12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кригер Татьяна Александровна20
6

Урок русского языка по теме: "Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных", 5 класс

Кригер Т.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1»

г. Бийска Алтайского края

Урок русского языка в 5 классе

Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс».

Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Цель: познакомить с порядком рассуждения при выборе написания окончания; научить применять данный алгоритм для выбора правильного написания, графически обозначать условия выбора гласных в окончаниях.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Контроль. Познавательные УУД. Извлечение и переработка фактуальной информации. Построение устного высказывания на лингвистическую тему. Коммуникативные УУД. Работа в парах.

Метапредметные связи: история, литература, география, музыка, ИЗО.

Материалы к уроку: восточная лампа, книга со сказкой «Волшебная лампа Алладина» мультфильм «Алладин» 1992 года, кинофильм «Алладин» 2019 года, раздаточный материал, карта, толковый словарь, этимологический словарь, компьютер, проектор, экран, доска.


Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок. И многое зависит от нашей работы: продуктивным он будет или нет.

- Но сначала давайте обратим внимание на готовность к уроку, запишем число, классную работу в тетрадь. А строчку для темы оставим пустой.

2. Мотивационный этап.

- Обратите внимание на предмет, находящийся в моих руках. (Восточная лампа). Скажите, в каком произведении лампа играет главную роль и звучит в заголовке? («Волшебная лампа Алладина»). Вспомним сказку «Волшебная лампа Алладина» и мультипликационный фильм по этому произведению. Мы побываем в Аграбе. Кто-то что-нибудь знает об Аграбе? (Предположения ребят). Помогать нам сегодня на уроке будет Мудрец.

Мудрец.

- Существует несколько версий. (На экране можно показать карту).

1.Аграба - прототипом для названия этого города явился город в Индии Агра, в котором находится одно из восьми чудес света и самая посещаемая достопримечательность Индии - мечеть Тадж-Махал. 

2.Аграба - это вымышленное название арабского города Багдад.

- Показ отрывка из мультфильма «Алладин».

- Скажите, ребята, как называется то место, где люди могли купить овощи, фрукты, сладости.

- Конечно, базар. Одно из знаменитых мест Аграбы – это восточный базар.

Так вот, вы за правильные ответы на уроке будете получать фрукты и сладости, правда, нарисованные, в виде фишек. В конце урока мы их посчитаем и по количеству набранных выставим отметки.

Мудрец нам расскажет о происхождении этого слова (опора на этимологический словарь). Происхождение слова базар. Какой раздел науки о языке изучает значение слов? (Лексика).

1. "благотворительное мероприятие, распродажа в благотворительных целях",

2. "рынок, ярмарка".

В первом знач. встречается как западное заимств. через франц. bazar или нем. Basar, распространившееся благодаря популярности "1001 ночи"; см. Байст у Клюге-Гётце 44. Во втором знач. др.-русск. базаръ с 1499 гИсточником этого последнего является тюрк. диал. bazar, тур., алт., уйг. pazar "ярмарка, рынок" из перс. bāzār – то же, ср.-перс.

3. Работа со словосочетанием "в…сточнй б…зар".

- Ребята, докажите, что это словосочетание. Определите вид (сочинительное или подчинительное). Поясните свою точку зрения. Теперь вставьте буквы в слова. Выбрать правильную букву. Скажите, дети, эти слова проверяются? Можно к ним подобрать проверочное слово? Как называются такие слова? (Словарные). Их мы должны запомнить.

4.Проверка домашнего задания.

- Дома вы должны были приготовиться к написанию словарного диктанта. Перед вами карточки со словами. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму «Непроверяемая безударная гласная в корне слова».

- Для чего мы выполняем это задание?

Финик, банан, ананас, инжир, виноград, апельсин, арбуз, халва, орех, шоколад, пастила, щербет.

5. Взаимопроверка.

- Теперь обменяйтесь листочками и проверьте друг у друга выполненное задание.

Критерии оценивания словарного диктанта у вас есть. Выставьте отметку своему соседу по парте, исходя из критериев оценивания. (Критерии оценивания словарного диктанта обучающиеся знают).

Листочки отдайте учителю. Он вам в журнал выставит отметки.

- С данными словами составим 3 предложения. Простые, осложненные однородными членами предложения, и сложные. Какие части речи вы использовали при составлении предложений?

6. Физкультминутка.

- На восточном базаре от большого количества товаров глаза разбегаются, давайте сделаем гимнастику для глаз. (Ребята выполняют гимнастику для глаз).

- А чем у нас будет являться предложение «глаза разбегаются»? (Фразеологизм).

7. Определение темы урока.

Беседа с классом.

- А сейчас, ребята, давайте прослушаем песню главной героини из кинофильма «Алладин» 2019 года. Кто знает, как ее зовут? (Жасмин).

- Скажите, какой хочет стать Жасмин? (Смелой).

- «Смелой» - какая это часть речи? (Прилагательное)

- Дайте определение прилагательного.

- Какое окончание вы бы написали в этом слове? Почему? Определите падеж прилагательного.

- Исходя из этих вопросов и ответов, сформулируйте тему и цель урока.

(Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных)

8. Объяснение новой темы.

«Волшебная лампа Алладина» - арабская сказка. Найдите в этом предложении прилагательные. Обратите внимание на окончания прилагательных и объясните постановку тире в предложении. Окончания прилагательных выделить графически. Определите их падеж. Что нам помогает в правильном написании прилагательного? (Вопрос). (Устно).

9. Закрепление изученного материала.

Работа у доски. Выборочный диктант. (Один обучающийся выписывает словосочетания в ед.ч., второй – во мн.ч. по падежам, задает вопросы, выделяет окончания прилагательных).

Вопрос классу: Для какой цели выполняется это задание?

Ребята сами оценивают своих одноклассников.

Даны предложения из книги «Волшебная лампа Алладина». (У обучающихся есть этот раздаточный материал на партах).

В одном персидск.. городе жил когда-то бедн.. п..ртной. Я пришел в этот город после долг.. отлучки и радовался, что увижу моего брата Хасана, и вот он умер. Это был магрибинец и с ним слуга, который нес диковин.. магрибинские плоды и сласти. Я был в Индии, в арабск. землях, в землях Дальнего Запада и в Египте и провел в путешествиях тридцать лет. Завтра мы с Аладдином пойдем на рынок, и я куплю ему красив. одежду.

И сейчас же из костра поднялись к небу огромн.. ст..лбы пламени - желтые, красные и зеленые. Сейчас я начну читать над огнем заклинания, а когда я закончу - земля перед тобой расступится, и ты увидишь большой камень с медн.. к..льцом. Все дорожки были усыпаны круглыми разноцветн.. камешками, они ослепительно сверкали при свете ярк.. светильников и ф..нарей, развешанных на ветвях деревьев.

             ед.ч.                                   мн.ч.

И.п. бедный портной               И.п. огромные столбы

Р.п. долгой отлучки                 Р.п. ярких фонарей

Д.п. ( магрибинским плодам)   Д.п. (волшебных заклинаний)

В.п. красивую одежду             В.п. диковинные сласти

Т.п. с медным кольцом            Т.п. разноцветными камешками

П.п. персидском городе           П.п. в арабских землях

Вопросы к классу.

- Что такое «сласти»? Чем сласти отличаются от сладостей? (Исследование обучающегося с опорой на толковый словарь Ожегова).

Ответ Мудреца.

СЛАСТЬ, -имн. -и, -ейжен.

1. мн. То жечто сладость (в 3 знач.). Накупить сластей.

2. перен. Чтоночень приятноехорошее (прост.). Какая сискупаться в жаруЧто за ссидеть домаНагулялись в полную с.

СЛА́ДОСТЬ, -ижен.

1. смсладкий.

2. Сладкий вкус (разг.). В пироге мало сладости.

3. мн. Кондитерские изделияВосточные сладости

- Эти слова однозначные или многозначные? Объясните.

- В каком падеже словосочетания отсутствуют? Давайте их придумаем, обращая внимание на тематику урока.

- Расскажите, что помогало вам при написании падежных окончаний прилагательных? (Вопрос).

- Сформулируйте правило написания окончаний прилагательных. Расскажите алгоритм определения падежных окончаний прилагательных.

10. Игра. Чашка со сладкими фруктами.

К нарисованным фруктам прикреплены буквы. Пятиклассники должны сами сформулировать задание. (Из этих букв нужно составить прилагательное, выделить окончание, определить падеж).

Авокадо (зеленому), виноград (фиолетового), ананас (желтым), манго (оранжевом).

11. Подведение итога урока.

- Ребята, скажите, что мы сегодня вспомнили на уроке? Что узнали нового? Что было интересного?

12. Рефлексия.

- Давайте обратим внимание на раздаточный материал на вашем столе. Перед вами нарисованные фрукты, которые можно купить на восточном базаре. Вам предстоит оценить урок. Для этого нужно выбрать карточку настроения на уроке. Учитель их возьмет со стола. Проанализировав ваши ответы, хочу понять: было ли вам интересно на этом уроке и чем он вам запомнился. (Фрукты для карточек настроения выбирает сам учитель).

- Теперь посчитаем фишки и выставим отметки за урок.

13. Домашнее задание. (Вариативное).

А. Написать мини-сочинение «На восточном базаре…», используя как можно больше прилагательных. Окончания прилагательных выделить.

Б. Записать текст. Вставить пропущенные буквы. Выделить окончания прилагательных. В скобках указать вопросы прилагательных.

Джинн и..чез и через мгновение пр..нес стол, покрытый пр..красной кожаной скатертью. На нем стояло двенадцать з..л..тых блюд со всевозможными вкусн..ми кушаньями и два кувшина с розов..й водой, подслащенной сахаром и охлажденной снегом…Он вск..чил на коня и поехал к султану, и все ж..тели сб..жались п..смотреть на красив… юношу, ехавшего с такой пышн..й свитой. На рыночн..й площад.., где было больше всего н..роду, Аладдин достал из м..шка горсть зол..та и бросил ее. …

(Из-за распространения короновируса не стала делать групповые задания).


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.