Тема урока: Связь слов в предложении.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам.
Формирование УУД:
Регулятивные:
Делать самостоятельно простые выводы, осуществлять анализ с выделением существенных признаков
Переводить информацию из одного вида в другой.
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу.
Осуществлять рефлексию.
Коммуникативные:
Развивать умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Развивать умение работать в паре.
Познавательные:
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Личностные:
Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости, дорогие,
Захотели вновь прийти!
II. Мотивационно-целевой этап
1) Игра «Да-нет»
Мы поиграем в игру «Да-нет». Я буду называть слова, и если вы слышали их, понимаете значение слов, то будете поднимать две руки вверх, а если не слышали, то скрещивать руки над головой.
Предложение, звук, омофон, буква, корень, сказуемое, предлоги, алфавит, падеж, спряжение, сказуемое.
- Посмотрите, как много тайн хранит русский язык. А хотите их узнать? Тогда за работу.
2) Минутка чистописания
На доске написаны заглавные буквы: Е П Р Д О Ж Е Л И Н Е
- Что вы можете сказать об этих буквах?
-Напишите эти буквы, расположив их так, чтобы получилось слово.
- Обменяйтесь тетрадями. Подчеркните в работе соседа те буквы, которые вы считаете удачно написанными.
-Как вы думаете, ребята, пригодятся ли заглавные буквы нам с вами сегодня на уроке?
3) Актуализация знаний
- Итак, предложение и будет в центре нашего внимания на уроке.
Учитель показывает бусы.
- Что это за предмет?
- Как бусы могут быть связаны с темой урока?
- Какие ваши предположения?
- Давайте проведем исследования и выясним, правы ли мы.
ФИЗМИНУТКА
III. Поисково-исследовательский этап
- Приступаем к исследованию. А поможет нам в этом наш друг- учебник.
Упражнение 3, стр. 11
- Познакомьтесь с упражнением самостоятельно.
- Прочитайте в задании первое слово-команду. Прочитаем слова.
- На какой вопрос нужно найти ответ? Зачитаем вопрос.
- Почему эти слова не составляют предложение?
- Как из данных слов составить предложение. Для этого определим, кто выполняет действие?
- Что делает бабушка?
- Что читает?
- Кому читает?
- Проговорим хором предложение.
- Запись предложения самостоятельно.
- Докажите, что это предложение.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Чтение вывода по учебнику – стр. 11
- Посмотрим на схему на доске. Что помогло нам составить предложение?
- Итак: Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов.
- Чем же предложение похоже на бусы?
- Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. Слова очень похожи на бусинки, все бусинки связаны между собой ниточкой. Стоит развязать ниточку, бусы рассыплются. Так и в предложении: стоит нарушить связь слов в предложении – предложения не получится. Связь в предложении можно установить с помощью вопросов. Если взять бусы и поменять их местами, изменится их порядок. А что произойдёт, если изменить порядок слов в предложении? Давайте понаблюдаем.
У нескольких детей карточки со словами. Они выходят к доске и составляют предложение.
На березках распустились первые листочки.
А теперь поменяйтесь местами. Прочитаем, что получилось. Будет ли это предложением?
- Делаем вывод: При составлении предложения помните о порядке слов.
- Запись предложения с комментированием. Подчеркнем опасные места.
IV. Практический этап
1) Работа в парах.
- Выписать с карточки только предложения.
Сидит Вася на берегу. | Уточки бегать бережок. |
Кот умывает мордочку лапой. | Мальчик ходить детский сад. |
2) Работа с карточками.
Выделите разным цветом слова, которые можно вставить в предложение.
____ читает Артёму книгу.
и | п | о | й | б | с | г | е | з | в |
г | м | а | м | а | щ | ы | щ | б | у |
д | ж | и | у | с | д | б | е | а | м |
т | ц | т | с | щ | ы | ю | а | б | ю |
м | а | л | ь | ч | и | к | ж | у | х |
и | ё | й | ш | п | э | з | й | ш | о |
м | т | к | п | а | п | а | м | к | г |
х | п | б | ю | ё | г | й | д | а | у |
к | с | е | с | т | р | а | и | ч | ц |
ш | м | з | т | п | ц | ы | ц | п | с |
3) Работа на платформе Учи.ру
V. Рефлексивно-оценочный
- Наш с вами урок подошел к концу. Что вы расскажете интересного об уроке своим родителям? (Встают в круг перед доской и продолжают фразу)
«Я расскажу дома …»
«Сегодня я узнал …»
«Я хочу поблагодарить ….»
Мы сегодня все писали,
Отвечали и читали.
Всё сумели! Всё смогли!
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!