Урок русского языка "Пробуем ставить знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых"
Тема: Пробуем ставить знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
Тип урока: повторения и обобщения
Цели: формирование умения распознавать и строить сложные предложения.
Задачи: уметь выделять признаки сложного предложения; расставлять знаки препинания в сложных предложениях и с однородными членами предложения; развивать орфографическую зоркость;
Планируемые результаты:
Личностные:- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия и корректировать результаты;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Оборудование: раздаточный материал
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ι. Организация класса на работу. | Слово - приветствие. Слушайте, обсуждайте, Вопросы задавайте, Ошибки исправляйте, Чётко отвечайте, Никогда не унывайте. | Приветствуют учителя. |
ΙΙ. Минутка чистописания | Откройте тетради, напишите число. Ветерок, красные, свежий, листья, по, желтые, и, гонит, дороге. - Можно ли эту группу слов назвать предложением? - Напомните, что же такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, чувства.) - Составьте из данных слов предложение? (Свежий ветерок гонит красные и желтые листья по дороге) - Сделаем синтаксический разбор этого предложения. - Есть ли в этом предложении однородные члены? ( Да: красные и желтые) - Как они связаны между собой? (Союзом и). - Обобщим наши знания. Работа с гексами (парная) Предложить ученикам выделить важные и интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу, то есть учебный материал распределяют по каким-либо общим признакам. - Как вы думаете, вся ли информация о предложении добыта вами? -Какова цель нашего урока? |
|
III. Повторение изученной темы. IV. Постановка проблемы V. VI. Проверка усвоения изученного материала. Самостоятельная работа. | Тест «Верно-неверно» Значение запятой. -Нужны ли запятые в русском языке? «Запятые –как нотные знаки. Как расставишь, так и запоёт предложение» К.Г.Паустовский Пролетело жаркое лето, и пришла золотая осень. [ = - ], и [ = - ]. Свежий ветерок гонит листья, но они плавно кружатся в воздухе. [ - = ], но [ - = ] Облетели листья с клена, он от холода дрожит. [ = - ],и [ - = ]. В лесу дрожат осинки, а ветер срывает с них косынки. [ = - ], а [ - = ]. — Одинакова ли смысловая роль союзов и и но? (В предложении с союзом но действия предметов противопоставляются, а с союзом и действия предметов перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия.)
Прол..тело жаркое лето и пришла золотая осень. Свежий ветерок гонит лист…я но они плавно кружатся в воздухе. Облетели листья с клена он от холода др…жит. В лесу дрожат осинки а ветер срывает с них косынки. Тема текста- Осень. Главная мысль, тип текста - Зачитайте предложения к каждой схеме. [ = - ], и [ = - ]. [ - = ], но [ - = ] [ = - ], [ - = ]. [ = - ], а [ - = ]. 1.Найди грамматическую основу 2.Определи, сколько частей в данном сложном предложении 3.Найди союз, который связывает части сложного предложения 4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую
Физкультминутка Тест по теме «Простое и сложное предложение» - Сравните постановку запятых в сложных предложениях и простом предложении. Что заметили? | 1)Группа слов, которая выражает законченную мысль? а)словосочетание б)предложение 2)Как называются предложения, имеющие только главные члены? а)распространённое б) нераспространённое 3)Что составляют подлежащее и сказуемое? а)словосочетание б)грамматическую основу 4)Как называются предложения, состоящие из нескольких простых? а)простое б)сложное 5)Чем соединяются простые предложения в составе сложного? а)предлоги б)союзы 6)Чем связаны простые предложения в составе сложного? а) по смыслу и интонационно б) перечислением 7)Выберите схему простого предложения? а) [ - = ], но [ - =] б) [ - = O, O ] 8)Выберите схему сложного предложения? а) [ - = ], но [ - =] б) [ - = O, O ] Проверяй-ка! 1)б 2)б 3)б 4)б 5)б 6)а 7)б 8)а 1.Определить грамматическую основу. 2.Нарисовать схему. 3. Дать характеристику. -Если предложение сложное, то его части разделяются запятой. -Правильно расставлять знаки препинания. Оценивание теста. Оценка «5» Молодец! Ты показал высокий уровень знаний по данной теме. Желаем дальнейших успехов! Оценка «4» Твой уровень знаний по данной теме достаточно хороший. Нам кажется, что ты можешь показать высокий уровень. Попробуй пройти тест ещё раз. Будь Оценка «3» Сегодня ты показал средний уровень знаний по данной теме. Ты можешь его повысить. Для этого потренируйся и пройди тест ещё раз. Будь уверен, у тебя всё получится! Оценка «2» К сожалению, сегодня ты показал низкий уровень знаний по данной теме. Советуем повторить правила, потренироваться и пройти тест ещё раз. Будь уверен, у тебя всё получится! |
VII. Итог урока | Рефлексия. - Наша работа была плодотворной? - Какое задание вызвало затруднение? - Какое задание понравилось? - Спасибо за работу.
