12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаева Юлия Анатольевна123
Россия, Свердловская обл., Кировград

Николаева Ю.А.

учитель русского языка и литературы

ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Свердловской области

Россия, г. Кировград

Международная педагогическая конференция

«Инклюзивное образование в условиях общеобразовательной школы»


 

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.

  Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.
 

Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные.

  

Программа развития УУД на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

С целью формирования у воспитанников УУД педагогами школы изучена и постепенно внедряется в практику методика создания технологических карт урока.

 

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

 

Структура технологической карты включает:

название темы;

цель освоения учебного содержания;

планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационную

интеллектуальную компетентность и УУД);

метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

основные понятия темы;

технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов;

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность учащихся в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,

определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;

обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

 Технологическая карта урока русского языка
Ф.И.О. учителя: Николаева Юлия Анатольевна, учитель первой квалификационной категории.
Класс:10
Предмет: русский язык
Тема урока: Связь слов в словосочетании
Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщающего повторения
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
Образовательные :
1.повторитьь понятие словосочетания, его структуру, типы словосочетаний.
Развивающие:
1.Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
2.Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать типы синтаксической связи слов в словосочетаниях;
3.Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач.
Воспитательные:
1.Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности.
2.Обеспечение высокой творческой активности при выполнении индивидуальных заданий.
3.Формирование интереса к предмету, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения и взаимной помощи между учащимся.
 

 

Этап урока

Время,
мин.

Цель

Содержание
учебного

материала

Методы и
приемы работы

ФОУД*
УУД**

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу

-

-

-

Приветствует обучающихся, проверять их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Постановка темы и цели урока

8

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Составление плана работы

Работа с текстом по пунктам: Признаки орфограммы.
Как проверит?
Словарь.
Проверь себя.

Наблюдение проблемная ситуация. Работа по плану урока

Групповая
Коммуникативные
Регулятивные

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Записывают на доске и в тетради, производят взаимо-оценку, сравнивают, объясняют, формируют тему и задачу урока.
Приложение
№1

Повторение теоретического материала

10

Умение работать с теоретическим материалом учебника.

Составление таблицы о типах словосочетания.

Работа с учебником

Наблюдение, работа с текстом

(сравнение)

Индивидуальная
Познавательные

Указывает объект наблюдения

Называют правила о словосочетаниях,

Способ проверки

Подвергнуть детей к самостоятельному выводу способа определения типа синтаксической связи слов в словосочетании

Для сравнения предлагается словосочетание, правило в учебнике

Наблюдение, работа с текстом (сравнение)

Фронтальная
Коммуникативные
Регулятивные

Организует подводящий диалог,

Уточняет правило

Заполняют таблицу, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют.

Приложение №2

Умение определять тип синтаксической связи слов в словосочетаниях

Пример словосочетаний на доске: слепой от ярости, сидеть рядом, наводить справки, спать под одеялом, волшебная ночь, необычайно быстро, сверкает во тьме

доказательство

Коллективная

Познавательные

Дает образец короткого доказательства в виде мультимедийной презентации

Пользуясь алгороритмом определяют тип синтаксической связи слов в словосочетании
Приложение №2

Первичное закрепление материала

9

Освоение способа определения тип синтаксической свзяи слов в словосочетании

Приложения №3

Самостоятельная работа, рефлексия, контроль

Групповая познавательные
Регулятивные

Проводит инструктаж обучающихся.
Организует выступление групп, обмен мнениями

Определяют тип синтаксической связи слов в словосочетании, определяют по каким признакам слова связаны друг с другом.
Один человек объясняет решение группы у доски.
Производят взаимопроверку, рефлексию

Самопроверка

10

Осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы

Приложение№4

Самостоятельная работа, рефлексия,контроль

Индивидуальная
Познавательные
Регулятивные

Раздает
Приложение №4

Находят соответствия,Сверяют с записями на мультимедийной доске, ставят констатирующую оценку

Подведение итогов

2

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация знания, постановка дальнейших целей

План на доске, составленный в начале урока

Рефлексия,

контроль

Фронтальная
Регулятивные

Задает вопросы о задачах урока.
Спрашивает какая задача останется на следующие уроки

Проговаривают по плану восстановленные знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

*ФОУД-форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)
**УДД-универсальные учебные действия

Приложения №1
1 группа: из данных слов составить словосочетания, согласовав их друг с другом по смыслу.
Например: ветер, мельница-мельница (какая?) ветряная.
Пролить, дождь-
Мой, вещи-
Управлять, дела-
Заниматься, зал-
Дальний, раскаты-
Девушка, косынка-
Дом, бревно-

2 группа: составьте с данными словосочетаниями предложения.

3 группа: из предложения выписать все возможные словосочетания./
Каждый человек хоть бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения, душевного подъема, свежести живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Приложение №2

Тип синтаксической связи

На какие вопросы отвечает зависимое слово

Способ выражения зависимого слова

Согласование

   

Управление

   

Примыкание

   



 


 


 


 


 


 

Приложение №4
Задание
: найти соответствия.

 

Словосочетание

Синтаксическая связь

1.Изучение математики

Согласование

2.Объяснить долго

Согласование

3.Реальные условия

Примыкание

4.Новые технологии

Управление

5.Грамотно писать

Примыкание

6.Применять на практике

Согласование

7.Работающий учитель

Управление

8.Картина природы

Примыкание

9.Песня соловья

Управление

10.Говорить усмехаясь

 

 

Заключение: приложения отсканированы из печатного сборника, выпущенного ФКОУ СОШ ГУФСИН России по СО.

Управление

 

 

 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.