12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Деряева Светлана Алексеевна28

МОУ «Сабаевская СОШ»

 

План-конспект

урока русского языка в 11 классе

на тему:

«Помни имя своё!»

(Работа с текстом.1000-летию единения мордовского народа

с народами Российского государства)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Деряева С.А.


 

Сабаево


 


 

Урок русского языка в 11 классе.

Тема урока: «Помни имя своё!» Работа с текстом. (1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства)

Цели урока:

- совершенствование навыков анализа текста, развитие аналитических и творческих способностей учащихся, отработка навыков культуры речи;

- развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

- воспитывать чувство любви к малой родине, способствовать формированию уважительного отношения к родному языку как национальному достоянию.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал – тексты для анализа, мордовская музыка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Работа с эпиграфом к уроку. – 1 мин.

Край мой любимый, Русь и Мордва! 

С.Есенин

Затерялась Русь в Мордве и Чуди

С.Есенин

Учитель:

- Эти строки взяты из стихотворений Сергея Есенина. В них отражены высокие чувства поэта к России и мордовскому народу.

III. Сообщение темы и постановка целей урока учителем. 

Учитель: - Ребята вам известно, что Президентом РФ Дмитрием Медведевым подписан Указ «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства». (СЛАЙД)

- Тема урока «Помни имя своё!», посвящается 1000-летию единения. Проведём работу с текстом мордовского писателя Виктора Михайловича Лобанова (СЛАЙД) о мордовском народе, народе финно-угорской языковой семьи, проанализируем текст, выделим языковые особенности, нам необходимо понять смысл, содержание, мысли автора.

IV. Работа с текстом.

1.Выразительное чтение текста.

(1)Помни имя своё. (2)Эти наполненные глубокого смысла слова могут быть обращены как к отдельному человеку, так и к целому народу. (3)Нация тогда сильна и сплочённа, когда дорожит своим именем, своим этнонимом. (4)Для нас это гордые и звучные слова «мордвин», «мордва», «мордовский народ».

(5)Можно привести немало ярких примеров достойного звучания слова «мордвин».

(6)Со времён Ивана Грозного известен славный дворянский род Мордвиновых, особенно велики заслуги перед Россией Николая Семёновича Мордвинова – государственного и общественного деятеля, экономиста, адмирала флота. (7)У легендарного лётчика, Героя Советского Союза Михаила Петровича Девятаева позывным было слово «мордвин». (8)Совсем недавно Европа рукоплескала фольклорной группе «Морденс». (9)Выдающийся режиссёр В.Э. Мейерхольд слушал в Марьиной Роще мордовские народные песни и так был очарован ими, что включил эти напевы в музыкальное оформление спектакля «Лес» по пьесе А.Н. Островского…

(10)Искренне жаль тех, кому в названии своего же народа слышится что-то неблагозвучное, оскорбительное, унижающее. (11)Нам нужно помнить имя своё, объединяться и сплачиваться, ощущать себя единым мордовским народом.

(12)Гордись, что отец твой мордвин. (13)Будь достойным своих предков. (14)Привей это чувство и внукам. (15)В нашем языке нет слова «война». (16)Жить в мире и согласии с другими народами – это святая заповедь предков.

Виктор Лобанов, член Союза писателей России.

(1)Помни имя своё. (2)Эти наполненные глубокого смысла слова могут быть обращены как к отдельному человеку, так и к целому народу. (3)Нация тогда сильна и сплочённа, когда дорожит своим именем, своим этнонимом. (4)Для нас это гордые и звучные слова «мордвин», «мордва», «мордовский народ».

(5)Можно привести немало ярких примеров достойного звучания слова «мордвин».

(6)Со времён Ивана Грозного известен славный дворянский род Мордвиновых, особенно велики заслуги перед Россией Николая Семёновича Мордвинова – государственного и общественного деятеля, экономиста, адмирала флота. (7)У легендарного лётчика, Героя Советского Союза Михаила Петровича Девятаева позывным было слово «мордвин». (8)Совсем недавно Европа рукоплескала фольклорной группе «Морденс». (9)Выдающийся режиссёр В.Э. Мейерхольд слушал в Марьиной Роще мордовские народные песни и так был очарован ими, что включил эти напевы в музыкальное оформление спектакля «Лес» по пьесе А.Н. Островского…

(10)Искренне жаль тех, кому в названии своего же народа слышится что-то неблагозвучное, оскорбительное, унижающее. (11)Нам нужно помнить имя своё, объединяться и сплачиваться, ощущать себя единым мордовским народом.

(12)Гордись, что отец твой мордвин. (13)Будь достойным своих предков. (14)Привей это чувство и внукам. (15)В нашем языке нет слова «война». (16)Жить в мире и согласии с другими народами – это святая заповедь предков.

Виктор Лобанов, член Союза писателей России.

2.Словарная работа. – 2 мин.

ЭТНО́НИМ (от греч.— народ, племя ) - название общностей, наций, групп родственных этносов (народ), племенных названий.

Мордвиновы - русский графский и дворянский род, предок которого, Ждан Мордвинов, взят был в аманаты от мордвы в 1546 году и получил поместье в Копорье (Ленинградская область).

