Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"

1
0
Материал опубликован 5 October

Предмет: Русский язык Класс: 

Автор УМК: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема урока: Однородные члены предложения

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование умений находить в предложении однородные члены.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: находить однородные члены в предложениях; определять какими членами в предложении они являются;, развивать речь обучающихся, воспитывать любовь к русскому языку.

Личностные результаты: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании (ценности научного познания).

Познавательные УУД: объединять объекты по определенному признаку;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы,

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

анализировать и создавать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные УУД:

формировать умение слушать и понимать других в сотрудничестве;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные УУД:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. 



Этап урока

Действия учителя

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение)

- Прозвенел звонок, он пригласил нас на урок. Желаю хорошего рабочего настроения на уроке, дружно работать, открывать новые секреты нашего русского языка.

- Вы готовы, ребята?

Личностные УУД:

1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1)формировать умение слушать и понимать других.

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

(подготовка обучающихся к открытию новых знаний)



- Открываем тетради и записываем в них число.

- Орфографическая минутка - прочитай слова, вставь пропущенные буквы, объясни их написание.

гла..кий гл..деть

х..лодная в..зил

..вёс пш..ница

ру..кий осв..тила

- Найдите в каждом столбце «лишнее» слово. Объясните свой выбор.

-Что общего у этих слов? (имена существительные)

- Составьте распространённое предложение с этими словами.

- Прослушиваем предложения. А с некоторыми из них поработаем.

Запишем эти варианты предложений: 2 человека записывают предложения. Докажите, что это предложения.

Овес, пшеница растут на полях.

Люди собрали урожай овса, пшеницы.


- Дайте характеристику нашим предложениям.

По цели высказывания оно ….., по интонации -



Познавательные УУД:

объединять объекты по определенному признаку;

.устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы,

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (сравнения, исследования);

Регулятивные УУД:

1.планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

2.выстраивать последовательность выбранных действий;

Коммуникативные УУД:

1.формировать умение слушать и понимать других;

2.строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи) – анализ возникшей ситуации, в чем состоит недостаточность знаний

- Понаблюдаем и выделим в них главные члены.

- Что необычного вы видите в этом предложении? (в 1 предложении 2 подлежащих при 1 сказуемом, во 2ом – 2 второстепенных члена, которые относятся к 1 слову и отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом)


- Что вы можете сказать об этих словах, какие они? (однотипные, похожие, однородные), выполняют одну роль.

Проанализируйте – слово однородные.

Что можете сказать об этом слове?

- Из словаря – однородный, относящийся к тому же виду, то есть одинаковый, провляющий  одинаковые определенные сходства.

В предложениях они выполняли одинаковую роль и отвечали на один вопрос, относились к одному слову!


- Как можно назвать эти члены предложения? (Однородные)

Их в предложении обозначают так : . Обозначим!

- Какова тема нашего урока?

- Какие цели поставим перед собой на урок? (Узнать какие члены предложения называются однородными. Научиться находить их в предложении.)


Познавательные УУД:

1.С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации.

Регулятивные УУД:

1.планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

2.выстраивать последовательность выбранных действий

Коммуникативные УУД:

1. Формировать умение слушать и понимать других;

2.Корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

4. Построение

проекта выхода

из затруднения

(выбор способа действия)

- Знакомимся с правилом: оно у вас на цветном листочке!

Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

- Как в предложении определить однородные члены?

Читаем предложение, наблюдаем, исследуем;

1 .Выделяем основу. Наблюдаю какие слова перечисляются в предложении?

2. На какой вопрос они отвечают?

3.Каким членом предложения они являются? Подчеркните их, если это главные члены. Если второстепенные члены обозначим их так:

4. К какому слову они все относятся?


Наблюдаем как они произносятся? (Произносятся они с интонацией перечисления).

- Как вы думаете, как мы можем показать интонацию перечисления на письме? (Запятыми.)



Регулятивные УУД:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Познавательные УУД:

анализировать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные УУД:

1.формировать умение слушать и понимать других;

2.строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

5. Реализация проекта

(применение способа действия)

- Используя наш план исследования, обозначим наши однородные члены. Понаблюдаем за интонацией их произношения: читаем предложение. Мы их перечисляем, значит …….. ( ставим запятую)


Занимательное правило:

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно! О, О


ФИЗМИНУТКА –

Раз подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – руки подняты наверх,

Раза 3 вот так присесть!


Психогимнастика – колечки! Глазная гимнастика!



Познавательные УУД:

1.устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

2. анализировать и создавать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);


Коммуникативные УУД:

1.формировать умение слушать и понимать других;


6. Первичное

закрепление с проговариванием во внешней

речи (усвоение нового способа действия при решении типовых задач)


- Работа на карточке. Прочитай предложения, подчеркни главные члены и найди однородные члены (1 пара у доски)

Ребята бегали, прыгали, играли в футбол.

- Объяснение. Какими членами предложения являются однородные члены?

