Урок русского языка с элементами ТРИЗ «Число и род имён существительных» (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе
с элементами ТРИЗ.
УМК «Школа России»
Составитель:
Митина Ольга Вячеславовна
учитель начальных классов
Тема: Число и род имён существительных.
(раздел «Части речи», второй урок по теме)
Тип урока: комбинированный.
Приёмы ТРИЗ:
модель «Создай паспорт»,
модель «Морфологическая копилка»,
модель «Зазеркальные места. Соседи»,
игра «Да-нет» (дихотомия),
модель «Элемент-имя признака-значение признака»,
модель «Лжезагадка»,
модель «Составление загадок»
Цели урока:
обучающие:
-совершенствовать умение определять число и род имён существительных;
- совершенствовать умение изменять имена существительные по числам;
- совершенствовать приёмы распознавания рода имён существительных, стоящих во множественном числе;
- довести до сознания детей, что в русском языке бывают имена существительные, употребляемые только в форме единственного числа или только в форме множественного числа;
-довести до сознания детей, что имена существительные не изменяются по родам, а относятся к тому или иному роду;
-выяснить, в каких случаях род имён существительных не определяется;
развивающие:
создать условия для
-развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
-гибкости, оригинальности мышления;
- развития воображения, памяти, внимания, логики, речи;
-обогащения и активизации словарного запаса детей;
- развития орфографической и лексической зоркости;
воспитательные:
создать условия для
-воспитания самостоятельности, уверенности в своих силах, целеустремлённости, сплочённости, взаимоуважения;
-воспитания культуры общения на уроке, умения работать в парах, группах;
-формирования положительного отношения к учебному процессу;
воспитания аккуратности;
прививать интерес к родному языку.
Оснащение урока: слайдовая презентация, таблица «Род имён существительных», карточки «Паспорт», карточки для «Морфологической копилки», толковый словарь русского языка, карточки с заданиями для групповой работы (для составления лексического значения слова и для составления загадок), карточки для проведения физкульт.минутки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Создание положительного настроя на урок.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Любознательные дети
Знать хотят про всё на свете.
Я желаю, чтобы этот урок принёс вам радость познания и подарил хорошее настроение. Улыбнёмся друг другу и пожелаем успешной работы на уроке.
2. Фронтальный опрос.
Над соседней хатой
Грянул гром раскатом.
По стеклу со звоном
Брызнул дождь с разгона.
Старенькие ели
Вдруг позеленели.
В лужицах-оконцах
Заиграло солнце.
.Задание: списать второй столбик стихотворения, найти существительные, указать их род.
-Сколько существительных встретилось во втором четверостишии? (4 )
-Назовите существительное в единственном числе. ( солнце )
-К какому роду оно относится? (к среднему роду)
-Как определили? (Заменили местоимениями ОНО, МОЁ)
-Назовите существительные во множественном числе.(ели, лужицах, оконцах)
-Как определяли их род? (Поставили существительные в начальную форму: в ед.ч. ,задавая вопросы кто? или что?)
Примечания: 1.Дети ещё не знакомы с категорией падежа.
2.Приёмы распознавания рода дети осваивали на предыдущем уроке.
3. Актуализация знаний.
-Мы продолжаем изучать раздел « Части речи». С какой частью речи мы сейчас работаем? (С именем существительным).
Модель «Создай паспорт»
-Повторим, что мы знаем о существительном и заполним паспорт.
( Детям раздаются карточки с таблицей для заполнения).
Дети заполняют паспорт, отвечая на вопросы учителя. Одновременно появляются записи на экране в слайде 1.
Слайд 1.
-Что обозначает имя существительное?
-На какие вопросы отвечает?
-В форме какого числа употребляются существительные?
-К какому роду могут относиться существительные?
-Как определить род существительного? (опора на таблицу)
- Каким членом предложения могут быть существительные?
В результате получается такой паспорт:
Паспорт
Имя |
существительное |
Обозначает |
предмет |
Вопросы |
кто? что? |
Особые приметы: |
|
Род |
мужской, средний, женский |
Число |
единственное, множественное |
Член предложения |
подлежащее, дополнение |
4 . Введение в тему урока.
Формирование положительной мотивации.
А) Создание проблемной ситуации.
На доске записаны слова: яблоко, шоколад, мёд, молоко, брюки, доброта, дороги, пироги, бусы, весы.
-Что объединяет эти слова? (Это существительные)
-Определим род данных существительных. Какими приёмами для этого воспользуемся? (Если существительное в ед. ч., подставим к нему слова ОН, МОЙ; ОНО,МОЁ; ОНА,МОЯ и определим, к какому роду оно относится. Если существительное во мн. ч., поставим его в ед. ч.)
-У всех ли существительных смогли определить род? (нет)
-В каких словах возникло затруднение? (брюки, бусы, весы)
-Почему? (Эти существительные во мн. ч. Значит нужно изменить форму их числа, поставить в ед.ч. Но этого не получается)
-А все ли существительные могут изменяться по числам? Всегда ли можно определить род существительного? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.
Б) Проблемный вопрос.
-А ещё подумайте, может ли существительное «яблоко» быть мужского или женского рода? (рассуждения детей).
В) Побуждение к осознанию темы урока.
-Как вы думаете, какую часть речи будем изучать сегодня на уроке? (Имя существительное)
-Что будем учиться делать? ( Определять род и число существительных)
5. Формулирование темы урока, постановка учебных задач.
-Сформулируем и запишем тему нашего урока.( Число и род имён существительных)
(запись делается в тетради и на доске)
-На какие вопросы мы должны найти ответ сегодня на уроке?
( Все ли существительные изменяются по числам?
В каком случае род существительного нельзя определить?
Изменяются ли существительные по родам?)
Слайд 2.
6. Решение учебных задач.
-На какие 2 группы можно разделить слова, записанные на доске? ( На сущ. во мн. ч. и сущ. в ед. ч.) (Признак деления на группы учащиеся определяют сами, опираясь на тему урока)
Самостоятельная работа.
- Запишите существительные в тетрадь в 2 столбика.
Самопроверка по образцу, представленному на экране
Слайд 3.
Работа в парах.
- Определите и укажите, где это возможно род имён существительных.
У учащихся в тетрадях должна получится следующая запись:
ед. ч. мн. ч.
яблоко – с.р. брюки -
мёд - м.р. дороги - дорога - ж.р.
молоко - с.р. пироги - пирог – м.р.
доброта – ж.р. весы -
шоколад – м.р. бусы –
Проверка. Слайд 4.
Фронтальная работа
- Каким приёмом пользовались, чтобы определить род имён сущ-х, стоящих во мн.ч.? (Поставили их в форму ед.ч.)
- Что заметили? (Не все слова удалось поставить в форму ед.ч.)
- Назовите эти существительные. (брюки, весы, бусы)
- Оказывается в русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Как вы думаете, можно ли у таких существительных определить род? (Нет)
- Как вы думаете, а есть ли в русском языке существительные, которые употребляются только в единственном числе? ( Предположения детей)
- Найдём такие существительные среди записанных на экране и в тетрадях. ( мёд, молоко, доброта, шоколад).
- Сделайте вывод : у всех ли существительных можно изменить форму числа? ( Нет. В русском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного числа или только множественного числа)
- Если существительное имеет форму только множественного числа, определяется ли у него род? ( Нет)
Модель « Морфологическая копилка»
- Давайте начнём собирать копилку таких слов. Детям раздаются карточки-копилки.
В таблице намеренно предоставлено много пустых строк, чтобы дети могли пополнять её.
- Какие существительные мы уже можем записать в нашу копилку? (Дети заполняют копилку)
Копилка существительных,
имеющих форму только единственного числа и только множественного числа
Ед. ч. |
Мн. ч. |
мёд |
брюки |
молоко |
весы |
доброта |
бусы |
шоколад |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективная работа
- Прочитайте слова. ( молодёжь, духи, детвора, опилки, сласти, ельник, сливки, макароны)
- Определите форму числа сущ-х.
