Самоанализ урока русского языка «Имя существительное как часть речи» (4 класс)
САМОАНАЛИЗ
занятия курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”
по теме “Первый среди равных”
(“Имя существительное как часть речи”)
учителя начальных классов Язениной О.А.
Дата: 23.01.2020
Обучающаяся: Анна Б.
Класс: 4
Тип урока: урок актуализации знаний и умений.
Форма проведения урока: виртуальная экскурсия.
Методы обучения: объяснение, беседа, рассказ, демонстрация, игра, упражнение, самостоятельная работа, проблемное обучение.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальное обучение.
Принципы обучения: наглядности, научности, доступности, связи с жизнью.
Оборудование: электронная тетрадь, видео, обычные и панорамные изображения, фотографии, интерактивные тренажёры, созданные в программах Wizer.me, learningapps, Awwap, Сlasstools.
Цель: систематизация знаний об имени существительном.
Задачи:
1. Научить отличать имена существительные от других частей речи, тренировать в нахождении имён существительных, в определении их признаков, обобщить знания о роли существительных в предложении.
2. Развивать устную и письменную речь, внимание, мышление, воображение.
3. Воспитывать учебную активность и умение работать самостоятельно, уважительное отношение к ветеранам и участникам Великой отечественной войны, гордость за мужество, стойкость и героизм русского народа-победителя.
При разработке данного урока мною учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающей 4 класса Анны Б. Девочка обладает способностью быстро усваивать учебный материал, действует успешно и правильно, грамотно излагает свои мысли, даёт полные ответы на поставленные вопросы, правильно выполняет задания, отличается самостоятельностью суждений, владеет хорошим запасом слов, на уроке проявляет активность. Из-за
Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, содержание соответствует программе и связано с жизнью. Урок проведён в форме виртуальной экскурсии, посвящённой 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне (в рамках Недели начальной школы). Темой экскурсии стало посещение Сквера памяти героев, расположенного в центре г. Смоленска. Для визуализации были использованы панорамные и обычные изображения и фотографии, видео самого Сквера, Вечного огня, бюста М.А. Егорова, монументов в честь городов-героев, могил героев Советского Союза, а также информация об этих памятниках истории. Для того, чтобы успеть сообщить необходимый материал по теме, я сокращала исторические справки в зависимости от того времени, которое оставалось до конца урока.
На данном уроке наблюдалось наращивание трудности и повышение степени самостоятельности обучающейся при выполнении упражнений и заданий.
Организационный момент включал в себя эмоционально-психологический настрой, который помог создать доброжелательную атмосферу.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающейся.
Тема и цель урока не были даны в готовом виде. Через разгадывание ребуса и проблемную ситуацию Аня самостоятельно определила тему и цель урока. Для повышения интереса к материалам урока был показан отрывок начала видео-экскурсии, что помогло мотивировать обучающуюся на выполнение заданий.
Актуализация знаний.
На этом этапе обучающаяся не получала знания в готовом виде. Под моим руководством Анна выполняла задания, рассуждала, делала выводы о том, какие бывают имена существительные.
Физкультминутка.
В соответствии с военной темой урока была выбрана и физкультминутка - исполнение самой популярной песни военных лет “Катюша”. Это дало возможность немного отдохнуть и настроиться на продолжение урока.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Важную роль в проверке полученных знаний, повышении внимания и активизации познавательной деятельности сыграло применение компьютерных технологий - интерактивные тренажёры, созданные мной в программах Wizer.me, Awwap. Так как подобные задания я часто использую на своих занятиях, их выполнение не вызвало у обучающейся никаких проблем, хотя небольшие ошибки в применении знаний она допускала из-за торопливости. При работе в тренажёрах Аня комментировала свои действия в соответствии с темой урока.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
На этом этапе девочке был предложен интерактивный тест, созданный в программе learningapps, и ментальная онлайн-карта “Имя существительное” (программа Сlasstools). Аня безошибочно ответила на вопросы и заполнила схему.
Обобщение и систематизация знаний.
Беседа помогла мне понять, на сколько обучающаяся усвоила материал урока. Аня, отвечая на мои вопросы, анализировала, обобщала знания об имени существительном, полученные на уроке, благодаря чему самостоятельно сформулировала определение этой части речи, правильно предположила, почему тема урока звучит “Первый среди равных”.
Рефлексия.
Так как на курсе по выбору безотметочное обучение, то отметка за урок поставлена не была. Но обучающаяся проанализировала полученные знания по русскому языку и прокомментировала онлайн-экскурсию по Скверу памяти героев, сказав, что это было очень познавательно и полезно, так как нет возможности реально побывать в таком историческом месте. Я словесно оценила отличную работу Ани на уроке, её умение выполнять задания, применять полученные знания.
К сожалению, этот этап пришлось заканчивать уже на перемене. Как я ни старалась сжать информацию о Сквере памяти героев, всё-таки времени на урок немного не хватило, а видео о зажжении Вечного Огня предложила обучающейся посмотреть самостоятельно.
Выводы:
- Урок соответствует выбранному типу.
- Содержание соответствует требованиям ФГОС.
- Материал урока, сложность, объём информации соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающейся, имеющейся у неё базе знаний и умений, теме урока.
- Для того, чтобы поддержать работоспособность обучающейся, и для лучшего усвоения материала я использовала различные формы и методы работы. Учебно-познавательная деятельность чередовалась наглядной, словесной передачей информации. Также применялось ИКТ (интерактивные тренажёры, видео, панорамные и обычные изображения).
- На уроке присутствовали все три вида активности: познавательная - обучающаяся самостоятельно находила решение проблем (отвечала на вопросы, выполняла упражнения, делала выводы, формулировала определения); социальная - ребёнок неравнодушен к тому, что происходит вокруг, задавала вопросы, высказывала своё мнение; физическая - говорили, слушали, смотрели, разминались.
- Этапы урока тесно связаны друг с другом и плавно вытекают один из другого.
- Перегрузки обучающейся на уроке не было, так как для отдыха и переключения видов деятельности была проведена музыкальная пауза, а также использовалось чередование устных и практической видов работы.
- Использование ИКТ очень помогало на разных этапах урока.
- В процессе урока постоянно наблюдалось конструктивное сотрудничество между мной и обучающейся.
- Благоприятная психологическая атмосфера поддерживалась на протяжении всего урока (использовалась похвала, поощрение, одобрение), что мотивировало Аню, в результате чего общение было продуктивным и качественным.
- Выбранные приёмы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям Ани.
- Цель и задачи урока достигнуты.
Недостатки:
- Учебное время на уроке использовалось не очень эффективно, запланированный объём урока выполнен не полностью, в связи с чем пришлось задействовать время перемены.
На будущее необходимо учесть эту ошибку и при планировании уроков более тщательно подбирать материалы и задания.
Приложение:
Конспект урока "Первый среди равных" ("Имя существительное как часть речи")
23.01.2020 Язенина О.А.
Горбачёва Марина Юрьевна
Язенина Ольга Анатольевна
Перминова Елена Федоровна
Язенина Ольга Анатольевна
Перминова Елена Федоровна
Язенина Ольга Анатольевна
Голдина Лилия Вильевна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна