Урок русского языка во 2 классе по теме «Имя прилагательное»
Технологическая карта урока – исследования по русскому языку
по теме: «Имя прилагательное» в рамках ФГОС
Класс: 2 класс
УМК " Школа России"
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»
Тема урока: Имя прилагательное
Цель: познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;
воспитывать любовь к природе, заботливого отношения к птицам.
Задачи:
1. дать понятие об имени прилагательном; научить находить прилагательные в речи;
2. формировать умение распознавать роль прилагательных в речи;
3. воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы;
пробудить интерес к урокам русского языка.
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки
- Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;
- Проектор, мультимедийная приставка, нетбук;
- Нетбуки для индивидуальной и парной работы;
- Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Формирование УУД
1. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности.
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок.
Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.
Личностные: самооценка готовности к уроку.
Метапредметные: учебно- познавательный интерес, организация рабочего места.
2. Актуализация опорных знаний.
Цель:
Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
Метапредметные УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Предметные УУД : Знания о частях речи, их признаках.
3. Постановка проблемы.
Цель: формировать представление о результате.
-Сегодня мы исследователи.
Исследуем, выделяем, доказываем.
-Перед вами карточки со словами.
Ваша задача найти лишнее слово и
объяснить своё решение.
Работа в парах. (Лес, лесовик, лесник, лесной)
(Слово лесной лишнее, отвечает на вопрос какой?
-Сформулируйте тему урока.
Обучающиеся исследуют карточки и находят слово-прилагательное. Объясняют своё решение. Формулируют тему урока.
Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока.
Метапредметные УУД: целеполагание
Предметные УУД: затруднение в определении части речи-прилагательное.
4. Открытие нового знания. Сообщение темы урока.
-Какие бы вы поставили перед собой вопросы по новой теме?
Дети:
-На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
-Что обозначает?
-Как связано с другими частями речи?
Обучающиеся ставят задачи на урок, которые должны решить с помощью открытий и исследований.
Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу
Метапредметные УУД : владение правильной речью,
Предметные УУД : понятия о частях речи
5. Первичное применение УУД.
ФИЗМИНУТКА.
Личностные УУД :
ЦО к умению выбирать действия по достижению цели
Метапредметные УУД : Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно
Предметные УУД : Умение применять знания на практике
Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни.
6. Закрепление изученного материала.
1.-Отгадайте загадку:
Белый, а не снег,
Сладкий, а не мёд. (Сахар)
-Найдите имена прилагательные?
-Какой признак они называют?
2. Работа в тетради на печатной основе.
Упр.91(с42)
-Прочитайте задание.
-О чём говориться в этом задании?
-Назовите прилагательные, на какие вопросы они отвечают?
Дети отгадывают загадку.
-Они называют признак – вкус.
Читают задание, объясняют смысл его.
Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.
7. Контроль и оценка.
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности
-Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли?
-Какие способы определения части речи – имя прилагательное?
-Научились мы выделять имя прилагательное от имени существительного?
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
Предметные УУД : предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.
Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы;
Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях
8. Рефлексия.
Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
-Кто- то уже из вас понял, как определять имя прилагательное?, как связано оно с именем существительным?
Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем работать в дальнейшем. В чем же именно согласуется им.прилагательное с им.существительным? Как правильно писать окончания им.прилагательных? Об этом мы узнаем после.
Список используемой литературы:
«Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
«Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
«Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
«Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения
«Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
«Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
«Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
«Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
«Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
«Сборник диктантов и творческих работ», Л.И. Тикунова, В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2011