12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Иоланта Юрьевна Жаркова2951 Окончила филологический факультет МПГУ (специалист, учитель); присвоена квалификация (степень) магистра по направлению подготовки "Педагогическое образование". Педагогический стаж с 2010г. Россия, Московская обл., Егорьевск Материал размещён в группе «Русский язык и литература в средних классах» |
Урок русского языка. Тема: «Страдательные причастия настоящего времени». 7 класс
Конспект урока подготовила учитель русского языка и литературы МОУ Саввинской СОШ имени С.А. Калабалина
Жаркова Иоланта Юрьевна
Урок русского языка, 7 класс
Тема: «Страдательные причастия настоящего времени»
Урок изучения нового материала
Вашему вниманию представлен конспект урока, в котором учтена возможность проведения урока как в традиционной, так и в дистанционной форме.
Элементы дистанционной формы данного урока (т. е. интерактивные упражнения) возможно применять и в традиционной форме урока.
В уроке используются технологии критического мышления, дистанционного обучения, здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, групповой деятельности.
Решаемый вопрос: Какую гласную писать в суффиксах страдательных причастий настоящего времени?
Планируемые результаты:
Предметные: научиться выбирать гласную (е(о) или и) в суффиксах страдательных причастий настоящего времени по грамматическим признакам глагола; научиться образовывать страдательные причастия настоящего времени; совершенствовать умение обособлять причастный оборот; повторить виды орфограмм; повторить фонетический и морфологический разборы.
Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для решения задач; устанавливать рабочие отношения; эффективно сотрудничать.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; учиться контролировать результаты деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова.
Личностные: формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности, к изучению нового на основе составленного алгоритма работы с орфограммой.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, сигнальные карточки (зеленого и желтого цветов); компьютер или смартфон.
УМК Русский язык 7 класс Т.А.Ладыженской и др. (М.: Просвещение).
Рабочая программа по русскому языку. 7 класс / Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО.
Длительность урока 40 минут.
Материалы для интерактивных упражнений взяты из источников:
1. Интерактивное упражнение №1 (
2. Материалы к интерактивному упражнению №2 (домашнего задания) (
Материалы урока размещены на сайтах:
https://урок.рф/zharkovaiolanta
Этапы урока | Содержание | Деятельность учащихся | Время | ||||||||||||||||||
Оргмомент | Проверка готовности учащихся. Приветствие. Учитель: У всех ли в классе хорошее самочувствие? Все ли подготовились к уроку? | Подготовка к уроку. Приветствие. Запись в тетрадях: дата, классная работа. | 1-2 мин | ||||||||||||||||||
Актуализация знаний и мотивация | Учитель: Давайте начнем занятие с повторения того, что мы знаем о причастии. Вашему вниманию представлена таблица. Изучите содержимое ячеек таблицы и озаглавьте колонки и строки таблицы. СЛАЙДЫ №2-3 При выполнении данного задания реализуется технология критического мышления через приём работы с таблицей.
