Конспект урока русского языка в 6 классе «Имя прилагательное»
МБОУ Светлянская СОШ
Воткинский район, Удмуртская Республика
Конспект
урока русского языка
в 6 классе
Тема: "Имя прилагательное"
Разработала: О.Г. Алатырева,
учитель русского языка и литературы
первой категории
МБОУ Светлянской СОШ
с. Светлое 2015г.
Класс: 6
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2004 г., М. Разумовская
Название раздела, темы: Морфология. Прилагательное.
Тема урока: «Имя прилагательное»
Цели урока:
образовательная: повторить изученное об имени прилагательном как части речи;
развивающая: развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте;
воспитательная: привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий, введение в проект
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.
Литература:
«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
«Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005
Популярное пособие для родителей и педагогов «И учеба, и игра: русский язык», авторы: Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова.
Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2004, автор: М. Разумовская.
Межпредметные связи: изобразительное искусство
Ресурсы сети Интернет:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( http://www.testsoch.com)
Ход урока
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний
Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)
Первичное закрепление
Самостоятельная работа по группам
Рефлексия деятельности
Задание на дом |
личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы. регулятивные: целеполагание познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний
постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, самоконтроль
регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи регулятивные: оценка результатов работы. коммуникативные: управление поведением партнера, инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;
логические: анализ истинности утверждений, регулятивные: оценка результатов работы познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,
логические: выведение следствий, коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли, личностные: самоопределение, регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация. |
Включение детей в деятельность. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»
Учитель: - Ребята, как вы думаете, для чего людям краски? -Какие бывают краски? - Можно ли украсить слово? Текст? Сравните, пожалуйста, два текста. Какой текст вам понравился больше. Почему?
1. Оформление тетради. Запись четверостишия: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! - Найти в 1 предложении грамматическую основу. - Чем выражено сказуемое? 2. Самостоятельная работа «Дополни слово» -Давайте проверим, что вы знаете об имени прилагательном
- Молодцы. Вы уже очень много знаете об имени прилагательном. Хотите знать еще больше? Тогда я предлагаю вам включиться в проект «Раскрасим мир» Цель проекта: ответить на вопрос «Как с помощью имени прилагательного можно раскрасить мир, что это означает» Для того, чтобы работать в проекте, нужно разделиться на группы. У вас на партах лежат цветные листочки. Найдите по их цвету свою группу. 1гр. - «Литераторы» будут исследовать роль имени прилагательного в художественных текстах 2 гр. - Роль имени прилагательного в предложении 3 гр. - Происхождение имени прилагательного 4 гр. - Словообразование имени прилагательного После каждого урока вы будете заполнять таблицу, которая напечатана на вашем листочке (приложение3). По завершении проекта каждая группа представит творческий отчет соответственно своей теме. Отчет может быть в виде презентации, газеты, вики - статьи.
- А теперь, вперед, за знаниями. Я читаю текст, будьте внимательны -Что в этом тексте неправильно? (приложение 4)
- А теперь вы будете работать по группам. (приложение5)
-Какой главный вопрос урока стоял сегодня перед вами? -Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения: Я узнал… Я узнал на уроке Я узнал из других источников
-Выписать из романа А. С. Пушкина «Дубровский» первые пять предложений 1 группа – определяет роль имен прилагательных в этих предложениях. 2 группа – определяет роль имен прилагательных в предложениях 3 группа – определяет происхождение имен прилагательных их этих предложений. 4 группа – делает словообразовательный анализ имен прилагательных. Спасибо всем, кто любит свой язык, Кто с русской речью дружен, Быть равнодушным не привык, Кому покой не нужен. Удачи! |
Включение в работу, самоопределение
Дети отвечают какие бывают краски и для чего они предназначены. Сравнивают тексты: 1 - без прилагательных, 2 - с прилагательными (приложение 1) Обучающиеся делают вывод о том, что украсить слово, текст можно именем прилагательным
Дети работают в тетрадях Обучающиеся работают по карточкам, дописывают фразы, затем сверяют с оригиналом (приложение 2)
Дети делятся на 4 группы по цвету листочков соответственно (1 гр.- розовые, 2гр.- желтые, 3 гр.-голубые, 4 гр. - зеленые)
Рассуждения учащихся
Дети слушают текст. Делают вывод, что неправильно подобранные прилагательные делают текст смешным и искажают его. Записывают текст в тетрадь в исправленном виде.
