Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"
Предмет: Русский язык Класс: 3б
Автор УМК: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Тема урока: Однородные члены предложения
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: формирование умений находить в предложении однородные члены.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: находить однородные члены в предложениях; определять какими членами в предложении они являются;, развивать речь обучающихся, воспитывать любовь к русскому языку.
Личностные результаты: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании (ценности научного познания).
Познавательные УУД: объединять объекты по определенному признаку;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы,
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
анализировать и создавать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные УУД:
формировать умение слушать и понимать других в сотрудничестве;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные УУД:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Этап урока | Действия учителя | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение) | - Прозвенел звонок, он пригласил нас на урок. Желаю хорошего рабочего настроения на уроке, дружно работать, открывать новые секреты нашего русского языка. - Вы готовы, ребята? | Личностные УУД: 1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: 1)формировать умение слушать и понимать других. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (подготовка обучающихся к открытию новых знаний) | - Открываем тетради и записываем в них число. - Орфографическая минутка - прочитай слова, вставь пропущенные буквы, объясни их написание. гла..кий гл..деть х..лодная в..зил ..вёс пш..ница ру..кий осв..тила - Найдите в каждом столбце «лишнее» слово. Объясните свой выбор. -Что общего у этих слов? (имена существительные) - Составьте распространённое предложение с этими словами. - Прослушиваем предложения. А с некоторыми из них поработаем. Запишем эти варианты предложений: 2 человека записывают предложения. Докажите, что это предложения. Овес, пшеница растут на полях. Люди собрали урожай овса, пшеницы. - Дайте характеристику нашим предложениям. По цели высказывания оно ….., по интонации - | Познавательные УУД: объединять объекты по определенному признаку; .устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (сравнения, исследования); Регулятивные УУД: 1.планировать действия по решению учебной задачи для получения результата 2.выстраивать последовательность выбранных действий; Коммуникативные УУД: 1.формировать умение слушать и понимать других; 2.строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) – анализ возникшей ситуации, в чем состоит недостаточность знаний | - Понаблюдаем и выделим в них главные члены. - Что необычного вы видите в этом предложении? (в 1 предложении 2 подлежащих при 1 сказуемом, во 2ом – 2 второстепенных члена, которые относятся к 1 слову и отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом) - Что вы можете сказать об этих словах, какие они? (однотипные, похожие, однородные), выполняют одну роль. Проанализируйте – слово однородные. Что можете сказать об этом слове? - Из словаря – однородный, относящийся к тому же виду, то есть одинаковый, провляющий одинаковые определенные сходства. В предложениях они выполняли одинаковую роль и отвечали на один вопрос, относились к одному слову! - Как можно назвать эти члены предложения? (Однородные) Их в предложении обозначают так : . Обозначим!
- Какова тема нашего урока? - Какие цели поставим перед собой на урок? (Узнать какие члены предложения называются однородными. Научиться находить их в предложении.) | Познавательные УУД: 1.С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации. Регулятивные УУД: 1.планировать действия по решению учебной задачи для получения результата 2.выстраивать последовательность выбранных действий Коммуникативные УУД: 1. Формировать умение слушать и понимать других; 2.Корректно и аргументированно высказывать своё мнение. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (выбор способа действия) | - Знакомимся с правилом: оно у вас на цветном листочке! Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
- Как в предложении определить однородные члены? Читаем предложение, наблюдаем, исследуем; 1 .Выделяем основу. Наблюдаю какие слова перечисляются в предложении? 2. На какой вопрос они отвечают? 3.Каким членом предложения они являются? Подчеркните их, если это главные члены. Если второстепенные члены обозначим их так: 4. К какому слову они все относятся? Наблюдаем как они произносятся? (Произносятся они с интонацией перечисления). - Как вы думаете, как мы можем показать интонацию перечисления на письме? (Запятыми.) | Регулятивные УУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата Познавательные УУД: анализировать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные УУД: 1.формировать умение слушать и понимать других; 2.строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
5. Реализация проекта (применение способа действия) | - Используя наш план исследования, обозначим наши однородные члены. Понаблюдаем за интонацией их произношения: читаем предложение. Мы их перечисляем, значит …….. ( ставим запятую) Занимательное правило: Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно! О, О ФИЗМИНУТКА – Раз подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – руки подняты наверх, Раза 3 вот так присесть! Психогимнастика – колечки! Глазная гимнастика! | Познавательные УУД: 1.устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы 2. анализировать и создавать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); Коммуникативные УУД: 1.