12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Казмина Марина Владимировна65

Тема: «Средства языка»

Предмет: русский язык

Класс: 3

УМК: Школа России

Тип урока: урок систематизации знаний

Цель: создание условий для повторения и синтеза основных средств (единиц) языка через их изучение в определенных разделах науки о языке

Планируемые результаты:

Предметные: знать основные средства (единицы) языка, понимать отличие разделов науки о языке, уметь работать со словарем, выполнять разборы звуко-буквенный, синтаксический, синтезировать единицы языка, оценивать свои знания и умения на данном учебном этапе

Метапредметные

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими или на основе различных образцов; корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условием выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные: освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учебу, оценка уровня своих знаний.

Межпредметные связи: лексикология

Основные понятия: средства языка, единица языка, звук, слово, словосочетание, предложение, анализ, морфемика, морфология, синтаксические средства

Методы, технологии: работа по учебнику, в тетради, беседа, проверочная работа

Ресурсы урока для учителя: учебник, доска, раздаточный материал, ПК, проектор, экран

Ресурсы урока для учащихся: тетрадь, словарь

План урока

1. Орг.момент

2. Целеполагание

3. Применение знаний и способов действий

4. Физминутка

5. Диагностика результатов

6. Итог урока


 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Организует приветствие и знакомство

(дата в тетрадях уже должна быть написана заранее)

Приветствую, ребята! Очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!

Пусть мы с вами почти не знакомы,

Но, надеюсь, друг друга поймем.
Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И награда за то – в нем самом!

- Присаживайтесь. Меня зовут Марина Владимировна. Предлагаю вам по моей команде «три-четыре» назвать громко свое имя. Итак, три-четыре!

- Вот мы и познакомились

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- называют свое имя

Целеполагание

Организует работу по постановке цели урока

 

- Что мы обычно делаем на уроках русского языка? Подберите и назовите подходящие глаголы

(слайд: На уроке русского языка мы …)

- Отлично. Но на сегодняшнем уроке я предлагаю вам глагол ПОСТРОИТЬ, предлагаю построить дом русского языка. Да, у нашего языка есть такой дом.

- Что является единицей для постройки дома, из чего строят дома?

- А можете сейчас сказать, из каких кирпичиков, из каких единиц состоит дом нашего родного языка?

- Что же мы должны выяснить сегодня на уроке?

 

 

- называют подходящие глаголы

 

 

 

- отвечают на вопрос (из кирпичей)

 

- формулируют цель урока (из каких единиц, «кирпичей» состоит русский язык)

Применение знаний и способов действий

Организует работу по применению учащимися знаний и способов действий

Организует фонетическую работу

А) Звуки

- (включает аудиофайл «плач ребенка») Что вы услышали?

- А как в русской речи называется то, что вы сейчас прослушали именно ушами?

- Когда у мамы и папы рождается ребенок, он владеет русским языком? Но мы все равно слышим малыша. Почему?

- Кто догадался, какое же самое первое средство языка?

- Верно, и это в нашем строящемся доме надежный фундамент. (визуализация фундамента)

- Сейчас мы проверим, насколько он надежен, насколько вы умеете различать звуки нашей речи. Ознакомьтесь с транскрипциями слов и запишите верно слова в тетрадь через запятую. (одно из данных словарных слов должно быть слово «речь»)

- Где можно проверить правильность написания данных слов?

- Возьмите на парте распечатанную страницу из орфографического словаря и проверьте свою работу в тетради. Если увидите ошибки – исправьте.

- Какое слово в словаре не нашли?

- Проверьте по экрану, верно ли вы его записали.

- Этимологический словарь интересно объясняет происхождение слова «речь». (слайд: этимологический словарь) Оказывается, оно возникло от общеславянского глагола «ректи», который имел значение «реветь, рычать, кричать». Это еще раз доказывает, что самой первой единицей языка являются звуки.

Организует работу в парах

Б) Слово

- А кто догадался, какой же кирпичик в доме нашего языка будет следующим?

- Посмотрите в тетрадь. Что вы создали из звуков?

- Верно, осмысленно объединяя звуки вместе, люди создали слова. (визуализация части дома)

- Что сейчас нам предстоит проверить?

 

- Так как слово – это более крупное средство языка, работать будем в паре.

- Вспомните и назовите правила работы в паре. (визуализация правил на экране)

 

- Работая в паре, вам предстоит заполнить таблицу. Используя предложенные корни слов, создайте по данным в каждом столбике схемам состава слова нужные части речи.

 

 

- Какие термины необходимо вспомнить для выполнения данного задания?