Обучающиеся работаю т по группам, соответственно своей теме Графическая работа со словами Выполняется словообразовательный разбор прилагательных Выявление роли имени прилагательных в тексте. Лексическая работа, происхождение слов
Дети отвечают на поставленный вопрос урока:-для чего людям краски и как можно украсить слово, текст. Заполняют таблицу, делают вывод |
Приложение 1
Мы подъехали к лугу. Он у реки пронзительно зеленел от травы. Местами луг прорастал кружочками мать-и-мачехи. Кое-где кудрявились комочки подснежников. В середине серебрилось зеркальце. Оно ослепительно сверкало водой. Из нее пили птицы. Над ней в танце кружились бабочки. Это зеркальце все старались оставить лугу. Все хотели привлечь сюда солнце.
Мы подъехали к заливному лугу. Он у реки пронзительно зеленел от молодой травы. Местами луг прорастал солнечными кружочками мать-и-мачехи. Кое-где кудрявились сиреневые комочки подснежников. В середине серебрилось зеркальце. Оно ослепительно сверкало талой водой. Из нее пили птицы. Над ней в танце кружились бабочки. Это зеркальце все старались оставить зеленому лугу. Все хотели привлечь сюда лучистое солнце
Приложение 2
Имя прилагательное - часть речи, которая отвечает на вопросы …
Обозначает …
В предложении чаще всего бывает …
Изменяется по …
Может иметь …
Делится на …
Приложение 3
Что я знала(а) |
Что я узнал(а) на уроке |
Что я узнал(а) из других источников |
Приложение 4
Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У зеленого Мишки была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Они собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошел вчерашний дождь. Мальчики спрятались под жизнерадостным деревом.
(Слова для справок: зеленый, вкусные, маленькая, средний , старший, большие, съедобные, громкие, синее, сильный, высокое)
Приложение 5
1 группа. Литераторы.
Задание 1.
Продолжите пословицы.
И волки сыты, и …
Корень учения горек, а …
Голь на выдумки …
Задание 2.
Вместо пропуска запишите прилагательное, являющееся постоянным эпитетом. Приведите примеры с данным словосочетанием из произведения устного поэтического творчества.
…………………. солнышко;
…………………. леса;
…………………. сокол;
Задание 3.
Роль прилагательных в художественной речи.
Прочитайте выразительно стихотворение В. Бакалдина. Назовите прилагательные. Вспомните прямое и переносное значение слов.
У народа есть слова
«Хлеб – всей жизни голова».
Хлеб не только
Белый,
Серый,
Сдобный,
«Докторский»,
Ржаной.
Он еще, сказать к примеру,
Трудовой
И дармовой,
Легкий – тяжкий,
Горький – сладкий,
Хлеб различен меж собой.
У него свои повадки.
У него характер свой.
2 группа. Исследователи.
Задание 1.
Продолжите пословицы.
Не красна изба углами, а …
Глупа та птица, которой …
Мал золотник, да …
Задание 2.
Вместо пропуска запишите прилагательное, являющееся постоянным эпитетом. Приведите примеры с данным словосочетанием из произведения устного поэтического творчества.
………………….море;
………………….слезы;
………………….поле.
Задание 3.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. В первом – втором предложениях подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
Как хорош(?) и привлекателен весенний лес! По прозрачному голубому небу плывут сероватые облака ярк… солнечн… лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж(?) и пахуч(?). Сквозь прошлогодн… листву пробиваются первые зелен… росточки.
3 группа. Историки.
Задание 1.
Продолжите пословицы.
На чужой стороне и весна …
Бывают родители заботливы, а детки …
Старый друг …
Задание 2.
Здесь зашифрованы слова – прилагательные. Прочитайте и запишите без ошибок. Совпадает ли количество букв и звуков в словах?
[харош], [руский]
Задание3. Указать эпитеты к существительному Мороз. Объясните значение
1.В ночь завернул крутой мороз. 2.На дворе мороз ядреный. 3.Жгуч мороз трескучий, на дворе темно. 4.Трещит по улицам сердитый тридцатиградусный мороз. 5.Северяне вам наврали о свирепости февралей: про метели, про заносы, про мороз розовоносый.
4 группа. Филологи.
Задание 1.
Продолжите пословицы.
Не дорог подарок, …
Долг платежом …
Не красна изба углами, а …
Задание 2.
Укажите лишнее слово (по морфологическому признаку)
А. Простой, простенький, упрощать, проста.
Б. Красота, красивый, красив, прекрасный.
Задание3.
Выберите слово, строение которого соответствует схеме
Пресветлый, очаровательный, заботливый, призывный, честен, молчаливый