12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Юлия25

Технологическая карта открытого урока

ФИО: Хлусова Юлия Михайловна

Предмет: Русский язык

Умк:: «Гармония»

Класс:2 Б

Продолжительность урока: 40 минут

Тема урока

Урок изучения новых знаний

Цели урока

создание условий для знакомства с правилами написания Ь и Ъ знаков

Задачи урока

Образовательные:

 формируем умение сравнивать и различать слова с разделительным мягким и твёрдым знаками.

 формируем умение группировать слова с разделительным твёрдым и мягким знаком.

Воспитательные:

 воспитываем умение сотрудничать в совместном решении проблемы;

 формируем умение работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.

Развивающие:

 развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать правила написания Ъ и Ь знаков.

Уметь разбирать слово по составу.

Регулятивные УУД:

понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя);

планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных языковых и речевых задач;

действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или схематичной форме (под контролем учителя);

выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;

выполнять действия самоконтроля.

Познавательные УУД:

находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе в словарях, применять её для решения практических задач;

находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения;

понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;

выполнять действия анализа, сравнения, группировки, конструирования по указанным основаниям;

Коммуникативные УУД:

участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;

высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других;

строить небольшие монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с ориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач; – создавать небольшие письменные тексты освоенных жанров, ориентируясь на ситуацию и задачи общения.

Учащийся получит возможность:

формировать учебно-познавательную мотивацию учения; формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия

Приставка, корень, суффикс, окончание

Межпредмет-

ные связи

Окружающий мир, Литература

Ресурсы

учебник по русскому языку «К тайнам нашего языка» 2класс М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко (Часть 2).

Форма урока

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ход урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Время: 2 минуты

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

У нас сегодня не простой урок.  Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать?

 ( иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.).

Приветствуют учителя и гостей.

Эмоционально настраиваются на урок

Мотивация на урок на урок.

Регулятивные

планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия; выполнять действия самоконтроля.

Постановка цели и задач урока

Время: 2-3 минуты

Итак, к нам обратились за помощью жители

Волшебной страны

 « Грамматика» . Они прислали нам письмо. (Приложение 1)

Давайте представим себе, что случится, если мы не сможем помочь жителям страны и не вернем на место знаки?

Минутка чистописания:

Каждый  детектив должен иметь блокнот для записи.  Такие блокноты у каждого на столе – это наши тетради.  А еще детектив должен  уметь  красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала  необходимо  записать ,  когда мы начали наше дело.

( Число, классная работа).

- Кто мы сегодня на уроке? (детективы)

- С какой буквы начинается слово «детективы»?

Учитель загадывает загадки, а ответы записывают в тетрадь

а) шестой день недели (суббота)

б) помещение, в котором учатся дети (класс)

в) название нашей страны (Россия)

г) одежда дерева (листья)

д) вход в многоэтажный дом (подъезд)

е)ёмкость для купания (ванна)

-Найдите лишние слова.

- Можем ли мы правильно определить выбор букв в данных словах и доказать свой выбор?

- Возникли ли у вас затруднения? В чём проблема?

Формулируют тему урока.

Прописывают букву «Д» в тетради.

Решают поставленную проблему, определяют правильный выбор букв.

Формулирование темы урока.

Повторяют пройденные орфограммы. Решают поставленные проблемы.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя); планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия; выполнять учебные действия; выполнять действия самоконтроля.

Познавательные УУД: находить необходимую информацию;

выполнять действия анализа, конструирования;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения; слушать и

Изучение нового материала

Время: 10-15 минут

Нам с вами необходимо собрать улики, давайте выполним упражнение №553. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. 

Самостоятельная работа:

-Запишите слова в 2 столбика:

I столбик - слова с приставками.

II столбик – слова без приставок.

-Что вы заметили при написании слов?

-Давайте узнаем, правы ли мы? (Читают правило)


 

Звукобуквенный разбор слова:

Для следующего исследования возьмём слова съеду и вьёте. Каждый вариант (2 учащихся на парте) возьмёт для исследования 1 слово. На доске те же виды разбора будут проводить вызванные учащиеся.

Ученики у доски дети в парах на местах делают выводы по пунктам плана:

1. Оба слова являются глаголами.

2. В словах одинаковое количество звуков и букв.

съеду 
с– [с]
ъе-[ й'] 
[э] 
д– [д] 

у– [у] 
5б.,5зв.,2сл.

вьёте
в– [в']
ьё– [й']
– [о]
т – [ т']

е – [э] 
5б.,5зв.,2сл.

3. Разделительный Ъ употреблён в слове съеду после приставки.

- Подтвердилось ли правило?

Составление алгоритма действий для выбора верной буквы

Учитель: Давайте спланируем ход наших действий при выборе правильной буквы. Как нужно действовать? Обратимся к учебнику (схема на странице 125).


 

- А сами буквы Ъ и Ь знаки обозначают какой то звук или они только помощники?

Чтобы ответить на этот вопрос давайте вызовем свидетелей - буквы е,ё,ю,я.

И устроим им очную ставку. А поможет нам в этом правило, которое лежит у вас на столах.

(После согласного перед гласным обозначать звук [ Й '] буквам Е, Ё, Ю, Я (И) помогают Ь и Ъ. В этом случае знаки называют разделительными).


 

А сейчас мы проведем следственный эксперимент. Найдите ошибки  и исправьте их. 

Повторене – мать ученя.

Хочется рыбку сесть, да не хочется в воду лезть.

Здорове всего дороже.

С чем подехал, с тем и отехал

А теперь проверьте работы у соседа по парте. Не забывайте, что вы очень внимательные детективы.

С чем подехал, с тем и отехал

Учитель просит проверить работу у соседа по парте. Не забывайте, что вы очень внимательные детективы.

Выполняют самостоятельную работу, записываю слова в 2 столбика, ищут закономерность и сравнивают с правилом.

Выполняют морфологический разбор слов по вариантам, подтверждают правило.

Составляют вместе с учителем алгоритм выбора Ь и Ъ знаков, какие звуки они обозначают, где стоят.

Закрепляют полученный алгоритм на упражнение.

В конце состоялась взаимопроверка.

Повторяют части слова, выходят на правило.

Знакомятся с правилом написания Ь и Ъ знаков.

Повторяют алгоритм морфологического разбора. Применяют и обосновывают новое правило.

Составляют алгоритм выбора правильной буквы (ь или ъ)

Повторяют предыдущий материал: Какой звук обозначает Ъ.

Где ставим Ъ и Ь знаки.

Применяют алгоритм на практике.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сохранять её планировать свои учебные действия; действовать инструкции, представленной в словесной форме;

выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме; выполнять действия самоконтроля.

Познавательные УУД:

находить необходимую информацию;

понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач;

выполнять действия анализа, конструирования по указанным основаниям;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения; высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других; строить небольшие монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с ориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач; – создавать небольшие письменные тексты освоенных жанров, ориентируясь на ситуацию и задачи общения.

Закрепление и контроль нового материала

Время: 5-7 минут

Посмотрите, ребята , на столах у вас есть тесты. А у меня еще и письмо прилагается. «Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с последним заданием, то так и быть верну братьев  на место. Безграмотность.»

Ребята, необходимо провести экспертизу содержимого и выполнить задание. (Приложение 2)

Выполняют тест по теме урока

Контроль усвоенных знаний

Итог и рефлексия

Время: 2-3 минуты

Ну вот братья и вернулись на свои места, дело закрыто и отправляется в архив.

Задает вопросы по теме урока

А  так , как вы хорошо  работали, то получаете  звание « Настоящие детективы».

Подводят итоги урока, производят самоанализ.

учим детей самоанализу и самооценке, а также оценивать работу своей группы.

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе; высказывать своё мнение;

строить небольшие монологические высказывания;

Приложение 1

« Дорогие ребята! В нашей стане жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее  отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчать, аТвердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное  место в алфавите.

Но тут вмешалась злая волшебница Безграмотность и перепутала братьев. Теперь они не могли не только занять почетное место , но даже свое потеряли.  Помогите , пожалуйста.

Приложение 2

Тест

1. Выбери верное утверждение:

А) разделительный твердый знак пишется после приставки, перед гласными е, ё, ю,я.

Б) разделительный  твердый знак пишется  после корня

       

2. Выбери верное утверждение

А) разделительный  мягкий знак пишется после приставки, перед согласным

Б) разделительный мягкий знак пишется после корня , перед буквами е,ё,ю,я.

     

3. В какой строчке  все слова пишутся с разделительным мягким знаком?

А) пальто, колья, полью

Б)листья, письмо, вьюга

В)счастье, деревья, веселье

     

4. В какой строчке в написании слов допущена ошибка?

А) воробьи, ульи, съезд

Б)  колья, подъём, вьехал

В) соленье, вьёт, печенье.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.