Урок изобразительного искусства в 1 классе «Путешествие воды» (система Л.В. Занкова)
Урок изобразительного искусства, система Л.В. Занкова,
программа С.Г. Ашиковой. 1 класс
Раздел 1
Урок 8.
Учебник стр.28-29, тетрадь стр.22-23
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДЫ»
Работа направлена на формирование следующих УУД:
Личностные: видеть и понимать красоту микромира; эмоционально воспринимать образы природы; формировать интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями Леонова, Д.Левина; формировать ценностное отношение к воде, как источнику жизни и красоты;
Познавательные: научиться ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника; осуществлять поиск нужной информации в словаре; создавать изображение согласно схемам;
соблюдение последовательности этапов для создания различных рисунков.
Регулятивные: умение находить в природе формы различных состояний воды; осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.
Коммуникативные: обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты; использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи; следить за действиями других сверстников в совместной деятельности.
Ход урока:
Организационный момент.
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Начинаем урок изобразительного искусства. Нам понадобиться хорошее настроение. Улыбнёмся друг другу.
Актуализация знаний детей.
1) Послушайте сказку.
Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем. «Прощайте!» — только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли. Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала Капелька. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.
Беседа о прочитанном (услышанном) произведении:
- Кто главный персонаж? Как вы её представляете?
- Как вы думаете, какой характер у нашей героини?
- Что происходило с Капелькой?
- Как можно озаглавить сказку?
3) Назовите тему урока («Путешествие воды»)
4) Цель урока? (Научиться рисовать капельку воды такой, какой она бывает в природе)
5) Чтобы урок достиг цели, нужно поставить задачи. Давайте вместе это сделаем. (а) рассмотреть каплю воды, б) Познакомиться с различными состояниями воды, в) нарисовать поэтапно каплю росы, волну, снежинку.)
Работа в рабочей тетради «В мастерской художника» стр. 20-21
Чтение вступительной статьи о капле росы и рассматривание работы нидерландского художника-графика Мориса Эшера.
Б) Беседа по наблюдениям:
Какой тон (серый или чёрный) окружает самый яркий свет в капле на рисунке Эшера?
Помогает ли падающая тень выразить блеск капли?
Что в капле отражается?
В) Знакомство с понятием «БЛИК».
Работа со словарём. «Блик – отблеск света. Самое яркое световое пятно, держащее на тёмном фоне, на выпуклых поверхностях предметов».
Давайте понаблюдаем за бликом
Где расположен блик?
Большую или меньшую часть капли занимает блик?
Повторяет ли блик форму капли?
Тренировочные упражнения в рабочей тетради (упражнение 8 «УДИВИТЕЛЬНЫЙ КАРАНДАШ») или на отдельных листах бумаги, рассматривая поэтапные рисунки на странице «Выражение» в учебнике (с. 29).
Рассмотрим работу с ними подробнее.
Этапы 1–2 (внимание на фотографию 6 на с. 28 «Впечатление»). Рисунок капли росы начинается с листа травы (рис.1 с. 29), который рисуем крупно, лучше даже часть листа, и затонируем его от края до края графитным карандашом. Выбираем место для капли на листе травы. Капля тоже
должна быть крупной – почти на целый лист: обведем овальный контур капли карандашом и затонируем горизонтальными штрихами от края до края, начиная сверху – более сильным нажимом, к низу – более слабым. Растушевкой надо смягчить штрихи, а с помощью ластика создать блик на самой верхушке капли, на самом темном участке штриховки и немного почистить ластиком нижнюю границу капли, а карандашом надо дорисовать падающую тень, сильно нажимая на карандаш. У основания капли тень должна быть самой темной. Бликом на верхушке капли и глубокой падающей тенью будут подчеркнуты прозрачность и чистота воды.
Этапы 3–5 (внимание на репродукцию картины художника Хокусай 4 и на фотографию 1 на с. 28 «Впечатление»).
Рисунок волны состоит из плавных, но упругих линий, чтобы они получились, надо поставить пальцы рабочей руки на первый этаж и с хорошим нажимом на карандаш провести непрерывные краевые линии: верхнюю и нижнюю.
Этап 4. Нижнюю часть волны надо затонировать от темного к светлому. Растушевать нанесенные штрихи палочкой-растушевкой или ватным диском.
Этап 5. Ластиком высветлить верхнюю часть волны – где пена. Карандашом можно усилить динамику движения волны, нарисовав внутри несколько упругих линий, но и над изображением пены можно поработать – подыскать дополнительные штрихи и линии.
Этап 6 (внимание на иллюстрацию 2 на с. 28 «Впечатление»). Рисунок снежинки можно начать с окружности, которую для удобства надо разделить пополам 4 раза – как показано на рисунке, получится восьмилучевая снежинка. Можно нарисовать и шестилучевую снежинку. Известно, что в природе не повторяется ни один узор снежинки – ребятам предлагается разработать свои варианты узоров.
Этап 7. Можно создать рисунок и на черной бумаге белой пастелью или белым карандашом. Для выполнения этого задания (рисунка снежинки) в рабочей тетради предложено упражнение 9 «СВЕТЛОЕ НА ТЕМНОМ». (!!!НО я считаю, что эту работу лучше отложить на следующий урок, т.к. эта тема обширна, очень интересна детям, наиболее способствует творческому развитию).
Дополнительно для учителя:
Работу детей можно сопровождать музыкальными произведениями, например, пьесой П.Чайковского «Май. Белые ночи».
Мелодия пьесы композитора передаёт спокойствие, когда нет ветра на море и вода лишь чуть набегает на берег.
Можно использовать иллюстрации, например, Александра Владимировича Леонова «Воспоминание» или «Тишина».Алекс
Можно использовать начало отрывка «Буря на море» из сюиты Н.А. Римского –
Корсакова «Шахерезада» или иллюстрации Евгения Войшвилло серия «Парусники»
Выставка детских работ. Самооценка. Подведение итогов урока.
Уборка рабочего места.
Богданова Светлана Валерьевна
Евдакименко Ольга Юрьевна