Граф Никола́й Семёнович Мордви́нов (28.04. 1754 — 11 .04.1845) — русский флотоводец и государственный деятель, знаменитый англоман. Автор значимых трудов по экономике, финансовой политике, сельскому хозяйству, банковскому делу.

Михаил Петрович Девятаев (8 июля 1917, пос.Торбеево, Мордовия — 24 ноября 2002 , Казань , Татарстан) — Гвардии старший лейтенант, лётчик-истребитель. Совершил побег из немецкого концлагеря на угнанном бомбардировщике.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940) Русский режиссер, актер, педагог, народный артист России, один из реформаторов театра 20 века.

3.Задания по тексту.

- Определите тип речи. (Рассуждение. Имеет тезис (то есть утверждение, которое нужно доказать – 1 абзац); аргументы, доказывающие тезис, примеры – предлож. 6-11; вывод – предложения 12-15.)

- Определите стиль речи. (Публицистический. Текст информирует, одновременно воздействует на читателя или слушателя, убеждает нас в чем-то, внушает определенные идеи, взгляды, побуждать к определенным поступкам, действиям. Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, общедоступность.)

- Выделим ключевые слова и выражения текста. (народ, нация, этноним, мордвин, мордва, мордовский народ, славный род, велики заслуги, мордовские народные песни, объединяться и сплачиваться, ощущать себя единым мордовским народом, будь достойным своих предков, святая заповедь предков). В течение урока ключевыми понятиями для нас будут эти слова.

- Определим тему текста. О чём текст? (О мордовской нации. Мы, мордва, – нация, которая должна сплачиваться и объединяться, чтобы ощущать себя единым народом. В тексте можно выделить предложения, которые выражают основную мысль – 1, 13 предложения)

- Что волнует автора? (Автора волнует то, что мордовский народ забывает своё имя, «…жаль тех, кому в названии своего же рода слышится что-то неблагозвучное, оскорбительное, унижающее»)

- Определим основную проблему. (Проблема нравственного долга)

- проблема культуры;

- проблема нравственного долга;

- бытовая проблема;

- политическая проблема,

- социальная проблема.

- Актуальна ли данная проблема в настоящее время? Насколько она злободневна в наши дни? (Проблема нравственного долга актуальна и злободневна, потому что если мордовский народ не будет уважительно относиться к своей нации, то нация может исчезнуть)

- Почему Виктор Лобанов рассматривает именно эту проблему? (автору небезразлична родная мордовская нация, он призывает)

- Как характеризует автора выбор данной проблемы? (Виктор Михайлович – патриот своей родины, он любит всей душой мордовский народ)

- Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя? (он использует исторические сведения, примеры из музыкального мира)

- Рассмотрим, какие лексические средства использует автор. (Синонимы: народ, нация. Термины: этноним. Общественно-политическая лексика: государственный и общественный деятель, народ, нация, в мире и согласии и др.Народ, народность, нация, национальность, племя, язык, расаНарод, народность, нация, национальность, племя, язык, раса Народ, народность, нация, национальность, племя, язык, раса)

- Морфологические черты: повелительная форма глагола в публицистике используется как средство привлечения внимания собеседника: помни, гордись, будь, привей; преобладают существительные и глаголы, что характерно для публицистического стиля.

- Синтаксические средства: характерно использование однородных членов, односоставных предложений, сложных синтаксических конструкций.

- Выразительно-изобразительные средства.

В тексте Виктора Лобанова читатель ощущает переживания автора о сохранении мордовской нации. С целью избежать повторений, однообразия лексики, уточнить мысль, передать её более чётко автор использует ______ (нация, народ, этноним). Синтаксические конструкции _____(сильна и сплочённа; мордвин, мордва, мордовский народ) помогают создать емкий образ, придать эмоциональность. Для наибольшей выразительности автор использует_____(предложение 10).

Градация.

Метафора.

Ряды однородных членов.

Диалектизмы.

Синонимы.

4.Мини-сочинение «Я – эрзя, этим и горжусь».

Я – эрзянин, и с гордостью скажу об этом всем, кто меня спросит. Благодаря скульптору С. Д. Эрьзе, патриарху Никону и нашим поэтам мордовская нация славна на весь мир. Значит, я обязан нести имя своей нации с высоко поднятой головой. Я – эрзя!

Я – эрзя, этим и горжусь. Мои родители, деды и прадеды тоже мордва. Они пели мордовские песни, рассказывали сказки о Виряве. Я продолжаю род нашей эрзянской семьи. Я должна хранить свой язык, культуру, традиции.

Я – эрзя, этим и горжусь. Я люблю свой язык, народ, прекрасную Мордовию. На мордовской земле выросли родились и выросли люди, которые прославили нашу Республику: писатели, поэты, скульпторы, художники, спортсмены… Думаю, что просто любить и гордиться своей нацией – этого мало. Ведь не слова красят человека, а его дела. И жить надо так, чтобы получать удовлетворение от каждого прожитого дня.

V.Итоги урока.

Мы с вами должны гордиться, что родились и живём в Республике Мордовия, что наша малая родина является частицей огромной России. Итог урока хочется подвести словами мордовского поэта Михаила Бебана:

Земли есть и красивей-

Мне не надо иной:

Ты ведь тоже Россия,

Край мордовский родной.

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.