Урок русского языка «Средства языка»
Тема: «Средства языка»
Предмет: русский язык
Класс: 3
УМК: Школа России
Тип урока: урок систематизации знаний
Цель: создание условий для повторения и синтеза основных средств (единиц) языка через их изучение в определенных разделах науки о языке
Планируемые результаты:
Предметные: знать основные средства (единицы) языка, понимать отличие разделов науки о языке, уметь работать со словарем, выполнять разборы звуко-буквенный, синтаксический, синтезировать единицы языка, оценивать свои знания и умения на данном учебном этапе
Метапредметные
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими или на основе различных образцов; корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условием выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Личностные: освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учебу, оценка уровня своих знаний.
Межпредметные связи: лексикология
Основные понятия: средства языка, единица языка, звук, слово, словосочетание, предложение, анализ, морфемика, морфология, синтаксические средства
Методы, технологии: работа по учебнику, в тетради, беседа, проверочная работа
Ресурсы урока для учителя: учебник, доска, раздаточный материал, ПК, проектор, экран
Ресурсы урока для учащихся: тетрадь, словарь
План урока
1. Орг.момент
2. Целеполагание
3. Применение знаний и способов действий
4. Физминутка
5. Диагностика результатов
6. Итог урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг. момент |
Организует приветствие и знакомство (дата в тетрадях уже должна быть написана заранее) Приветствую, ребята! Очень рада Пусть мы с вами почти не знакомы, Но, надеюсь, друг друга поймем. С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда, И награда за то – в нем самом! - Присаживайтесь. Меня зовут Марина Владимировна. Предлагаю вам по моей команде «три-четыре» назвать громко свое имя. Итак, три-четыре! - Вот мы и познакомились |
- называют свое имя |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание |
Организует работу по постановке цели урока
- Что мы обычно делаем на уроках русского языка? Подберите и назовите подходящие глаголы (слайд: На уроке русского языка мы …) - Отлично. Но на сегодняшнем уроке я предлагаю вам глагол ПОСТРОИТЬ, предлагаю построить дом русского языка. Да, у нашего языка есть такой дом. - Что является единицей для постройки дома, из чего строят дома? - А можете сейчас сказать, из каких кирпичиков, из каких единиц состоит дом нашего родного языка? - Что же мы должны выяснить сегодня на уроке? |
- называют подходящие глаголы
- отвечают на вопрос (из кирпичей)
- формулируют цель урока (из каких единиц, «кирпичей» состоит русский язык) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применение знаний и способов действий |
Организует работу по применению учащимися знаний и способов действий Организует фонетическую работу А) Звуки - (включает аудиофайл «плач ребенка») Что вы услышали? - А как в русской речи называется то, что вы сейчас прослушали именно ушами? - Когда у мамы и папы рождается ребенок, он владеет русским языком? Но мы все равно слышим малыша. Почему? - Кто догадался, какое же самое первое средство языка? - Верно, и это в нашем строящемся доме надежный фундамент. (визуализация фундамента) - Сейчас мы проверим, насколько он надежен, насколько вы умеете различать звуки нашей речи. Ознакомьтесь с транскрипциями слов и запишите верно слова в тетрадь через запятую. (одно из данных словарных слов должно быть слово «речь») - Где можно проверить правильность написания данных слов? - Возьмите на парте распечатанную страницу из орфографического словаря и проверьте свою работу в тетради. Если увидите ошибки – исправьте. - Какое слово в словаре не нашли? - Проверьте по экрану, верно ли вы его записали. - Этимологический словарь интересно объясняет происхождение слова «речь». (слайд: этимологический словарь) Оказывается, оно возникло от общеславянского глагола «ректи», который имел значение «реветь, рычать, кричать». Это еще раз доказывает, что самой первой единицей языка являются звуки. Организует работу в парах Б) Слово - А кто догадался, какой же кирпичик в доме нашего языка будет следующим? - Посмотрите в тетрадь. Что вы создали из звуков? - Верно, осмысленно объединяя звуки вместе, люди создали слова. (визуализация части дома) - Что сейчас нам предстоит проверить?