- Попробуйте изменить форму числа данных сущ-х. ( Не получается)
- Распределите и запишите данные сущ-е в нашу копилку. ( Дети пополняют копилку)
Копилка существительных,
имеющих форму только единственного числа и только множественного числа
Ед. ч. |
Мн. ч. |
мёд |
брюки |
молоко |
весы |
доброта |
бусы |
шоколад |
сливки |
молодёжь |
духи |
детвора |
опилки |
ельник |
сласти |
|
макароны |
|
|
|
|
|
|
|
|
Физкульт.минутка
Игра «Найди пару»
Ученикам раздаются карточки с написанными именами существительными. У одних имена сущ-е в ед.ч. , у других во мн.ч. Каждый должен найти свою пару и встать у доски. Предлагаются следующие слова:
ручка – ручки
линейка – линейки
пенал – пеналы
стирка – стирки
учебник – учебники
тетрадь – тетради
циркуль – циркули
- Покажите и назовите свои пары слов.
- Что объединяет эти слова? ( Тема «Школа», «Школьные принадлежности»)
- По какому признаку вы объединились в пары? ( Единственное и множественное число)
Игра « Оживи предмет»
- А теперь «оживите» свои слова, показав действия, которые они могут выполнять или которые с ними можно выполнять.
Коллективная работа
Модель «Зазеркальные места. Соседи»
- Я загадала объект. Для того, чтобы вы разгадали его, я назову соседей этого объекта, то есть то, что может его окружать. Разгадав это слово, вы сможете пополнить нашу морфологическую копилку.
Слайд 5.
- В какой столбик таблицы запишем наше слово? ( В правый, так как сущ-е «ножницы» употребляется только в форме мн. ч.)
- Можно ли определить, к какому роду относится сущ-е «ножницы»? (Нет, потому что это сущ-е нельзя поствить в форму ед. ч.)
Игра «Да – нет». (Дихотомия- сужение поля поиска)
- Я загадала слово, обозначающее растение. (На доске прикреплён рисунок с изображением свёклы обратной стороной, чтобы детям не было видно) Вы должны отгадать его с помощью вопросов. Это должны быть такие вопросы, на которые я могу отвечать словами «да» или «нет» или «и да и нет». Вы должны не перебирать растения, а задавать такие вопросы, которые бы смогли помочь отгадать слово.
Возможные вопросы учащихся:
- о цвете;
- о форме;
- о размере;
- о съедобности;
- о вкусе;
- о месте произрастания и т.п.
Загаданное слово было «свёкла». После того, как дети его отгадают, учитель включает
слайд с изображением свёклы.
Слайд 6.
После игры обсуждается , какие вопросы были «сильными», т.е. те, которые помогли отгадать слово.
- Определите число сущ-го «свёкла». (ед.ч.)
- К какому роду относится это сущ-е? ( к ж.р.)
- Попробуйте поставить во мн.ч. (Не существует такой формы)
- Запишите данное слово в нашу копилку.
При наличии времени можно провести аналогичную игру «Да-нет» со словами
«очки» - оптический прибор
«жмурки» - детская игра
Модель « Элемент – имя признака – значение признака».
Детям предлагается лексическое значение слова, подходящее под данную модель:
Что? Что это такое? _______________ Для чего это нужно?
(к какому классу предметов относится) ( для чего служит)
элемент имя признака значение признака
Слайд 7.
Загадывается слово, которое будет являться элементом в этой модели.
- Отгадайте слово. Это злак, из молотых зёрен которого выпекают чёрный хлеб. ( Рожь)
- Запишем это слово в нашу копилку. В какой столбик и почему? ( В левый, т.к. это сущ-е не имеет формы мн. ч., употребляется только в ед. ч.)
-Определите, к какому роду относится сущ-е «рожь»? (к ж.р.)
Работа в группах.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточку с заданием.
На выполнение задания даётся 4 минуты. Затем каждая группа загадывает свои слова, а другие отгадывают их. Полученные характеристики предметов сравниваются с лексическим значением слова в толковом словаре.
- Определите число сущ-х, с которыми сейчас работали.( каникулы -мн. ч., качели -мн. ч., щавель -ед.ч.)
- Попробуйте изменить форму числа данных слов. ( не получается)
-У какого из этих слов можно определить род?(У сущ-го «щавель», т.к.употребляется в форме ед.ч.Щавель-он,мой-м.р.)
- Запишите эти сущ-е в морфологическую копилку.(В результате за урок у детей накапливаются следующие слова:)
Слайд 8.