Ответы учащихся. СЛАЙДЫ №4-5
Данную работу с таблицей можно провести двумя способами: 1. использовать программу Microsoft PowerPoint; 2. использовать карточки №1 или №2. Учитель: Назовите признаки, по которым вы догадались о том, что в ячейках №1 и №3 размещены действительные причастия настоящего и прошедшего времени? Ответы учащихся: Мы догадались о том, что в ячейках №1 и №3 размещены действительные причастия настоящего и прошедшего времени по суффиксам (ущ/ющ; ащ/ящ; вш/ш), и по значению этих причастий. Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действий самого предмета. Учитель: Назовите признаки, по которым вы догадались о том, что в ячейках №2 и №4 размещены страдательные причастия? Ответы учащихся: Мы догадались о том, что в ячейках №2 и №4 размещены страдательные причастия настоящего и прошедшего времени по значению этих причастий. Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета Учитель: Верно. Мы знаем о правописании суффиксов действительных причастий, но совсем ничего не знаем о правописании суффиксов страдательных причастий. | Дистанционный урок: Просмотр СЛАЙДОВ №2-3, 4-5 презентации. Ответы учащихся (фронтальная работа). Беседа с учителем. Традиционный урок: 1. Просмотр СЛАЙДОВ №2-3, 4-5 презентации. Работа в парах. Ответы учащихся. Беседа с учителем. ИЛИ 2. Работа с карточками. Работа в парах. Беседа с учителем. | 3-5 мин | ||||||||||||||||||
Определение темы урока Целеполагание | Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Ответы учащихся. Сегодня на уроке речь пойдет о правописании суффиксов страдательных причастий. СЛАЙД №6 Учитель: Тема урока: «Страдательные причастия настоящего времени». Запись темы на доске и в тетрадях. Учитель: Внимательно посмотрите на содержание ячейки №2. Какие суффиксы вы встречаете в данных причастиях? Ответы учащихся: Мы встречаем в данных причастиях суффиксы -ем-, -ом-, -им-. Учитель: Подумайте, ответ на какой вопрос мы будем искать сегодня? Ответы учащихся: При каких условиях писать буквы е, о или и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени? Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает сформулировать цель урока. | Запись темы урока в тетради. Формулирование главного вопроса урока. | 3 мин | ||||||||||||||||||
Работа с учебником в парах или индивидуальная работа с интерактивным заданием | Учитель: Начнём работу с выполнения упражнения. Выполнение упражнения. Проверка. Комментарии учащихся. СЛАЙДЫ № 7-8-9 Учитель: Проследите, пожалуйста, за суффиксами причастий. У каких причастий встречаем мы суффикс -ем-? Ответы учеников: Суффикс -ем- мы встречаем у причастий, образованных от глаголов 1 спряжения. Учитель: У каких причастий встречаем мы суффикс -им-? Ответы учеников: Суффикс -им- мы встречаем у причастий, образованных от глаголов 2 спряжения. | Дистанционный урок: Выполняют интерактивное упражнение №1. Для этого переходят по ссылке: Или через QR-код. Традиционный урок: Выполняют упражнение 117 по учебнику (Выполняют только задание на распределение причастий в два столбика. Задания на повторение предполагается выполнить в конце урока. Проверка заданий на повторение будет проводиться учителем.) Самопроверка на дистанционном уроке: распределив слова, нажимают на галочку и получают ответ: «Здорово, ты верно выполнил задание!». Самопроверка на традиционном уроке: СЛАЙДЫ № 7-8-9 | 5-7 мин | ||||||||||||||||||
Формулирование правила | Учитель: Сделаем вывод о правописании гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Ответы учеников: Суффикс -ем- мы встречаем у причастий, образованных от глаголов 1 спряжения. Суффикс -им- мы встречаем у причастий, образованных от глаголов 2 спряжения. | ||||||||||||||||||||
Составление алгоритма работы с орфограммой | Учитель: Составим алгоритм работы при образовании страдательного причастия настоящего времени. Ответы учеников: 1. Определить спряжение глагола. 2. Для 1 спряжения выбираем суффиксы -ем-(-ом-). Для 2 спряжения выбираем суффикс -им-. СЛАЙД №10 | Обобщают знания. Составляют алгоритм работы. | 1-2 мин | ||||||||||||||||||
Физкультминутка | Гимнастика для глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть, медленно считая до пяти. Повторять три - четыре раза. 2. Зажмурить глаза (посчитать до трёх, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти). Повторять три - четыре раза. 3. Не спеша проделать три - четыре круговые движения глазами в правую и в левую стороны. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет от одного до пяти. Повторять два раза. | Выполняют упражнения. | 1-2 мин | ||||||||||||||||||
