Урок русского языка по теме «Разбор слова по составу!» (3 класс)

3
0
Материал опубликован 26 March 2022

Тема «Разбор слова по составу»

Цели занятия: Усовершенствовать знания учащихся о корне, приставке, суффиксе и окончании. Развивать умение разбирать слова по составу. Развивать воображения, используя прием системный оператор, для развития фантастической идеи.

Оборудование: таблица «Состав слова», картинка Лунтик, картинки с изображением Луны, печатные анаграммы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Уберите мысленно буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки в данной цепочке.

Й С Х М О Ч Щ С Р Ц Н Т Л Й А Х Ч В Щ М

- Какое слово вы получили? (состав)

Тема нашего урока «Разбор слова по составу слова».

II. Проверка домашнего задания (собрать сведения, что вы знаете о Луне, обобщение, с оставить текст)

Луна – самое близкое к Земле небесное тело, естественный спутник нашей планеты. Она вращается вокруг Земли на расстоянии 400 тысяч километров. Лунный шар гораздо меньше земного шара в диаметре – почти в 4 раза. Луна сама не излучает свет. Лунное сияние делает ночи светлыми, потому что от её поверхности отражаются солнечные лучи. Серые пятна в старину считали морями. Сейчас мы хорошо знаем, на Луне нет не капли воды, нет и атмосферы. Лунные моря - глубокие впадины, покрытые вулканическими породами. Светлые части луны – это её горные районы.

III. Работа по теме «Состав слова».

А) - Вспомните, что такое родственные слова? (Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением)

-Подберите родственные слова к слову ЛУНА.

(ЛУННЫЙ, ПРИЛУНИЛСЯ, ЛУНОХОД, ЛУНТИК, ПОДЛУННЫЙ)

- Какой сказочный персонаж свалился с Луны?

- Найдите общую часть. (ЛУН_)

- Как называется общая часть родственных слов? (корень)

Найдите слово, которое относится к схеме (схема на выбор)

Системный лифт (текст – предложение – словосочетание - слово- разбор по составу) [3]

Слово учителя: Давно или не давно, существовал загадочный, неопознанный мир. Жили там интересные жители и звали их лунатики. И вот однажды один из них свалился на Землю. И так стали появляться разные истории.

t1648298598aa.jpg


Б) Работа с группами слов

На доске написаны группы слов. Найди «лишнее слово»

1. ПОГРУЗИЛ, ПОДЪЕХАЛ, СТУЧАТЬ, ВЛЕЗЕТ. Ответ: Стучать (нет приставки)

2. ТРАКТОРИСТ, РЫБА, ГЛАЗОНЬКИ, ЗЕРНЫШКО. Ответ: Рыба (нет суффикса)

3. ПОЛЕ, ПОЛЬКА, ПОЛЮШКО, ПОЛЕВОД. Ответ: Полька (не однокоренное слово)

- Что такое суффикс?

- Что такое приставка?

В) Работа с однокоренными словами

- Образуйте однокоренные слова.

1. ОТЪЕХАТЬ, ПРИЛЕТЕТЬ, ПОЛИТЬ, ВТЯНУТЬ, УВИДЕТЬ, ПОДСВЕТИТЬ, УВЕЗТИ, 

ОТЦВЕСТИ.

2. УЧИТЕЛЬ, СТРОИТЕЛЬ, ЖИТЕЛЬ, ЧИТАТЕЛЬ, ПОКУПАТЕЛЬ

IV. Физкультминутка.

V. Словарно – орфографическая работа (с использование системного оператора.

-О каком небесном теле шла речь в домашней работе. (ЛУНА)

-На Луне всё необычно и непривычно. Известно, что растения приспосабливаются к условиям окружающей среды и каждая часть растения, выполняет какую- то свою работу.

А) Запишите из словаря слова на тему «Растения» (БЕРЁЗА, ЗЕМЛЯНИКА, КАПУСТА, КАРТОФЕЛЬ, МАЛИНА, ОВЁС, ОВОЩИ, ОГУРЕЦ,ПОМИДОР, ПШЕНИЦА)

- Что общего и чем различаются эти слова?

- А какие растения получатся в анаграммах?

Б) Анаграммы БАК+БУМ (бамбук) ТАК+СУК (кактус) РИС+ПИКА (КИПАРИС)

- А сейчас вспомним стих:

- Если мы рассмотрим что-то,

- Это что-то из чего- то,

- Это что-то часть чего-то, чем-то было раньше что-то,

- Что – то будет с этим что-то.

Давайте рассмотрим обыкновенное растение с помощью СО (системный оператор).

t1648298598ab.jpg

- Скажите, какую роль играет каждая часть растения? А как будет выглядеть растение на Луне (какие будут корни, стебли, ствол, листья, цветы и плоды, чтобы растение могло существовать и размножаться в «лунных условиях». Нарисуйте на листе

ВАРИАНТ: Длинные стелящиеся корни, опутывающие всю планету и переплетённые с корнями других растений. Стебли как бочки с водой. Плоды, какие мы привыкли видеть – нет. Растения все разные, постоянно изменяются. Новые виды появляются в месте соприкосновения корней соседних растений.

В) Выставка – галерея фантастических растений. VI. Итог. Как, вы, думаете, какая главная часть растения? А слова? (корень) Как называется общая часть родственных слов? Назовите все части слова?

t1648298598ac.png


Подумайте: - Где и для чего можно использовать придуманное вами растение?


Список использованной литературы

1.«Занимательный русский язык».// Автор комплекта учебно-методических пособий курса Т.Н. Соколова. 

2.История развития приемов. ТРИЗ // Петров Владимир

3.Прием ТРИЗ "Системный оператор" //Шаталова Н.Н







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.