Урок русского языка в 3 классе на тему «Род имени существительного»

2
0
Материал опубликован 18 March 2022

Учитель начальных классов: Ветошкина Т.П.

Класс – 3

Предмет – русский язык.

Урок – урок открытия нового знания.

Тема урока: Род имени существительного.

Тип урока – комбинированный урок

Цели:

Образовательные: познакомиться с понятием мужской, женский и средний род имени существительного, научиться определять род имён существительных в единственном, множественном числе, а так же не в начальной форме с помощью личных местоимений.

Развивающие:

Развить устную речь и расширить познавательный интерес;

Способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности, логического мышления, воображения;

Воспитательные: воспитание у учащихся умения работать парами, слушать мнение одноклассников, высказывать свою точку зрения.

Оборудование: конверты с заданиями, наглядные карточки, схема-алгоритм, учебник, доска, проектор, презентация.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Познавательные УУД:

Формирование умения извлекать информацию из изученного ранее материала; актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; на основе анализа информации делать выводы; формулирование алгоритма определения рода имени существительного.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать, понимать других и дополнять ответ в случае необходимости; оформлять свои мысли в речевое высказывание, при необходимости доказывать, обосновывать свою точку зрения. Воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, коллективизма, самостоятельности и дисциплины.

Регулятивные УУД:

Формирование умения ставить цели, планировать действия в соответствии с поставленной задачей, определять методы достижения цели, умение провести рефлексию своих действий, оценивать процесс и результат деятельности.

Личностные УУД:

Формирование мотивационной основы учебной деятельности, развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, воображения, внимания, обобщить жизненный опыт учеников, направленный на формирование процесса определения рода существительного.

Ход урока.

Орг. Момент (2 минуты)

Учитель

Добрый день, дорогие ребята!

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок!

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

Ребята посмотрите направо, затем налево и подарите улыбку друг другу, потом посмотрите на меня и подарите улыбку мне. Улыбка помогла улучшить нам настроение и поможет нам справиться даже с самой трудной задачей. Всем спасибо и присели.

Актуализация знаний. (5-7 минут)

Итак, за работу мои юные исследователи, на открытие новых знаний. Посмотрите на доску и скажите, какие слова на ней записаны.

Смекалка, эгоизм, терпение, лень, трудолюбие, оптимизм, взаимовыручка.

Ученики читают и поясняют значение некоторых слов (трудолюбие, оптимизм, взаимовыручка). Делают выводы, что все слова являются одной частью речи – именем существительным.

Учитель (У.) – все ли слова понадобятся нам на уроке? Зачитываю, что нам необходимо для хорошего урока.

У. – давайте обобщим знания о имени существительном, вед именно оно опять станет объектом нашего исследования.

Ученики (Уч.) – дети дают определение имени существительного и характеризуют его признаки, такие как одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, в предложении может быть, как главным, так второстепенным членом предложения, с вопросами кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему? и др., а так же может быть в форме единственного и множественного числа.

У. – оказывается, существительное имеет еще одну тайну, которую нам предстоит узнать сегодня. Но прежде, чем мы откроем эту тайну, я хочу посмотреть, хорошо ли вы умеет находить имена существительные. Я называю слова, если перед вами существительное, то вы хлопаете. Приготовились слушать внимательно.

Цветок, красивый, дом, парта, гулять, девочка, петь, голубой, окно, ученик, умный.

У. - Молодцы. Справились с моим заданием. А теперь посмотрим на доску и определим форму имени существительного и поставим его в другую форму.

Девочка, рыба, рак, собака.

Уч. – девочка (ед. ч.) – девочки, рыба (ед. ч.) – рыбы, рак (ед. ч.) – раки, собака (ед. ч.) – собаки.

Мотивация и открытие темы урока.(7-10 минут)

У. - А теперь работа в парах. Посмотрите у вас на партах лежат конверты, возьмите из конверта лист с заданием. Прочитайте текст и обсудите в парах о ком или о чём говорится в тексте. Какое слово во втором предложении заменяет выделенное слово первого предложения?

Все задания разделены на 3 группы.

1 группа

Мой дедушка Иван Петрович много лет работает на авиационном заводе. Он ветеран труда.

2 группа

Моя бабушка делает вкусную выпечку. Она любит свою работу.

3 группа

Моё окно облюбовали птицы. Оно для них - столовая.

Задание:

Прочитай текст. 2. Определи о ком или о чём говорится в тексте. 3. Прочитай выделенное слово первого предложения и скажи, каким словом оно заманено во втором предложении.

Ребята обсуждают в группе и после этого подают сигнал (поднимают сложенные ладошки друг друга вверх) о том, что закончили работу. Представители каждой группы сообщают о наблюдении и выводах.

Уч. – у 1 группы в тексте говорилось о дедушке. Слово дедушка во втором предложении было заменено словом он. У второй группы в тексте говорилось про бабушку, второе предложение заменило слово бабушка словом она. У третей группы в тексте говорилось про окно, слово его заменяющее его – оно.

Полученные наблюдения учитель записывает на доске, а ученики в тетрадь.

Дедушка – он

Бабушка – она

Окно – оно.

У. – Имена существительные, которые можно заменить слово «он», то это существительное относятся к мужскому роду, «она» – к женскому роду, «оно» – среднему роду. Вот и тема нашего урока – Род имени существительного.

Открытие нового знания. (7-10 минут)

У. - Местоимения он, она, оно помогают нам определять род существительного, но есть ещё группа местоимений, которые могут помочь в определении рода. Вернёмся к именам дедушка, бабушка, окно и соотнесём их со словами мой, моё, моя. Вы верно заметили, что имена существительные мужского рода соотносятся со словом «мой», женского со словом «моя», а среднего со словом «моё».

