Урок русского языка в 11 классе «Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле»
Тема урока: «Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле».
Цели: обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль», «Выразительные средства языка»; совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля, систематизировать знания обучающихся о средствах эмоциональной выразительности; формировать умение определять роль средств эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля; развивать познавательные, коммуникативные и социальные возможности учащихся, сформированность общеучебных навыков и умений и самообразования, прививать любовь к родному языку. повторить характерные признаки книжных стилей.
Образовательные
Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины;
Познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения различать их, определять роль внутри текста;
Разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием средств языковой выразительности.
Развивающие:
Развитие положительной мотивации к процессу обучения;
Формирование позитивной Я - концепции;
Совершенствование речемыслительной деятельности;
Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;
Развитие умения логически верно излагать мысли;
Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.
Воспитательные:
Развитие системы ценностных отношений к родному языку;
Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.
Тип урока: урок – практикум
I. Вступительное слово учителя. Учитель: На прошлом уроке вы показали свои знания по теме «Публицистический стиль и его особенности». Назовите признаки публицистического стиля.
|
II. Определение целей урока. Учитель: Сегодня нам предстоит стать участниками урока-исследования. Цель исследования – определение роли средств эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля. Предмет исследования – публицистический текст.
Работа с классом
1.Тезаурусный (творческий) диктант
1.«хотел бы в единое слово / Я слить мою грусть и печаль…» (Г.Гейне). –метафора.
2. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом – люди согреваются. (В.М. Шукшин) МЕТОНИМИЯ – разновидность метафоры. Греческое слово «метонимия» означает переименование, то есть передача одному предмету имени другого.
3. Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег, «…радостная печаль, ненавидящая любовь». И.Б.Голуб). Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов, называются ОКСЮМОРОНАМИ.
4. Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) СРАВНЕНИЕ – троп, при котором характеристика одного предмета дается через сопоставление его с другим предметом. Сравнение – это троп, состоящий в сопоставлении предметов по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным.
5. Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ
6. Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) ГИПЕРБОЛА – одно из выразительных средств речи, означает «преувеличение». Гипербола – это фигура со значением чрезмерного преувеличения того, о чем говорится.
7. (Мужичок с ноготок. Мальчик с пальчик. Дюймовочка. Тише воды, ниже травы. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.А.Некрасов).
Литота – фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чем говорится.
8. Аллегория Прекрасен царскосельский сад, Где льва сразив, почил орел России мощной На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)
А.С.Пушкин
9.Антитеза "Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.
10. Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер. (Н.Заболоцкий) Градация- расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
11. Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум... (Н.Некрасов) Эпитет.
12.Парцеляция - намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.
13. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы… Анафора- Повтор частей в начале строк (единоначатие)
14. Эпифора (лексический повтор) Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Ключ:
1) Метафора. 2. МЕТОНИМИЯ –3. ОКСЮМОРОН. 4. СРАВНЕНИЕ 5. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - 6. ГИПЕРБОЛА 7. Литота 8. Аллегория 9.Антитеза 10 Градация- 11. Эпитет. 12.Парцеляция 13. Анафора- 14. Эпифора
Учитель- в каком случае нам данные знания могут пригодиться, если говорить об экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ?
(при написании сочинения, когда нужно выразить авторскую позиции., критерий №3). В комментарии (критерий №2) Средства выразительности помогают автору оказать более глубокое воздействие на читателя, убедить в правоте своей позиции).
ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира.
АССОНАНС – французское слово, означающее созвучие. Это повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков для создания звукового образа. Ассонанс способствует выразительности речи. Ассонанс используют поэты в рифме, в ритмике стихотворений.
АЛЛИТЕРАЦИЯ – слово греческого происхождения от существительного буква. Повторение в художественном тексте согласных для создания звукового образа, усиления выразительности поэтической речи.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание явлений окружающего нас мира.
2. Работа с текстом (на листочках) Следующий этап нашего урока – определение изобразительно-выразительных средств языка.
