12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Митина Ольга Вячеславовна103
1

Урок русского языка с элементами ТРИЗ «Число и род имён существительных» (3 класс)

 


 

Урок русского языка в 3 классе

с элементами ТРИЗ.


 

УМК «Школа России»


 

Составитель:

Митина Ольга Вячеславовна

 

учитель начальных классов


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Тема: Число и род имён существительных.

(раздел «Части речи», второй урок по теме)

Тип урока: комбинированный.

Приёмы ТРИЗ:

модель «Создай паспорт»,

модель «Морфологическая копилка»,

модель «Зазеркальные места. Соседи»,

игра «Да-нет» (дихотомия),

модель «Элемент-имя признака-значение признака»,

модель «Лжезагадка»,

модель «Составление загадок»

Цели урока:

обучающие:

-совершенствовать умение определять число и род имён существительных;

- совершенствовать умение изменять имена существительные по числам;

- совершенствовать приёмы распознавания рода имён существительных, стоящих во множественном числе;

- довести до сознания детей, что в русском языке бывают имена существительные, употребляемые только в форме единственного числа или только в форме множественного числа;

-довести до сознания детей, что имена существительные не изменяются по родам, а относятся к тому или иному роду;

-выяснить, в каких случаях род имён существительных не определяется;

развивающие:

создать условия для

-развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся;

-гибкости, оригинальности мышления;

- развития воображения, памяти, внимания, логики, речи;

-обогащения и активизации словарного запаса детей;

- развития орфографической и лексической зоркости;

воспитательные:

создать условия для

-воспитания самостоятельности, уверенности в своих силах, целеустремлённости, сплочённости, взаимоуважения;

-воспитания культуры общения на уроке, умения работать в парах, группах;

-формирования положительного отношения к учебному процессу;

воспитания аккуратности;

прививать интерес к родному языку.

Оснащение урока: слайдовая презентация, таблица «Род имён существительных», карточки «Паспорт», карточки для «Морфологической копилки», толковый словарь русского языка, карточки с заданиями для групповой работы (для составления лексического значения слова и для составления загадок), карточки для проведения физкульт.минутки.


 

 


 


 


 


 


 


 


 

Ход урока.

1. Организационный момент.

            Создание положительного настроя на урок.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

Любознательные дети

Знать хотят про всё на свете.

Я желаю, чтобы этот урок принёс вам радость познания и подарил хорошее настроение. Улыбнёмся друг другу и пожелаем успешной работы на уроке.

         2. Фронтальный опрос.

Над соседней хатой

Грянул гром раскатом.

По стеклу со звоном

Брызнул дождь с разгона.


 

Старенькие ели

Вдруг позеленели.

В лужицах-оконцах

Заиграло солнце.


 

.Задание: списать второй столбик стихотворения, найти существительные, указать их род.

-Сколько существительных встретилось во втором четверостишии? (4 )

-Назовите существительное в единственном числе. ( солнце )

-К какому роду оно относится? (к среднему роду)

-Как определили? (Заменили местоимениями ОНО, МОЁ)

-Назовите существительные во множественном числе.(ели, лужицах, оконцах)

-Как определяли их род? (Поставили существительные в начальную форму: в ед.ч. ,задавая вопросы кто? или что?)

Примечания: 1.Дети ещё не знакомы с категорией падежа.

2.Приёмы распознавания рода дети осваивали на предыдущем уроке.


 

3. Актуализация знаний.

-Мы продолжаем изучать раздел « Части речи». С какой частью речи мы сейчас работаем? (С именем существительным).


 

Модель «Создай паспорт»

-Повторим, что мы знаем о существительном и заполним паспорт.


 

( Детям раздаются карточки с таблицей для заполнения).

t1712767237aa.gif

Дети заполняют паспорт, отвечая на вопросы учителя. Одновременно появляются записи на экране в слайде 1.

Слайд 1.

t1712767237ab.gif

-Что обозначает имя существительное?

-На какие вопросы отвечает?

-В форме какого числа употребляются существительные?

-К какому роду могут относиться существительные?

-Как определить род существительного? (опора на таблицу)

- Каким членом предложения могут быть существительные?


 


 


 


 


 


 


 

В результате получается такой паспорт:

Паспорт

Имя

существительное

Обозначает

предмет

Вопросы

кто? что?

Особые приметы:

 

Род

мужской, средний, женский

Число

единственное, множественное

Член предложения

подлежащее, дополнение


 


 

4 . Введение в тему урока.

Формирование положительной мотивации.

А) Создание проблемной ситуации.

На доске записаны слова: яблоко, шоколад, мёд, молоко, брюки, доброта, дороги, пироги, бусы, весы.

-Что объединяет эти слова? (Это существительные)

-Определим род данных существительных. Какими приёмами для этого воспользуемся? (Если существительное в ед. ч., подставим к нему слова ОН, МОЙ; ОНО,МОЁ; ОНА,МОЯ и определим, к какому роду оно относится. Если существительное во мн. ч., поставим его в ед. ч.)

-У всех ли существительных смогли определить род? (нет)

-В каких словах возникло затруднение? (брюки, бусы, весы)

-Почему? (Эти существительные во мн. ч. Значит нужно изменить форму их числа, поставить в ед.ч. Но этого не получается)

-А все ли существительные могут изменяться по числам? Всегда ли можно определить род существительного? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

Б) Проблемный вопрос.

-А ещё подумайте, может ли существительное «яблоко» быть мужского или женского рода? (рассуждения детей).

В) Побуждение к осознанию темы урока.

-Как вы думаете, какую часть речи будем изучать сегодня на уроке? (Имя существительное)

-Что будем учиться делать? ( Определять род и число существительных)


 

5. Формулирование темы урока, постановка учебных задач.

-Сформулируем и запишем тему нашего урока.( Число и род имён существительных)

(запись делается в тетради и на доске)

-На какие вопросы мы должны найти ответ сегодня на уроке?

( Все ли существительные изменяются по числам?

В каком случае род существительного нельзя определить?

Изменяются ли существительные по родам?)

Слайд 2.

t1712767237ab.gif6. Решение учебных задач.

-На какие 2 группы можно разделить слова, записанные на доске? ( На сущ. во мн. ч. и сущ. в ед. ч.) (Признак деления на группы учащиеся определяют сами, опираясь на тему урока)

Самостоятельная работа.

- Запишите существительные в тетрадь в 2 столбика.

Самопроверка по образцу, представленному на экране

Слайд 3.

t1712767237ab.gif

 

Работа в парах.

- Определите и укажите, где это возможно род имён существительных.

У учащихся в тетрадях должна получится следующая запись:


 

ед. ч. мн. ч.

яблоко – с.р. брюки -

мёд - м.р. дороги - дорога - ж.р.

молоко - с.р. пироги - пирог – м.р.

доброта – ж.р. весы -

шоколад – м.р. бусы –

Проверка. Слайд 4.

t1712767237ab.gif

Фронтальная работа

- Каким приёмом пользовались, чтобы определить род имён сущ-х, стоящих во мн.ч.? (Поставили их в форму ед.ч.)

- Что заметили? (Не все слова удалось поставить в форму ед.ч.)

- Назовите эти существительные. (брюки, весы, бусы)

- Оказывается в русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Как вы думаете, можно ли у таких существительных определить род? (Нет)

- Как вы думаете, а есть ли в русском языке существительные, которые употребляются только в единственном числе? ( Предположения детей)

- Найдём такие существительные среди записанных на экране и в тетрадях. ( мёд, молоко, доброта, шоколад).

- Сделайте вывод : у всех ли существительных можно изменить форму числа? ( Нет. В русском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного числа или только множественного числа)

- Если существительное имеет форму только множественного числа, определяется ли у него род? ( Нет)

Модель « Морфологическая копилка»

- Давайте начнём собирать копилку таких слов. Детям раздаются карточки-копилки.


 

t1712767237ac.gif

В таблице намеренно предоставлено много пустых строк, чтобы дети могли пополнять её.

- Какие существительные мы уже можем записать в нашу копилку? (Дети заполняют копилку)

Копилка существительных,

имеющих форму только единственного числа и только множественного числа

 

Ед. ч.

 

Мн. ч.

 

мёд

 

брюки

 

молоко

 

весы

 

доброта

 

бусы

 

шоколад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Коллективная работа

- Прочитайте слова. ( молодёжь, духи, детвора, опилки, сласти, ельник, сливки, макароны)

- Определите форму числа сущ-х.

- Попробуйте изменить форму числа данных сущ-х. ( Не получается)

- Распределите и запишите данные сущ-е в нашу копилку. ( Дети пополняют копилку)

Копилка существительных,

имеющих форму только единственного числа и только множественного числа


 

 

Ед. ч.

 

Мн. ч.

 

мёд

 

брюки

 

молоко

 

весы

 

доброта

 

бусы

 

шоколад

 

сливки

 

молодёжь

 

духи

 

детвора

 

опилки

 

ельник

 

сласти

 

 

 

макароны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Физкульт.минутка

Игра «Найди пару»

Ученикам раздаются карточки с написанными именами существительными. У одних имена сущ-е в ед.ч. , у других во мн.ч. Каждый должен найти свою пару и встать у доски. Предлагаются следующие слова:

ручка – ручки

линейка – линейки

пенал – пеналы

стирка – стирки

учебник – учебники

тетрадь – тетради

циркуль – циркули

- Покажите и назовите свои пары слов.

- Что объединяет эти слова? ( Тема «Школа», «Школьные принадлежности»)

- По какому признаку вы объединились в пары? ( Единственное и множественное число)

Игра « Оживи предмет»

- А теперь «оживите» свои слова, показав действия, которые они могут выполнять или которые с ними можно выполнять.


 

Коллективная работа

Модель «Зазеркальные места. Соседи»

- Я загадала объект. Для того, чтобы вы разгадали его, я назову соседей этого объекта, то есть то, что может его окружать. Разгадав это слово, вы сможете пополнить нашу морфологическую копилку.

Слайд 5.


 

t1712767237ad.gif

- В какой столбик таблицы запишем наше слово? ( В правый, так как сущ-е «ножницы» употребляется только в форме мн. ч.)

- Можно ли определить, к какому роду относится сущ-е «ножницы»? (Нет, потому что это сущ-е нельзя поствить в форму ед. ч.)

Игра «Да – нет». (Дихотомия- сужение поля поиска)

- Я загадала слово, обозначающее растение. (На доске прикреплён рисунок с изображением свёклы обратной стороной, чтобы детям не было видно) Вы должны отгадать его с помощью вопросов. Это должны быть такие вопросы, на которые я могу отвечать словами «да» или «нет» или «и да и нет». Вы должны не перебирать растения, а задавать такие вопросы, которые бы смогли помочь отгадать слово.

Возможные вопросы учащихся:

- о цвете;

- о форме;

- о размере;

- о съедобности;

- о вкусе;

- о месте произрастания и т.п.

Загаданное слово было «свёкла». После того, как дети его отгадают, учитель включает

слайд с изображением свёклы.

Слайд 6.

t1712767237ab.gif


 

После игры обсуждается , какие вопросы были «сильными», т.е. те, которые помогли отгадать слово.

- Определите число сущ-го «свёкла». (ед.ч.)

- К какому роду относится это сущ-е? ( к ж.р.)

- Попробуйте поставить во мн.ч. (Не существует такой формы)

- Запишите данное слово в нашу копилку.

При наличии времени можно провести аналогичную игру «Да-нет» со словами

«очки» - оптический прибор

«жмурки» - детская игра


 

Модель « Элемент – имя признака – значение признака».

Детям предлагается лексическое значение слова, подходящее под данную модель:

t1712767237ae.gifЧто? Что это такое? _______________ Для чего это нужно?

t1712767237ae.gift1712767237ae.gif(к какому классу предметов относится) ( для чего служит)

элемент имя признака значение признака


 

Слайд 7.

t1712767237ab.gif


 

Загадывается слово, которое будет являться элементом в этой модели.

- Отгадайте слово. Это злак, из молотых зёрен которого выпекают чёрный хлеб. ( Рожь)

- Запишем это слово в нашу копилку. В какой столбик и почему? ( В левый, т.к. это сущ-е не имеет формы мн. ч., употребляется только в ед. ч.)

-Определите, к какому роду относится сущ-е «рожь»? (к ж.р.)

Работа в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточку с заданием.


 

t1712767237af.gif

На выполнение задания даётся 4 минуты. Затем каждая группа загадывает свои слова, а другие отгадывают их. Полученные характеристики предметов сравниваются с лексическим значением слова в толковом словаре.

- Определите число сущ-х, с которыми сейчас работали.( каникулы -мн. ч., качели -мн. ч., щавель -ед.ч.)

- Попробуйте изменить форму числа данных слов. ( не получается)

-У какого из этих слов можно определить род?(У сущ-го «щавель», т.к.употребляется в форме ед.ч.Щавель-он,мой-м.р.)

- Запишите эти сущ-е в морфологическую копилку.(В результате за урок у детей накапливаются следующие слова:)

Слайд 8.


 

t1712767237ab.gif

Работа по учебнику

-На уроке нам предстоит ответить ещё на один вопрос: изменяются ли сущ-е по родам?

Для этого выполним упр.33 на стр.65. (Один ученик выполняет у доски с комментированием, остальные в тетрадях)

Задание: выписать из стихотворения сущ-е, указать их число, род. Если можно, изменить форму числа сущ-х.

поплавок – ед.ч., м.р., поплавки – мн.ч.

леска – ед.ч., ж.р., лески – мн.ч.

грузик – ед.ч., м.р., грузики – мн.ч.

крючок – ед.ч., м.р., крючки – мн.ч.

удилище – ед.ч., с.р., удилища – мн.ч.

- Вы знаете, что сущ-е изменяются по числам. Подумайте, а изменяются ли сущ-е по родам? (Предположения детей)

-Выясним это. Мы определили, что сущ-е «поплавок», «крючок», «грузик» мужского рода. Задумайтесь, могут ли эти же сущ-е быть среднего или женского рода?

- Может ли сущ-е «леска» быть мужского или среднего рода?

-Может ли сущ-е « удилище» быть мужского или женского рода?

- Сделайте вывод: изменяются ли сущ-е по родам? (Нет. Сущ-е по родам не изменяются)

- Верно. Существительные относятся к тому или иному роду, но не изменяются по родам.

Подтвердим наш вывод сведениями из учебника на стр.66.


 

7. Применение приобретённых знаний и способов действия.

Модель « Лжезагадка»

-К какому роду относится сущ-е «грабли»: к мужскому или к женскому? ( У сущ-го «грабли» не определяется род, т.к . оно употребляется только в форме мн.ч.)


 

Как правильно сказать: «В лесу поспело много земляник или много земляников»? ( И так, и так не правильно. Земляника употребляется только в форме ед.ч. Правильно сказать : «В лесу поспело много земляники». )


 

-Слово «быстро» мужского или среднего рода? (Слово «быстро не является сущ-м. Это ещё неизвестная нам часть речи .)

Творческая работа.

Модель «Составление загадок»

При составлении загадок используется схема:

(запись на доске) Какой? Кто такой же?

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой» и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правым и левым столбцами слова «как» или «но не».

- Попробуем с вами сами сочинить загадку, отгадкой которой будет имя сущ-е. Например про стол.(Учитель задаёт наводящие вопросы. Например: Какой может быть стол по форме? Из чего сделан? и т.д.

На доске получается примерная запись:

Какой? Кто такой же?

деревянный дом, стул, карандаш (выбирается один

прямоугольный шкаф, дневник вариант из

с четырьмя ногами зверь предложенных)

 

Деревянный, но не дом.

Прямоугольный, но не шкаф.

С четырьмя ногами, но не зверь.

( стол)

- Запишите загадку и отгадку в тетрадях. Укажите число и род сущ-го «стол».

Работа в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточку с заданием.


 

t1712767237ag.gif


 

Затем представитель группы загадывает загадку, учащиеся отгадывают её, определяют число и род существительного- отгадки.


 

8. Обобщение.

Слайд 9.

t1712767237ab.gif

 

- Все ли сущ-е изменяются по числам? (Нет. Бывают сущ-е только в форме мн.ч. или только в форме ед.ч.)

- Приведите примеры.

- Можно ли сказать про существительные, что они изменяются по родам? (Нет.Они относятся к м.р., ж.р., с.р.)

- У каких существительных невозможно определить род?(У тех, которые употребляются только во мн.ч.)


 

9. Итоги урока.

А) Рефлексия

- Что было интересным на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- Что бы вы хотели выполнить ещё раз?

- Кому было легко и всё понятно на уроке, возьмите солнышко.

-Кому было что-то не понятно, были затруднения, возьмите облачко. (Рисунки с изображением солнышка и облачка находятся у каждого на парте)

- Закончите фразу:

Своей работой на уроке я…(доволен или нет)

Б) Оценка работы

- всего класса;

- отдельных учащихся;

- выставление отметок.

10. Домашнее задание ( на выбор)

1. Подобрать слова в морфологическую копилку. Составить с ними предложения.

2. Сочинить загадку по использованной на уроке схеме.


 

Урок окончен. Спасибо за работу.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.