Работа по учебнику
-На уроке нам предстоит ответить ещё на один вопрос: изменяются ли сущ-е по родам?
Для этого выполним упр.33 на стр.65. (Один ученик выполняет у доски с комментированием, остальные в тетрадях)
Задание: выписать из стихотворения сущ-е, указать их число, род. Если можно, изменить форму числа сущ-х.
поплавок – ед.ч., м.р., поплавки – мн.ч.
леска – ед.ч., ж.р., лески – мн.ч.
грузик – ед.ч., м.р., грузики – мн.ч.
крючок – ед.ч., м.р., крючки – мн.ч.
удилище – ед.ч., с.р., удилища – мн.ч.
- Вы знаете, что сущ-е изменяются по числам. Подумайте, а изменяются ли сущ-е по родам? (Предположения детей)
-Выясним это. Мы определили, что сущ-е «поплавок», «крючок», «грузик» мужского рода. Задумайтесь, могут ли эти же сущ-е быть среднего или женского рода?
- Может ли сущ-е «леска» быть мужского или среднего рода?
-Может ли сущ-е « удилище» быть мужского или женского рода?
- Сделайте вывод: изменяются ли сущ-е по родам? (Нет. Сущ-е по родам не изменяются)
- Верно. Существительные относятся к тому или иному роду, но не изменяются по родам.
Подтвердим наш вывод сведениями из учебника на стр.66.
7. Применение приобретённых знаний и способов действия.
Модель « Лжезагадка»
-К какому роду относится сущ-е «грабли»: к мужскому или к женскому? ( У сущ-го «грабли» не определяется род, т.к . оно употребляется только в форме мн.ч.)
–Как правильно сказать: «В лесу поспело много земляник или много земляников»? ( И так, и так не правильно. Земляника употребляется только в форме ед.ч. Правильно сказать : «В лесу поспело много земляники». )
-Слово «быстро» мужского или среднего рода? (Слово «быстро не является сущ-м. Это ещё неизвестная нам часть речи .)
Творческая работа.
Модель «Составление загадок»
При составлении загадок используется схема:
(запись на доске) Какой? Кто такой же?
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой» и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правым и левым столбцами слова «как» или «но не».
- Попробуем с вами сами сочинить загадку, отгадкой которой будет имя сущ-е. Например про стол.(Учитель задаёт наводящие вопросы. Например: Какой может быть стол по форме? Из чего сделан? и т.д.
На доске получается примерная запись:
Какой? Кто такой же?
деревянный дом, стул, карандаш (выбирается один
прямоугольный шкаф, дневник вариант из
с четырьмя ногами зверь предложенных)
Деревянный, но не дом.
Прямоугольный, но не шкаф.
С четырьмя ногами, но не зверь.
( стол)
- Запишите загадку и отгадку в тетрадях. Укажите число и род сущ-го «стол».
Работа в группах.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточку с заданием.
Затем представитель группы загадывает загадку, учащиеся отгадывают её, определяют число и род существительного- отгадки.
8. Обобщение.
Слайд 9.
- Все ли сущ-е изменяются по числам? (Нет. Бывают сущ-е только в форме мн.ч. или только в форме ед.ч.)
- Приведите примеры.
- Можно ли сказать про существительные, что они изменяются по родам? (Нет.Они относятся к м.р., ж.р., с.р.)
- У каких существительных невозможно определить род?(У тех, которые употребляются только во мн.ч.)
9. Итоги урока.
А) Рефлексия
- Что было интересным на уроке?
- Что больше всего запомнилось?
- Что бы вы хотели выполнить ещё раз?
- Кому было легко и всё понятно на уроке, возьмите солнышко.
-Кому было что-то не понятно, были затруднения, возьмите облачко. (Рисунки с изображением солнышка и облачка находятся у каждого на парте)
- Закончите фразу:
Своей работой на уроке я…(доволен или нет)
Б) Оценка работы
- всего класса;
- отдельных учащихся;
- выставление отметок.
10. Домашнее задание ( на выбор)
1. Подобрать слова в морфологическую копилку. Составить с ними предложения.
2. Сочинить загадку по использованной на уроке схеме.
Урок окончен. Спасибо за работу.