Обозначим их: однородные сказуемые , подлежащие -



- Посмотрите на все наши предложения. Какими членами предложения могут быть однородные члены? (однородные сказуемые, подлежащие и второстепенные члены)

Познавательные

анализировать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

Регулятивные УУД:

выстраивать последовательность выбранных действий;

сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Коммуникативные

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(самостоятельное применение нового знания)

Работа в парах

- Это предложение мы разобрали вместе. Всем понятно как работать, находить и обозначать однородные члены? Приступаем!


- Прочитай предложения. Найди в них однородные члены, обозначь их.

Высокие сосны, ели шумели над нашими головами.

Ребята ходили в театр, в зоопарк, на выставку.


Слушаем 1 пару! 1 предложение:

- Какими членами предложения они являются? Как произносятся? (интонация перечисления, значит должна стоять запятая, проверьте – на месте ли она?


Слушаем 2 пару – 2 предложение.

Оцениваем! -Справились ребята? На что обратить им внимание?

Все у вас получилось? Кто испытывал затруднения?


- Если верно справились с работой, покажите +.


Познавательные

анализировать и создавать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные УУД:

выстраивать последовательность выбранных действий;

сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям

8.Включение в систему знаний

(применение нового знания, включение нового способа действий в систему знаний)

а теперь самостоятельная работа по вариантам:

На карточке написаны предложения. Прочитайте их.

1в. В садах поспевают яблоки.

В садах поспевают груши.

В садах поспевают сливы.

( В садах поспевают яблоки, груши, сливы.)

2 в. Над цветами летают шмели.

Над цветами летают пчёлы.

Над цветами летают бабочки ( Над цветами летают шмели, пчелы,бабочки)

- Что заметили в них? (повторы слов)

Как их избежать? (Верно, можно составить из них 1 предложение с однородными членами)

Составьте из них 1 предложение! Запишите, обозначив их!

- Взаимопроверка!

- Проверьте работу соседа по парте. Карандашом исправьте ошибки. если все верно, поставьте +.

- Послушаем, что получилось у вас?

1 вариант

2 вариант

- Все получилось у ребят? Что посоветуете ребятам?

Познавательные

объединять объекты по определенному признаку;

анализировать и создавать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

Регулятивные УУД:

выстраивать последовательность выбранных действий;

сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям

Коммуникативные УУД:

1. Корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Подведем итог урока.

Какова цель урока? Достигли мы поставленной цели? - Кто согласен?

- Что такое однородные члены? Какими членами предложения они могут быть?

_Оцени свою работу на уроке! Все ли тебе было понятно! Сколько + получили за самостоятельную работу на уроке? ( отметка на шкале Цукермана)

Помните, русский язык – наше богатство! Изучайте и любите наш русский язык!


Познавательные:

1.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные

1. Формировать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные:

1. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Личностные 1.Самооценка.



Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.





Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.





Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.





Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.


Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.


Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Однородные члены предложения  — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Раздаточный материал к уроку русского языка по теме «Однородные члены предложения» 3 класс Школа России учитель Жилина Е.П.



Прочитай предложение. Найди в нём однородные члены предложения:

Ребята бегали, прыгали, играли в футбол.


Прочитай предложение. Найди в нём однородные члены предложения:

Ребята бегали, прыгали, играли в футбол.


Поработай в паре: Прочитай предложения. Найди в них однородные члены, обозначь их.

Высокие сосны, ели шумели над нашими головами.


Ребята ходили в театр, в зоопарк, на выставку.



2.Поработай в паре: Прочитай предложения. Найди в них однородные члены, обозначь их.

Высокие сосны, ели шумели над нашими головами.


Ребята ходили в театр, в зоопарк, на выставку.


3.Прочитай предложения. Составь из них 1 предложение с однородными членами и запиши его в тетрадь. Обозначь однородные члены.


1 вариант

В садах поспевают яблоки. В садах поспевают груши. В садах поспевают сливы.


3. Прочитай предложения. Составь из них 1 предложение с однородными членами и запиши его в тетрадь. Обозначь однородные члены.


2 вариант

Над цветами летают шмели. Над цветами летают пчёлы.

Над цветами летают бабочки.

Прочитай предложение. Найди в нём однородные члены предложения:

Ребята бегали, прыгали, играли в футбол.



Прочитай предложение. Найди в нём однородные члены предложения:

Ребята бегали, прыгали, играли в футбол.


Поработай в паре:

Прочитай предложения. Найди в них однородные члены, обозначь их.


Высокие сосны, ели шумели над нашими головами.


Ребята ходили в театр, в зоопарк, на выставку.


2.Поработай в паре:

Прочитай предложения. Найди в них однородные члены, обозначь их.


Высокие сосны, ели шумели над нашими головами.


Ребята ходили в театр, в зоопарк, на выставку.


3.Прочитай предложения. Составь из них 1 предложение с однородными членами и запиши его в тетрадь. Обозначь однородные члены.


1 вариант

В садах поспевают яблоки. В садах поспевают груши. В садах поспевают сливы.


3. Прочитай предложения. Составь из них 1 предложение с однородными членами и запиши его в тетрадь. Обозначь однородные члены.


2 вариант

Над цветами летают шмели. Над цветами летают пчёлы. Над цветами летают бабочки.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.