урок РЯ в 4 кл. "Обобщение по теме "Местоимение"
PPTX / 2.24 Мб