Урок русского языка по теме «Разбор слова по составу!» (3 класс)
Тема «Разбор слова по составу»
Цели занятия: Усовершенствовать знания учащихся о корне, приставке, суффиксе и окончании. Развивать умение разбирать слова по составу. Развивать воображения, используя прием системный оператор, для развития фантастической идеи.
Оборудование: таблица «Состав слова», картинка Лунтик, картинки с изображением Луны, печатные анаграммы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Уберите мысленно буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки в данной цепочке.
Й С Х М О Ч Щ С Р Ц Н Т Л Й А Х Ч В Щ М
- Какое слово вы получили? (состав)
Тема нашего урока «Разбор слова по составу слова».
II. Проверка домашнего задания (собрать сведения, что вы знаете о Луне, обобщение, с оставить текст)
Луна – самое близкое к Земле небесное тело, естественный спутник нашей планеты. Она вращается вокруг Земли на расстоянии 400 тысяч километров. Лунный шар гораздо меньше земного шара в диаметре – почти в 4 раза. Луна сама не излучает свет. Лунное сияние делает ночи светлыми, потому что от её поверхности отражаются солнечные лучи. Серые пятна в старину считали морями. Сейчас мы хорошо знаем, на Луне нет не капли воды, нет и атмосферы. Лунные моря - глубокие впадины, покрытые вулканическими породами. Светлые части луны – это её горные районы.
III. Работа по теме «Состав слова».
А) - Вспомните, что такое родственные слова? (Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением)
-Подберите родственные слова к слову ЛУНА.
(ЛУННЫЙ, ПРИЛУНИЛСЯ, ЛУНОХОД, ЛУНТИК, ПОДЛУННЫЙ)
- Какой сказочный персонаж свалился с Луны?
- Найдите общую часть. (ЛУН_)
- Как называется общая часть родственных слов? (корень)
Найдите слово, которое относится к схеме (схема на выбор)
Системный лифт (текст – предложение – словосочетание - слово- разбор по составу) [3]
Слово учителя: Давно или не давно, существовал загадочный, неопознанный мир. Жили там интересные жители и звали их лунатики. И вот однажды один из них свалился на Землю. И так стали появляться разные истории.
Б) Работа с группами слов
На доске написаны группы слов. Найди «лишнее слово»
1. ПОГРУЗИЛ, ПОДЪЕХАЛ, СТУЧАТЬ, ВЛЕЗЕТ. Ответ: Стучать (нет приставки)
2. ТРАКТОРИСТ, РЫБА, ГЛАЗОНЬКИ, ЗЕРНЫШКО. Ответ: Рыба (нет суффикса)
3. ПОЛЕ, ПОЛЬКА, ПОЛЮШКО, ПОЛЕВОД. Ответ: Полька (не однокоренное слово)
- Что такое суффикс?
- Что такое приставка?
В) Работа с однокоренными словами
- Образуйте однокоренные слова.
1. ОТЪЕХАТЬ, ПРИЛЕТЕТЬ, ПОЛИТЬ, ВТЯНУТЬ, УВИДЕТЬ, ПОДСВЕТИТЬ, УВЕЗТИ,
ОТЦВЕСТИ.
2. УЧИТЕЛЬ, СТРОИТЕЛЬ, ЖИТЕЛЬ, ЧИТАТЕЛЬ, ПОКУПАТЕЛЬ
IV. Физкультминутка.
V. Словарно – орфографическая работа (с использование системного оператора.
-О каком небесном теле шла речь в домашней работе. (ЛУНА)
-На Луне всё необычно и непривычно. Известно, что растения приспосабливаются к условиям окружающей среды и каждая часть растения, выполняет какую- то свою работу.
А) Запишите из словаря слова на тему «Растения» (БЕРЁЗА, ЗЕМЛЯНИКА, КАПУСТА, КАРТОФЕЛЬ, МАЛИНА, ОВЁС, ОВОЩИ, ОГУРЕЦ,ПОМИДОР, ПШЕНИЦА)
- Что общего и чем различаются эти слова?
- А какие растения получатся в анаграммах?
Б) Анаграммы БАК+БУМ (бамбук) ТАК+СУК (кактус) РИС+ПИКА (КИПАРИС)
- А сейчас вспомним стих:
- Если мы рассмотрим что-то,
- Это что-то из чего- то,
- Это что-то часть чего-то, чем-то было раньше что-то,
- Что – то будет с этим что-то.
Давайте рассмотрим обыкновенное растение с помощью СО (системный оператор).
- Скажите, какую роль играет каждая часть растения? А как будет выглядеть растение на Луне (какие будут корни, стебли, ствол, листья, цветы и плоды, чтобы растение могло существовать и размножаться в «лунных условиях». Нарисуйте на листе
ВАРИАНТ: Длинные стелящиеся корни, опутывающие всю планету и переплетённые с корнями других растений. Стебли как бочки с водой. Плоды, какие мы привыкли видеть – нет. Растения все разные, постоянно изменяются. Новые виды появляются в месте соприкосновения корней соседних растений.
В) Выставка – галерея фантастических растений. VI. Итог. Как, вы, думаете, какая главная часть растения? А слова? (корень) Как называется общая часть родственных слов? Назовите все части слова?
Подумайте: - Где и для чего можно использовать придуманное вами растение?
Список использованной литературы
1.«Занимательный русский язык».// Автор комплекта учебно-методических пособий курса Т.Н. Соколова.
2.История развития приемов. ТРИЗ // Петров Владимир
3.Прием ТРИЗ "Системный оператор" //Шаталова Н.Н