Урок русского языка в 1 классе по теме "Строчная буква д"
Технологическая карта урока
Учитель: Фомичкина Анастасия Юрьевна
Предмет: русский язык
УМК: Школа России
Класс: 1
Тема: Строчная буква д.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель | Создание условий для формирования умения писать строчную букву д. |
Задачи | Образовательные: формировать умение учащихся различать звуки [д] и [д’]; формировать знание алгоритма написания «д» и умения писать её отдельно и в соединении. Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, моторики, фонематического слуха. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка; способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности. |
Формируемые УУД: | Личностные УУД: уяснить мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения;; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
Основные понятия | Строчная буква д, звуки [д] и [д'], печатная и письменная буквы, звуковой и звуко-буквенный анализ слова |
Межпредметные связи | Литературное чтение |
Ресурсы | Пропись, электронная презентация |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная |
Технология | Технология деятельностного метода, информационно – коммуникативные технологии, педагогика сотрудничества |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
УУД | Предметные | |||
1.Организационно-мотивационный (1 мин) | Приветствует учащихся. Просит проверить готовность к уроку. Желает успехов и хорошего настроения на уроке. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок | Личностные: мотивационная основа учебной деятельности | |
2. Актуализация опорных знаний (7 мин) | Просит написать буквы под диктовку: а, о, б, в, у, з; сверить написанное с записью на доске. - На какие группы их можно поделить? Предлагает своё разбиение (а, о, б, в и в, у, з). - Почему я поделила на такие группы? Почему особенной оказалась буква в? См. Приложение 1: - Что объединяет эти картинки? Дополните. - Расскажите о букве д. В помощь - схема (см. Приложение 2). - Какая буква будет в центре нашего внимания сегодня? | Пишут буквы под диктовку на листах, выполняют самопроверку (сверка с образцом). Дети высказывают свои мнения (на буквы гласных и согласных и др.)
По составу элементов. Содержит общий элемент букв первой и второй группы. - Слова на букву д. Приводят примеры слов с д. Название буквы, звуки, которая она обозначает, примеры слов. Дд | Познавательные: осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; признавать возможность существования различных точек зрения | Уметь писать изученные буквы под диктовку. Уметь подбирать слова с заданной буквой. Знать название изучаемой буквы; уметь называть звуки, которые она обозначает. |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание (2 мин) | Просит открыть пропись на нужной странице. Уточняет номер страницы. Просит сформулировать цель урока. Предлагает проговорить план работы в прописи. | Стр. 16. Формулируют цель: научиться правильно и аккуратно писать д. Проговаривают план работы в прописи (элементы буквы, буква, слоги, слова, предложения). | Регулятивные: формулировать цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: ориентироваться на странице прописи. Коммуникативные: строить речевое высказывание. | |
3.2.Открытие нового знания (8 мин) | Предлагает рассмотреть правый верхний угол страницы. - Из каких элементов состоит буква д? Обведите элементы, поработайте с бордюром в широкой строке. Показывает видеоролик (написание д) (Видео). При повторном просмотре комментирует написание. Просит написать букву д в воздухе. Напоминает о правилах письма. Предлагает прописать букву д в первой рабочей строке. Просит прочитать слоги, обратить внимание на соединение букв в слогах, демонстрирует написание слогов на доске, просит прописать слоги. Предлагает задание: - Подчеркните синим или зелёным карандашом букву д в слогах согласно характеристике звуков, которые она обозначает. | Рассматривают элементы, из которых состоит д. - Малый овал и петля. Обводят элементы по контуру, работают с широкой строкой. Смотрят видеоролик, слушают комментарий учителя. Прописывают букву д в воздухе. Вспоминают правила письма. Пишут букву д. Читают слоги, определяют вид соединения (верхнее или нижнее). Смотрят на прописывание слогов учителем. Пишут слоги. Подчёркивают букву д карандашом синего или зелёного цвета. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности. Познавательные: осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. | Уметь формулировать и использовать правила письма. Уметь писать букву д: отдельно, в слогах, в словах. Уметь давать характеристику звуку. |
3.3. Динамическая пауза (2 мин) | Показывает упражнения пальчиковой гимнастики. Предлагает прописать букву д в воздухе, постепенно увеличивая размер. | Вместе с учителем выполняют пальчиковую гимнастику, пишут букву д в воздухе. | Личностные: положительная мотивация к обучению. | Знать алгоритм написания буквы д. |
3.4.Первичное закрепление (10 мин) | Работа в 3-ей и 4-ой рабочих строках. - Какое задание дано в 3 и 4 строках? - Прочитайте слово в первой паре? Сколько в нём букв? Сколько звуков? Какой звук обозначает в нём буква д? Почему? Как нужно изменить слово дом, чтобы оно стало соответствовать схеме? Запишите слово, докрасьте схему? Какие карандаши понадобятся? - Прочитайте слово в 4-ой строке. Какое слово нужно написать? Какой звук мы слышим на конце слова? Какую букву нужно написать? Запишите слово, докрасьте схему? Работа в 5-ой и 6-ой строках: - Какое задание нужно здесь выполнить? Выполните с комментированием. | Формулируют задание. Читают слово «дом»: 4 буквы, 4 звука, [д], после неё – о, «дома». Записывают слово, докрашивают схему. Читают слово «сады»: сад, [т], д. Записывают слово, докрашивают схему. Формулируют задание: вписать слово в предложение, докрасить схему. Выполняют задание с комментированием. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: формировать мыслительные операции анализа и синтеза, обобщение, делать умозаключения. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог. | Уметь производить звуковой и звуко-буквенный анализ слова, раскрашивать схему слова; списывать с прописного текста. |
3.5. Повторение и включение в систему знаний (5 мин) | Предлагает сыграть в игру «Мягкий или твёрдый»: называет слова, и если в них [д'] – нужно погладить соседа по плечу, если [д] - потопать. (дерево, дом, день, дождь, декабрь, детство, вода, лодка, заводы). Работа в прописи: запись ответа на вопрос, составление слова из некоторых букв данного слова согласно заданной нумерации. | Играют в игру: определяют [д'] и [д] на слух. Обсуждают ответ на вопрос, напоминают одноклассникам правила оформления предложения; самостоятельно записывают ответ. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности. Познавательные: формировать мыслительные операции анализа и синтеза, обобщение. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог. Личностные: проявлять положительное отношение к одноклассникам. | Уметь разграничивать звуки [д'] и [д]. Знать правила оформления предложения на письме, уметь записывать предложение. |
4.Рефлексия учебной деятельности (5 мин) | - К чему мы должны были стремиться на уроке? Удалось ли выполнить задуманное? - Что узнали о букве д? - Пропишите её в воздухе, пальчиком на парте. Предлагает задание: вписать в слова пропущенную букву (у доски): -иван, -оска, по-арок, -има, -ети. - Какое слово дописать не можем? Оставим это слово на завтра. Предлагает оценить работу в прописи с помощью смайла (в нижнем правом углу). | -Мы сегодня учились писать букву д. Рассказывают о букве д, пишут её в воздухе, на парте. Вписывают букву д Дима, так как нужна Д. Оценивают свою деятельность на уроке с помощью смайлов. | Личностные: элементарные умения в проведения самооценки результатов своей учебной деятельности. Регулятивные: умение контролировать свою деятельность по результату. Познавательные: формировать мыслительные операции анализа и синтеза, обобщение. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание. | Уметь писать букву д в словах. |
Приложение 1

Приложение 2