4) Творческое использование нового материала. Проба пера.
Текст Ю. Макаренко
(1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2).Что требуется для нормального отдыха?
(3) Прежде всего тишина. (4) Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей.
(5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, лежать спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий человек, как ребенок, хотел бы делать то, что диктуется внутренним капризом: ничего серьезного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать со знакомыми, почитать легкий журнал. (8) Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой.
(9) Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценивать. (По Ю. Макаренко)
Ю. Макаренко -
1. Какое из высказываний противоречит содержанию текста?
1) Лучший отдых – это ничего не делать.
2) Занятие в спортивной секции – лучший способ избавиться от усталости.
3) Современный человек устает от общения и от городского шума.
4) Общение с природой поможет справиться с усталостью.
2. Какой тип речи представлен в этом тексте?
1) повествование с элементами рассуждения
2) рассуждение с элементами повествования
3) рассуждение
4) описание с элементами повествования
3. Рецензия:
«Ю.Макаренко рассуждает о формах отдыха в наш интеллектуальный век. Использование________ («легкий журнал», «внутренний каприз») помогает вызвать эмоциональное отношение читателя. Динамику и ритм рассуждению придают_______ (предложение 7).
Чтобы привлечь внимание читателя, создать ощущение свободной беседы, автор использует_____ («позволяя свободно разбегаться своим мыслям»). Стараясь сделать читателя своим сторонником, автор заменяет слово «ничегонеделание» (предложение 9) на контекстный синоним (предложение 10), который имеет нейтральную окраску». (2,7,9,3)
Список терминов:
1) сравнение 2) переносное значение слова (эпитет) 3) контекстный синоним 4) гипербола 5) метонимия 6) инверсия 7) однородные члены 8) риторические вопросы 9) метафора
Ответы для самопроверки: 1. – 2 2. – 3 3. – 2, 7, 9, 3
-Какие проблемы нашли своё отражение в тексте? (Проблема характера отдыха людей, проблема интеллектуального отдыха, проблема необходимости/значимости пассивного отдыха/ «ничегонеделания»….)
-Какие худ. средства помогают автору выразить его точку зрения?
(Эпитеты: интеллектуальный век, нормального отдыха, городского шума, внутренним капризом, легкий журнал, пассивный отдых…)
(«Характер отдыха…значительно изменился» - метафора Автор заставляет нас задуматьсяся над проблемой текста, ведёт к размышлению. А это один из основ. признаков публ. стиля).
(«лежать спокойно, словно в полусне» - сравнение. Автор считает, что это один из видов отдыха)
(СРАВНЕНИЕ: «Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим» МНЕНИЕ автора!!!
3.Запись предложений под диктовку
1) Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель. (И.Северянин)
2) Сияет солнце, воды блещут, На всём улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. (Ф.Тютчев)
3) И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М.Волошин);
4) Пустых небес прозрачное стекло (А. А. Ахматова);
5) И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу (А. А. Блок).
6) Горячий воздух дик и глух» (А.Блок). Эпитеты.
7) «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком…» (С. Есенин). Метафора.
8) «В саду горит костёр рябины красной…» (С.Есенин). Метафора
Учитель: Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений.
9) Что-то добродушное и вместе уютное было в физиономии этого дома (Д. Мамин-Сибиряк).(метафора, олицетворение)
10) «Вешних дней минутны грозы, Воздух чист, свежей листы... И роняют тихо слезы Ароматные цветы» (А.А.Фет). ( олицетворение)
Учитель: Олицетворения служат целям создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.
11)«Порой влюбляется он страстно В свою нарядную печаль» (М.Ю.Лермонтов) Оксюморон
12). «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.Есенин). Градация.
- В чём основное отличие художественного стиля речи от публицистического? (В публицистике – проблема, в худ. тексте-ОБРАЗ)
Домашнее задание - Кратко напишите в тетради ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?» - Написать сочинение по данному тексту
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. -Что полезного вы извлекли для себя с сегодняшнего урока?