Первичное закрепление и включение в систему знаний | Учитель: Для закрепления материала выполним упражнение 121. На примере образца упражнения разобрать задание. Акцентировать внимание на том, какой предмет является действующим, какой предмет страдает от действий другого предмета. СЛАЙДЫ № 11-12 | Связывают новое знание, умение с пройденным материалом. Выполняют упражнение 121. Выполняют взаимопроверку. СЛАЙДЫ №11-12 Проговаривают правило употребления гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 10-15 мин | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | Учитель: Самостоятельно предлагаю выполнить задания упражнения 117 (фонетический и морфологический разборы, орфографическая работа по заданию). Проверку самостоятельной работы на отметку учитель вправе провести выборочно (например, у самых активных участников урока), т.к. задания упражнения 117 касаются повторения, а не изучения новой темы. Дистанционный урок: Форму обратной связи на сервисе Яндекс.Формы ( | Самостоятельная работа учащихся по упражнению 117 (задания на повторение: фонетический и морфологический разборы, орфографическая работа). Дистанционный урок: Сдают фото своих работ. Для этого отправляют их при помощи формы обратной связи Яндекс. Формы или Google Формы, которую учитель подготовил заранее. Традиционный урок: Сдают тетради с выполненным заданием. | 3-5 мин | ||||||||||||||||||
Домашнее задание | Учитель: Домашнее задание смотрите в школьном портале. Вам предлагается выполнить интерактивное задание. Домашнее задание. Запись в школьном портале: Выполните упражнение. Для этого перейдите по ссылке: Или через QR-код. | Запись задания в дневниках (при необходимости). | 1 мин | ||||||||||||||||||
Рефлексия | Учитель: На ваших столах лежат карточки зеленого и желтого цветов. Если вы считаете, что на уроке вам все удалось и в дальнейшем работа с орфограммой не будет для вас сложной, положите зеленую карточку. Если вы испытываете неуверенность в своих силах при работе с изученной орфограммой, положите желтую карточку. Спасибо за внимание! СЛАЙД № 13 | Дистанционный урок: Оценивают продуктивность своего занятия при помощи знаков «+» или «–» в чате платформы, на которой проводился урок. Традиционный урок: Оценивают продуктивность своего занятия при помощи сигнальных карточек. | 1 мин |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Урок русского языка, 7 класс
Урок изучения нового материала
Карточка №1
Фамилия и имя ______________________________________________________________
Задание:
Вашему вниманию представлена таблица. Изучите содержимое ячеек таблицы и озаглавьте колонки и строки таблицы.
Причастие | ||
Пишущий ученик, дышащий материал, сеющий агроном, строящий заказчик. №1 | Читаемое письмо, ведомый инстинктом, видимые изменения №2 | |
Строившая компания, услышавший свидетель. №3 | Услышанный звук, построенный дом. №4 |
1. Назовите признаки, по которым вы догадались о том, что в ячейках №1 и №3 размещены действительные причастия настоящего и прошедшего времени?
_______________________________________________________________________________
2. Назовите признаки, по которым вы догадались о том, что в ячейках №2 и №4 размещены страдательные причастия?
______________________________________________________________________________
Тема урока:___________________________________________________________________
3. Внимательно посмотрите на содержание ячейки №2. Какие суффиксы вы встречаете в данных причастиях?
____________________________________________________________________________________
4. Подумайте, ответ на какой вопрос мы будем искать сегодня?
Решаемый на уроке вопрос: ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Интерактивное упражнение №1.
5. Сделаем вывод о правописании гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
____________________________________________________________________________________
6. Составим алгоритм работы при образовании страдательного причастия настоящего времени.
1._________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Выполните упражнение 121 (по учебнику). На выполнение и проверку отводим 10 – 15 минут.
8. Домашнее задание будет размещено в школьном портале. Ссылку на интерактивное упражнение №2 можете просмотреть в оставшееся время урока.
Урок русского языка, 7 класс
Тема: «Страдательные причастия настоящего времени»
Урок изучения нового материала
Карточка №2
Задание:
Вашему вниманию представлена таблица. Изучите содержимое ячеек таблицы и озаглавьте колонки и строки таблицы.
Причастие | ||
Пишущий ученик, дышащий материал, сеющий агроном, строящий заказчик. №1 | Читаемое письмо, ведомый инстинктом, видимые изменения №2 | |
Строившая компания, услышавший свидетель. №3 | Услышанный звук, построенный дом. №4 |
Интерактивное упражнение №1.
Домашнее задание. Интерактивное упражнение №2.
Уникальность данного конспекта при проверке на сайте
Ссылки, которые программа выдаёт в качестве тех, откуда «списано»
при проверке оказываются конспектами моих же уроков, но по другим темам.
Спасибо за внимание!