- Так как слово – это более крупное средство языка, работать будем в паре. - Вспомните и назовите правила работы в паре. (визуализация правил на экране)
- Работая в паре, вам предстоит заполнить таблицу. Используя предложенные корни слов, создайте по данным в каждом столбике схемам состава слова нужные части речи.
- Какие термины необходимо вспомнить для выполнения данного задания? - Отгадайте часть речи по его признакам в стихотворениях:
Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты Называются ПРЕДМЕТЫ.
Я, страшное дело, какой деловой, В любые дела ухожу с головой.
Художницу нашу знает весь свет Раскрасит художница всякий предмет.
- Теперь можете приступать к работе. Если какое-то слово у вашей пары не будет получаться, пропустите эту строку, а потом сможете взять помощь у другой пары.
груз/ж бег/ж (можно другие корни)
Организует проверку - У всех получилось? Какой паре нужна помощь? Кто поможет? Впишите в свою таблицу недостающие слова |
- высказывают свое мнение - звук
- он издает звуки - звук
- читают транскрипции и записывают слова в тетрадь
- выполняют проверку по словарю
- выполняют проверку - слушают информацию
- слово
- сколько у нас знаний о слове
1.Работать сообща (коллективно принимать решения, делать выводы). 2.Давать возможность высказаться напарнику. 3.Общаться тихо, шепотом.
- что такое существительное, прилагательное, глагол
- отгадывают загадки о частях речи
- заполняют таблицу, работая в парах
- выполняют проверку своей деятельности
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
О дружбе https://yandex.ru/video/preview/18253457713711700493 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Организует работу со словосочетанием В) Словосочетание - А могут не только люди, но и слова дружить друг с другом? Как это происходит? - О какой следующей единице языка идет в данном случае речь? (визуализация части дома) - А что вы знаете о словосочетании? - Настало время проверить, как вы умеете составлять словосочетания. (вариант 1) Самостоятельно составьте из каждой пары слов по два словосочетания (пример: суп, капуста – суп из капусты, капустный суп) (вариант 2) Самостоятельно составьте четыре словосочетания из слов на доске/стенах) - Прочтите, какие словосочетания у вас получились.
Организует работу с предложением Г) Предложение - Как думаете, дом русского языка мы уже достроили? А какое средство языка будет следующим по вашему мнению? - Я попрошу подойти ко мне пять человек со второго ряда и взять по одному листочку, на котором написано слово. Объедините ваши слова в единую смысловую запись, построившись перед доской лицом к ребятам. Что вы создали? (визуализация части дома) (пример: В октябре начнутся осенние каникулы.) - Найдите, аргументируя, и назовите в вашем предложении грамматическую основу, а ребята за партами при необходимости помогут. (подлежащему и сказуемому надеваются короны с соответствующими надписями) Аналогичная работа проводится с еще одним предложением
|
- формулируют объяснение - словосочетание
- дают определение
- выполняют задание
(ответ, возможно, не будет еще дан)
- предложение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностика результатов |
- Какую цель урока мы ставили с вами вначале? (слайд с целью урока) - Цель достигнута? Дом русского языка построен? - Знакомы ли вам эти средства языка? - Перечислите их последовательно в структуре русского языка. - А зачем нам, русским людям, нужно знать структуру нашего языка? (варианты)
|
- построить дом русского языка
- высказывают свое мнение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока |
- Послушайте слова/отрывок песни, в котором автор высказывает свое отношение к нашему родному языку. - Составьте и запишите предложение, как лично вы относитесь к русскому языку. - Прочитайте свои мысли. (варианты: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И.С. Тургенев
Песня Геннадия Гладкова «О русском языке»
|
|
Пермякова Ольга Анатольевна