формировать умение слушать и понимать других; |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (усвоение нового способа действия при решении типовых задач) | - Работа на карточке. Прочитай предложения, подчеркни главные члены и найди однородные члены (1 пара у доски) Ребята бегали, прыгали, играли в футбол. - Объяснение. Какими членами предложения являются однородные члены? Обозначим их: однородные сказуемые , подлежащие - - Посмотрите на все наши предложения. Какими членами предложения могут быть однородные члены? (однородные сказуемые, подлежащие и второстепенные члены) | Познавательные анализировать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей. Регулятивные УУД: выстраивать последовательность выбранных действий; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Коммуникативные строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самостоятельное применение нового знания) | Работа в парах - Это предложение мы разобрали вместе. Всем понятно как работать, находить и обозначать однородные члены? Приступаем! - Прочитай предложения. Найди в них однородные члены, обозначь их. Высокие сосны, ели шумели над нашими головами. Ребята ходили в театр, в зоопарк, на выставку. Слушаем 1 пару! 1 предложение: - Какими членами предложения они являются? Как произносятся? (интонация перечисления, значит должна стоять запятая, проверьте – на месте ли она? Слушаем 2 пару – 2 предложение. Оцениваем! -Справились ребята? На что обратить им внимание? Все у вас получилось? Кто испытывал затруднения? - Если верно справились с работой, покажите +. | Познавательные анализировать и создавать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Регулятивные УУД: выстраивать последовательность выбранных действий; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям |
8.Включение в систему знаний (применение нового знания, включение нового способа действий в систему знаний) | а теперь самостоятельная работа по вариантам: На карточке написаны предложения. Прочитайте их. 1в. В садах поспевают яблоки. В садах поспевают груши. В садах поспевают сливы. ( В садах поспевают яблоки, груши, сливы.) 2 в. Над цветами летают шмели. Над цветами летают пчёлы. Над цветами летают бабочки ( Над цветами летают шмели, пчелы,бабочки) - Что заметили в них? (повторы слов) Как их избежать? (Верно, можно составить из них 1 предложение с однородными членами) Составьте из них 1 предложение! Запишите, обозначив их! - Взаимопроверка! - Проверьте работу соседа по парте. Карандашом исправьте ошибки. если все верно, поставьте +. - Послушаем, что получилось у вас? 1 вариант 2 вариант - Все получилось у ребят? Что посоветуете ребятам? | Познавательные объединять объекты по определенному признаку; анализировать и создавать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей. Регулятивные УУД: выстраивать последовательность выбранных действий; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям Коммуникативные УУД: 1. Корректно и аргументированно высказывать своё мнение. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | - Подведем итог урока. Какова цель урока? Достигли мы поставленной цели? - Кто согласен? - Что такое однородные члены? Какими членами предложения они могут быть? _Оцени свою работу на уроке! Все ли тебе было понятно! Сколько + получили за самостоятельную работу на уроке? ( отметка на шкале Цукермана) Помните, русский язык – наше богатство! Изучайте и любите наш русский язык! | Познавательные: 1.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные 1. Формировать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей Регулятивные: 1. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Личностные 1.Самооценка. |
Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. | Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. | Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. |
Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. | Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. | Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. |
Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. | Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. | Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. |
Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. | Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. | Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. |
Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. | Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. | Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. |
Раздаточный материал к уроку русского языка по теме «Однородные члены предложения» 3 класс Школа России учитель Жилина Е.П.
Прочитай предложение. Найди в нём однородные члены предложения: Ребята бегали, прыгали, играли в футбол. | Прочитай предложение. Найди в нём однородные члены предложения: Ребята бегали, прыгали, играли в футбол. |
Поработай в паре: Прочитай предложения. Найди в них однородные члены, обозначь их. Высокие сосны, ели шумели над нашими головами. Ребята ходили в театр, в зоопарк, на выставку. | 2.Поработай в паре: Прочитай предложения. Найди в них однородные члены, обозначь их. Высокие сосны, ели шумели над нашими головами. Ребята ходили в театр, в зоопарк, на выставку. |
3.Прочитай предложения. Составь из них 1 предложение с однородными членами и запиши его в тетрадь. Обозначь однородные члены. 1 вариант В садах поспевают яблоки. В садах поспевают груши. В садах поспевают сливы. | 3. Прочитай предложения. Составь из них 1 предложение с однородными членами и запиши его в тетрадь. Обозначь однородные члены. 2 вариант Над цветами летают шмели. Над цветами летают пчёлы. Над цветами летают бабочки. |
Прочитай предложение. Найди в нём однородные члены предложения: Ребята бегали, прыгали, играли в футбол. | Прочитай предложение. Найди в нём однородные члены предложения: Ребята бегали, прыгали, играли в футбол. |
Поработай в паре: Прочитай предложения. Найди в них однородные члены, обозначь их. Высокие сосны, ели шумели над нашими головами. Ребята ходили в театр, в зоопарк, на выставку. | 2.Поработай в паре: Прочитай предложения. Найди в них однородные члены, обозначь их. Высокие сосны, ели шумели над нашими головами. Ребята ходили в театр, в зоопарк, на выставку. |
3.Прочитай предложения. Составь из них 1 предложение с однородными членами и запиши его в тетрадь. Обозначь однородные члены. 1 вариант В садах поспевают яблоки. В садах поспевают груши. В садах поспевают сливы. | 3. Прочитай предложения. Составь из них 1 предложение с однородными членами и запиши его в тетрадь. Обозначь однородные члены. 2 вариант Над цветами летают шмели. Над цветами летают пчёлы. Над цветами летают бабочки. |