- Отгадайте часть речи по его признакам в стихотворениях:

 

Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, 

Джинсы, майки и штиблеты Называются ПРЕДМЕТЫ. 
Ах, какие все слова восхитительные, 
Называются они (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ)

 

Я, страшное дело, какой деловой, В любые дела ухожу с головой. 
Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю, 
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю, 
Укроп поливаю, кусты подстригаю, И чисто – пречисто весь двор подметаю. 
Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю.  (ГЛАГОЛ)

 

Художницу нашу знает весь свет 

Раскрасит художница всякий предмет. 
Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие. 
Оно с существительным живёт на редкость дружно, 
Изменит окончание, когда ему нужно. 
Оно его не бросит в воде и на земле: 
Стоит в одном с ним роде и в одном числе. 

(ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

 

- Теперь можете приступать к работе. Если какое-то слово у вашей пары не будет получаться, пропустите эту строку, а потом сможете взять помощь у другой пары.

 

груз/ж бег/ж

(можно другие корни)

Имя существительное

 

Имя прилагательное

Глагол

Полилиния 9Прямая соединительная линия 10Прямая соединительная линия 11Прямоугольник 12

 

Прямоугольник 16 Полилиния 13Прямая соединительная линия 14Прямая соединительная линия 15

Полилиния 4Прямоугольник 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(варианты слов:

разгрузка, погрузка, выгрузка

пробежка)

 

(варианты слов: грузовой, груженый

беговой, бегущий)

(варианты слов: погрузит, загрузят, выгрузит,

пробежит, забегут)

Организует проверку

- У всех получилось? Какой паре нужна помощь? Кто поможет? Впишите в свою таблицу недостающие слова

 

 

 

 

- высказывают свое мнение

- звук

 

- он издает звуки

- звук

 

 

 

- читают транскрипции и записывают слова в тетрадь

 

 

- выполняют проверку по словарю

 

- выполняют проверку

- слушают информацию

 

 

 

 

 

 

 

- слово

 

- сколько у нас знаний о слове

 

 

1.Работать сообща (коллективно принимать решения, делать выводы).

2.Давать возможность высказаться напарнику.

3.Общаться тихо, шепотом.

 

- что такое существительное, прилагательное, глагол

 

- отгадывают загадки о частях речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- заполняют таблицу, работая в парах

 

 

 

- выполняют проверку своей деятельности

 

Физминутка

О дружбе https://yandex.ru/video/preview/18253457713711700493

 

 

Организует работу со словосочетанием

В) Словосочетание

- А могут не только люди, но и слова дружить друг с другом? Как это происходит?

- О какой следующей единице языка идет в данном случае речь?

(визуализация части дома)

- А что вы знаете о словосочетании?

- Настало время проверить, как вы умеете составлять словосочетания. (вариант 1) Самостоятельно составьте из каждой пары слов по два словосочетания (пример: суп, капуста – суп из капусты, капустный суп)

(вариант 2) Самостоятельно составьте четыре словосочетания из слов на доске/стенах)

- Прочтите, какие словосочетания у вас получились.

 

Организует работу с предложением

Г) Предложение

- Как думаете, дом русского языка мы уже достроили? А какое средство языка будет следующим по вашему мнению?

- Я попрошу подойти ко мне пять человек со второго ряда и взять по одному листочку, на котором написано слово. Объедините ваши слова в единую смысловую запись, построившись перед доской лицом к ребятам. Что вы создали? (визуализация части дома)

(пример: В октябре начнутся осенние каникулы.)

- Найдите, аргументируя, и назовите в вашем предложении грамматическую основу, а ребята за партами при необходимости помогут. (подлежащему и сказуемому надеваются короны с соответствующими надписями)

Аналогичная работа проводится с еще одним предложением

 

 

 

- формулируют объяснение

- словосочетание

 

- дают определение

 

- выполняют задание

 

 

 

 

 

(ответ, возможно, не будет еще дан)

 

 

- предложение

Диагностика результатов

- Какую цель урока мы ставили с вами вначале? (слайд с целью урока)

- Цель достигнута? Дом русского языка построен?

- Знакомы ли вам эти средства языка?

- Перечислите их последовательно в структуре русского языка.

- А зачем нам, русским людям, нужно знать структуру нашего языка?

(варианты)

 

- построить дом русского языка

 

 

- высказывают свое мнение

Итог урока

- Послушайте слова/отрывок песни, в котором автор высказывает свое отношение к нашему родному языку.

- Составьте и запишите предложение, как лично вы относитесь к русскому языку.

- Прочитайте свои мысли.

(варианты:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

И.С. Тургенев

 

Песня Геннадия Гладкова «О русском языке»

 

 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Пермякова Ольга Анатольевна, 04.01.23 в 14:38 0Ответить Пожаловаться
Марина Владимировна, спасибо за прекрасный урок! С Новым годом и наступающим Рождеством!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.