12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Распопова Светлана Юрьевна1838
Россия, Калмыкия респ., Лагань
Материал размещён в группе «Учителя-Занковцы»
3

Урок русского языка в 1 классе в системе развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с новыми стандартами

Урок русского языка в 1 классе в системе развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с новыми стандартами

Итак, попытаемся сравнить урок, проведённый по старой технологии, и современный урок, проведённый по системе Занкова в соответствии с новыми требованиями.
Целью современного урока является не овладение суммой предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, его социализация, формирование интеллекта и общей культуры, где ученик является не объектом обучения, а равноправным участником учебного процесса.
Задания не должны быть рассчитаны на среднего ученика, поэтому нужно использовать дифференцированный подход с учётом способностей, интересов, возможностей ребёнка.
Не должно быть системы жёсткого контроля, упора на ошибки, недостатки, неудачи детей. Учитель обязан создать ситуацию успеха, заметить позитивные изменения в каждом ребёнке.
Сравнивать детей не друг с другом, а с самим собой: «сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера».
Над фронтальной работой должна преобладать индивидуальная, парная, групповая.

На уроках использовать продуктивные методы обучения, такие как проблемный, частично-поисковый, исследовательский, в которых задействованы мышление, воображение.
Дидактическое правило современного урока: учить школьника только на уроке, строго соблюдать дозировку домашних заданий и их вариативность.
Тишина и порядок не являются показателем эффективности урока – допускается рабочий шум и передвижение по классу.
Не должно быть преобладающей роли учителя и его учебного монолога. Приветствуется диалог, дискуссия, активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя.
Не допустимы учебно-дисциплинарный стиль общения, принуждение в обучении – только деловое сотрудничество, педагогический такт в рамках культуры общения.
Какой может быть мотивация к изучению русского языка у ученика начальной школы? Например, такой: «Я изучаю русский язык, потому что это язык моей страны, язык, на котором говорят не только мои родители и друзья, но и все, кто живёт в России. Мне интересно узнать, как этот язык устроен, какие единицы в нём выделяются, как эти единицы взаимодействуют между собой. Я бы хотел узнать это, общаясь на уроке с одноклассниками, предлагая свои аргументы и принимая во внимание позицию своих друзей. Я бы хотел научиться писать грамотно, без ошибок, потому что грамотность – это показатель моей культуры. Мне бы хотелось научиться так выражать свои мысли, чтобы мой собеседник однозначно понял меня, чтобы моя речь, устная или письменная, свидетельствовала о том, что я образованный, культурный человек. И всего этого я хочу достичь в сотрудничестве с учителем и моими одноклассниками». Если хотя бы какая-то часть подобной мотивации (а в идеале вся) в процессе изучения русского языка будет сформирована у учеников начальной школы, можно утверждать, что реализованы цели, сформулированные стандартом второго поколения.

Хочу предложить рабочие элементы урока русского языка в 1 классе по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу», а именно вопросы, задания, которые можно использовать, создавая проблемные ситуации.

1. Организационный момент.
- Дети, кто из вас мечтает стать образованным и культурным?
- Что для этого вам потребуется?
- Не будем терять ни минуты – я вас приглашаю на урок русского языка.

2. Чистописание (узор в рабочей строке с использованием элементов букв, обозначающих шипящие звуки)
- С какой целью мы проводим минутки чистописания?
- Какие правила нужно соблюдать при письме?
- Если вы будете соблюдать все эти правила, каков будет результат?

3. Словарная работа.
- Как вы думаете, какие буквы встретятся сегодня в словарных словах? (машина, щавель, овощ, ужин, одежда)
- По какому признаку можно разделить эти слова на две группы?
- Выразите своё согласие или несогласие с ответом одноклассников в вежливой форме.
- Какие слова осложнены дополнительными опасными местами? Они нам подскажут тему сегодняшнего урока.

4. Повторение и закрепление (я использовала мультимедийный учебник «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия»: урок по теме «Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»)
а) упражнения № 5 (ведущий в мультимедийной игре – Степан – летучая мышь)
Мыш _ , ёж _ ки, уж _ ,
Лыж _ , луж _ и морж _,
Крыш _ , чиж _ ки, стриж _ ,
Ж _ рафы и карандаш _ .
Запомни слоги жи и ши,
Их с буквой и всегда пиши!
- Как можно усложнить задание?
- Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Сравните свой результат с результатом любого одноклассника.
- Докажите, что вы правы.

б) упражнение № 6
- Если невнимательно отнестись к слову «площадка», сколько можно сделать ошибок?
- Докажите правильность написания букв о и д.

в) упражнение № 7
Я грамотно писать хочу!
Слова на чу и щу учу!
Чулок и чудо, и чугун,
Чудак, и щука, и ворчун.
Чумазый, чучело, чурбан,
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу –
Я с у пишу и чу и щу!
- Найдите слова – действия.
- О каких словах в стихотворении можете сказать: «Это про меня».
- С какой целью к нам в гости приходил Степан?

5. Физкультминутка (стих записан на доске)
Назовём черноухого –
Тучей –
Пусть он будет большой
И могучий.
Выше дерева,
Больше дома.
Пусть мурлычет он
Громче грома!
- Какие умения и навыки мы сейчас повторили? (чтение, выделение голосом шипящих, изображение прочитанного)

6. Игра «Лишнее слово»
(кувшин, чудо, коржи, ночь, пища)
- Какое слово здесь лишнее? Почему?
- Вас ничего не удивляет в слове «ночь»?
- Здесь спрятался ещё один секрет шипящих, который нам предстоит ещё разгадать. 

Опубликовано в группе «Учителя-Занковцы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.