Урок математики в 1 классе Система развивающего обучения Л.В. Занкова Тема «Выбор задачи из текста»
Урок математики в 1 классе
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Тема «Выбор задачи из текста»
Цель: распознавание понятия задача на основе анализа объекта, сравнения выделенных признаков с признаками понятия «задача»
Задачи:
-
Формировать умение различать задачи в ряду похожих объектов; сравнивать предметы по разным признакам; развивать вычислительные навыки в пределах 10; оперировать пространственными объектами.
-
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
-
Развивать навыки самоконтроля и самооценки, умение работать в парах и в группе; работать над развитием внимания; формировать самооценку учащихся, самостоятельность.
Планируемые результаты (УУД)
Личностные: положительное отношение к изучению математики, проявлять интерес к учебному материалу, осуществлять первоначальную оценку собственной учебной деятельности.
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя; осуществлять совместно с учителем и одноклассниками контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.
Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; строить небольшие математические сообщения в устной форме; проводить сравнение; под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие.
Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно читать тексты с целью освоения информации; составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме.
Предметные: овладеть понятием «задача»; различать задачи в ряду похожих объектов; записывать выражения по их описанию; уметь читать диаграммы, использовать данные диаграммы для выполнения заданий.
Основные понятия: «данные» и «искомое».
Средства наглядности: ЭОР, учебник, задания для работы в группах, карточки с цифрами 5 и 2, 3 и 2, ? , энциклопедии о животных, «Дерево радости», набор разноцветных кружков для каждого.
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
I
|
Мотивация
|
Учитель читает отрывок из стихотворения Р.Киплинга «Есть у меня шестёрка слуг» Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, - Всё знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Р. Киплинг - О каких слугах говорит поэт в своём стихотворении? - А какое они имеют отношение к нашим урокам? СЛАЙД 1. - Вот и сегодня мы вновь превратимся в маленьких исследователей и узнаем ответы на многие математические вопросы и не только! |
Самоорганизоваться, настроиться на работу
|
|
II |
Актуализация знаний через создание коллизии |
СЛАЙД 2. Учебник с.36 №89 - Кто изображен на рисунках? (птицы) – Что вы о них знаете? (энциклопедии) - На какой вопрос мы должны ответить в этом задании? - Сколько всего птиц на рисунках? - На сколько птиц больше, чем самолётов? – Как узнали? Почему? - Сколько летающих птиц? – На сколько летающих птиц больше, чем нелетающих? - Сколько птиц летит в левую сторону? На доске – А в правую сторону? |
Сравнение предметов по разным признакам: сопоставление и противопоставление. Формулирование вывода на основании сравнения (нахождение «лишнего» предмета). Проведение разностного сравнения. |
Развитие умения воспринимать и понимать информацию на слух, находить в ней сомнительные места, выделять противоречивые данные, интерпретировать и обобщать информацию |
III |
Введение в тему через создание коллизии
|
В результате беседы на доске появилось два числа. Предлагается составить задачи с этими числами. - Вспомните, из каких частей состоит задача? (Опорная схема – условие, вопрос) Выслушиваем разные по содержанию задачи. - Докажи, что это задача. СЛАЙД 3.- А теперь моя задача: Витя насыпал корм в кормушку. Прилетело 5 птиц, а потом 2 птицы улетело. Какой Витя? - Мы ответили на вопрос? Решили задачу? (Нет. Это не задача…) - Как вы думаете, всё ли мы знаем о задаче? Достаточно ли мы её исследовали на прошлом уроке? Определите тему урока. СЛАЙД 4. |
Составление разнообразных заданий с парой чисел.
Определение темы урока |
Развитие умения наблюдать, рассуждать, анализировать и делать вывод |
IV |
Решение коллизии |
I. – Выделение задачи из текста: II. а) СЛАЙД 5 изменение условия и вопроса предложенной задачи; введение новых понятий «данные» и «искомое», решение задачи на доске и в тетради III. б) СЛАЙД 6. выбор задачи из текста путём исследования текстов по заданию №88. Самостоятельное решение задачи. Проверка.
|
Выделение задачи из текста путём рассуждений. Самостоятельная работа. |
Исследовать, анализировать, делать вывод. Расширение словарного запаса |
V |
Первичное закрепление Создание ситуации успеха |
Блиц-опрос. Учитель читает тексты. Если текст является задачей, то ученик ставит +, если не является задачей, то – . · Дети катались с горы. Сначала скатились две девочки, а потом один мальчик. Сколько человек скатилось с горы? · Дети лепили снеговика. Они нарисовали ему два глаза, носик и рот. Сколько человек лепило снеговика? · Все ли конькобежцы вышли на лёд? · На ледовой арене выступали 6 фигуристов. 2 фигуриста остались танцевать. Сколько ушло? · В лыжной эстафете принимали участие 3 мальчика и две девочки. Смогли ли они занять призовое место? СЛАЙД 7. + - - + -
|
Самостоятельная работа. Взаимопроверка
|
Оценка и самооценка. |
VI |
Минутка отдыха |
|
Выполняются танцевальные движения в музыкальном сопровождении |
Эстетическое восприятие Укрепление здоровья |
VII |
Творческая самостоятельная работа в группах |
СЛАЙД 8. «Шифровальщик» -выполнение задания в группах. В итоге работы дети получают пословицы и группируют их по темам: об учении и о здоровье. СЛАЙД 9. Воспитательный момент о ЗОЖ, о важности учения. |
Нахождение значения выражений, расшифровка слов, объединение их в предложения--пословицы. |
Развитие вычислительных навыков, умения рассуждать, синтезировать, развитие речи |
VIII |
Упражнение на логику |
СЛАЙД 10.. «Найди любимую рыбку Маши, если ты знаешь, у неё закрыт рот и у неё не три полоски»
|
Нахождение искомого путём логического рассуждения |
Формирование способности к аналитической деятельности, развитие логического мышления. |
X |
Рефлексия
|
- Какое открытие вы для себя сегодня сделали? СЛАЙД 11. Какое задание вам больше всего понравилось? Что показалось трудным? С каким настроением уходите с урока?
|
Размышляют |
Высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения Учатся обобщать, фиксировать результаты деятельности во внешней речи.
|
IX |
Самооценка
|
- Оцените свою работу, раскрасив треугольник в тетради в соответствующий цвет. - Найдите своё место на дереве «радости», где вы себя идите на этом уроке? Для этого возьмите яблочко того же цвета, что и ваш треугольник. Поместите его на нашем «дереве радости» - Как дерево приносит хорошие плоды, так и мы должны своей работой показывать хорошие результаты. СЛАЙД 12. - Спасибо за урок! |
Закрашивают треугольник в соответствующий цвет. |
Анализирован, обосновывать свою оценку |
Образец заданий для шифровки
№1 Где здоровье, там и красота.
2 + 3 = О 8 – 2 = Е
4 + 4 = Д 5 + 4 = Г
6 + 1 = З 8 – 7 = Р
5 – 3 = В 6 – 3 =Ь
9 |
8 |
6 |
|
|
|
7 |
8 |
5 |
1 |
5 |
2 |
3 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 + 3 = А 8 – 2 = Т
4 + 4 = М 5 + 4 = К
6 + 1 = И 8 – 7 = Р
5 – 3 = О 6 – 3 =С
6 |
5 |
8 |
|
|
|
7 |
|
9 |
1 |
5 |
3 |
2 |
6 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|