| |
VIII. Домашнее задание | Для тех, кто еще затрудняется в правильной постановке знаков препинания в предложениях, я предлагаю задание на выбор в РЛ | |
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я умею выделять грамматическую основу в предложении. | |
3) Я умею ставить запятые в сложных предложениях и в простых предложениях с однородными членами. | |
4) Я могу составлять схемы различных предложений. | |
4) Мне необходимо поработать над… (перечисли темы для доработки) | |
Задания по выбору: Повышенный уровень: Выберите сложное предложение. Подчеркните в нем грамматические основы. Поставьте запятые в сложном предложении и в предложении с однородными членами. На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса. Распевают синицы звонко отстукивает клювом дятел. Пеликан бродил вокруг нас шипел кричал но в руки не давался. Средний уровень Подчеркни главные члены предложений. Расставь запятые. Составьте схемы предложений. Стоял апрель мы жили в Ялте. Сегодня я поеду к бабушке. Наступили холода и по утрам лужицы покрываются хрупким льдом
Прол..тело жаркое лето и пришла золотая осень. Свежий ветерок гонит лист…я но они плавно кружатся в воздухе. Облетели листья с клена он от холода др…жит. В лесу дрожат осинки а ветер срывает с них косынки. Тест 1)Группа слов, которая выражает законченную мысль? а)словосочетание б)предложение 2)Как называются предложения, имеющие только главные члены? а)распространённое б) нераспространённое 3)Что составляют подлежащее и сказуемое? а)словосочетание б)грамматическую основу 4)Как называются предложения, состоящие из нескольких простых? а)простое б)сложное 5)Чем соединяются простые предложения в составе сложного? а)предлоги б)союзы 6)Чем связаны простые предложения в составе сложного? а) по смыслу и интонационно б) перечислением 7)Выберите схему простого предложения? а) [ - = ], но [ - =] б) [ - = O, O ] 8)Выберите схему сложного предложения? а) [ - = ], но [ - =] б) [ - = O, O ] | Задания по выбору: Повышенный уровень: Выберите сложное предложение. Подчеркните в нем грамматические основы. Поставьте запятые в сложном предложении и в предложении с однородными членами. На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса. Распевают синицы звонко отстукивает клювом дятел. Пеликан бродил вокруг нас шипел кричал но в руки не давался. Средний уровень Подчеркни главные члены предложений. Расставь запятые. Составьте схемы предложений. Стоял апрель мы жили в Ялте. Сегодня я поеду к бабушке. Наступили холода и по утрам лужицы покрываются хрупким льдом
Прол..тело жаркое лето и пришла золотая осень. Свежий ветерок гонит лист…я но они плавно кружатся в воздухе. Облетели листья с клена он от холода др…жит. В лесу дрожат осинки а ветер срывает с них косынки Тест 1)Группа слов, которая выражает законченную мысль? а)словосочетание б)предложение 2)Как называются предложения, имеющие только главные члены? а)распространённое б) нераспространённое 3)Что составляют подлежащее и сказуемое? а)словосочетание б)грамматическую основу 4)Как называются предложения, состоящие из нескольких простых? а)простое б)сложное 5)Чем соединяются простые предложения в составе сложного? а)предлоги б)союзы 6)Чем связаны простые предложения в составе сложного? а) по смыслу и интонационно б) перечислением 7)Выберите схему простого предложения? а) [ - = ], но [ - =] б) [ - = O, O ] 8)Выберите схему сложного предложения? а) [ - = ], но [ - =] б) [ - = O, O ] |