Допишем нашу табличку и получим следующее

Дедушка – он мой – м. р.

Бабушка – она моя – ж. р.

Окно – оно моё – ср. р.

Давайте откроем Учебник на стр. 25 и прочитаем правило.

У. - Работаем дальше – посмотрите на картинки и определите род имен существительных. На доску вывешиваются картинки, ребята записываю слова и работают по схеме, подбираю к слову подходящую группу местоимений он мой, она моя или оно моё.

Картинки: парта, яблоко, девочка, бант, солнце.

У. – Молодцы. Вы легко справились с заданием. А как же нам поступить со словом школьники? Какое местоимение мы к нему подберем?

Уч. – школьники – они мой.

У. – они мой, но у нас не было таких слов помощников. Как быть? Давайте определим форме какого числа стоит это слово?

Уч. – форма множественного числа.

У. – поставьте это слово в начальную форму, т.е. в единственное число с вопросом кто? Или что?

Уч. – (кто?) школьник.

У. – вот теперь пробуем определить род.

Уч. – школьник – он мой – м. р.

У. – делает вывод, чтобы определить род существительного во множественном числе ставим слово в н. ф. и подбираю подходящее слово помощник, по слову помощнику определяю род существительно.

5. Первичное закрепление (3- 4 минуты)

У. – Давайте закрепим эти знания и определим род у следующих имён существительных: вазы, ключи, яблоки, веточки.

Вазы – н. ф. ваза – она моя – ж. р.

Ключи – н. ф. ключ – он мой – м. р.

Яблоки – н. ф. яблоко – оно моё – ср. р.

Веточки – н. ф. веточка – она моя – ж. р.

Разминка(2-3 минуты).

У. – Молодцы. Мы справились и с этим заданием. Я вижу, что мы немножечко устали, поэтому предлагаю провести разминку. Учитель читает стихотворение и выполняет движение, ученики повторяют за учителем.

Если ты солдатик смелый

На ноге постой на левой

Если ты солдатик бравый

На ноге постой на правой

Шаг вперед, другой назад

Настоящий ты солдат.

Раз-два хлопни ты в ладошки

Тихо ты притопни ножкой

Плечиками поведи, посмотри

Кто впереди?

Первичная проверка понимания и закрепление: (5-7 минут)

У. – А впери у нас новое задание. Но прежде мы повторим то, что уже узнали. Для того, чтобы определить род имени существительного необходимо поставить его в единственное число с вопросом кто? или что? и соотнести слово с одним из местоимений. Он мой – м.р., она моя – ж.р. и оно моё – ср.р. для легкого запоминания предлагаю выучить стихотворение:

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё!»

Это правило – твоё!

Стихотворение вешается на доску.

У. – мы с вами научились определять род имён существительных в единственном и множественном числе, но в начале урока вспомнили, что не всегда к именам существительным можно задать вопросы кто? и с что? Как же определять род имён существительных в предложении. Легко. Уже догадались?

Уч. – так же как и во множественном числе – поставить в начальную форму и определить род. Тогда записываем предложение.

Я нашла большой гриб под ёлкой. Он рос у дерева.

Выписываем существительное из предложения и определяем род.

Под ёлкой – н. ф. ёлка – она моя – ж. р.

У дерева – н. ф. дерево – оно моё – ср. р.

У. – предлагаю потренироваться на именах существительных из сказочной повести Николая Носова «приключения Незнайки и его друзей». Откройте конвертики ещё раз и положите перед собой карточки с текстом.

В одном сказочном городе жили маленькие человечки. Каждый из них был небольшого роста. В городе вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики.

Задание: выпишите из текста 3 существительных и определите их род. Работаем самостоятельно. Проверяем вслух.

В городе – город – он мой м. р.

Человечки – человечек – он мой – м. р.

Роста – рост – он мой – м. р.

В городе – город – он мой – м. р.

Дома – дом – он мой – м. р.

Цветы – цветок – он мой – м. р.

Маргаритки – маргаритка – она моя – ж. р.

Ромашки – ромашка – она моя – ж. р.

Одуванчики – одуванчик – он мой – м. р.

У. – Давайте сформулируем алгоритм для определения рода имени существительного. (алгоритм вывешивается на доску).

Алгоритм

У имен существительных есть род.

Имена существительные могут относиться к мужскому роду, женскому роду или среднему роду.

Чтобы определить род имени существительного нужно поставить его в начальную форму и соотнести со словами он мой, она моя, оно моё.

У. – в начале урока мы поставили перед собой задачи, но на одну так и не ответили – может ли существительное изменяться по родам, как по числа.

У. - Давайте это сейчас и узнаем. Для этого определим род у слова мама (ученики определяют, что слово мамам ср. р.). Теперь попробуйте поставить мама в м. р. Мама – он мой, или ср. р. мама оно моё? Нет мы так не говорим, мама – она моя. Получается, что существительное не изменяется по родам, т.е. род – это постоянный признак.

9. Рефлексия: (1-2 минуты)

Возьмите из конверта смайликиt1647578010aa.png и добавьте им ротики. Если вам было легко и понятно на уроке, рисуем улыбочку, если ничего непонятно, то рисуем грустный ротик (губки опущены вниз), а если возникли некоторые сложности, то рисуем прямые губки.

10. Запись домашнего задания (1-2 минуты).

Тренажёр по русскому языку с. 63.

Резерв.

Или игра для проверки усвоения терминов по теме «Род имени существительного» https://quizlet.com/664276119/match


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации