Урок русского языка в 3 классе на тему «Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Гимназия»
Русский язык 3 класс
«Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа»
Выполнила: Федорова Т.Н.,
учитель начальных классов
МАОУ « Гимназия»
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
Цели: систематизация знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в единственном числе
Предметные УУД
Развивать навыки определения грамматических признаков имён существительных - род, число, падеж, склонение;
Находить способ действия при написании безударных окончаний имён существительных;
Развивать орфографическую зоркость;
Систематизировать знания по теме: «Склонение имён существительных».
2.Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД - учить способам действия по алгоритму для достижения цели урока.
Познавательное УУД - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные УУД – групповая работа (умение обосновывать и доказывать).
3. Личностные УУД – развивать рефлексивные умения оценивать свою деятельность и заносить результаты в индивидуальные карточки достижений (где и как я работал), стремление к созидательной деятельности.
Учебные материалы.
Учебник «Русский язык. 3класс». (Авт. А.Полякова.)
карточки для работы в парах;
карточки для самостоятельной работы;
Этапы урока | Универсальные учебные действия | ||||||||||||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Учитель: Уметь слушать думать, рассуждать – это залог успеха в учении. Актуализация знаний учащихся Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление 1.Теоретическая разминка Часть слова без окончания…(основа) Изменяемая часть слова … (окончание). Без какой части не может существовать слово? … (Без корня). Часть речи, обозначающая предмет, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто? что? … (имя существительное). Как изменяются имена существительные… (число и падеж). Сколько падежей в русском языке? … (шесть). Постоянный признак имён существительных… (род, тип склонения, одушевлённость и неодушевлённость). Имена существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме имеют окончание -а или -я относятся… (к 1 склонению). К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием). Ко 2 склонению относятся … (имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е, ). Девиз нашего урока: Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить! Словарная работа. Самостоятельная работа в парах. Учитель. У вас на столе лежит карточка. Прочитайте её про себя. 1.Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет, Торговали мы недаром, Неуказанным товаром, А лежит нам путь далёк Восвояси на восток 2. Царь Дадон к шатру спешит, Что за чудная картина_ Перед ним его два сына… 3. Пушки с пристани палят, _кораблю пристать велят… Вот открыл царевич очи, Отрясая грёзы ночи И дивясь перед собой Видит город он большой…
5. Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле, Море синее кругом, Дуб зелёный над холмом. Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако нужен. 6. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет Он бежит себе в волнах На раздутых парусах… 7. Словно горькая вдовица, Плачет, бьётся в ней царица: И растёт ребёнок там Не по дням, а по часам. 8. Вдруг раздался лёгкий звон, И в глазах у всей столицы Петушок вспорхнул со спицы. 9. Видит белочка при всех Золотой грызёт орех… Учитель. Из какого произведения эти строки, назовите автора? - А.С.Пушкин (Полное название сказки « Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебедь» Учитель.- Из каждого отрывка, которые взяты из этой сказки, вам надо выписать словарное слово и вписать его в кроссворд. Будьте внимательны и у вас всё получится. 3.Самопроверка по эталону: Восток, картина, кораблю, город, ужин, ветер, ребёнок, столица, орех Учитель. Что общего в этих словах? Дети. Все слова имена существительные, все слова с безударной гласной Учитель. На какие две группы можно разделить все слова? Дети. 1) Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (постоянные признаки).
2) Имена существительные мужского и женского рода (постоянные признаки). | Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (личностные УУД) Умение высказывать свои предположения, строить рассуждения, аргументировать свои высказывания (коммуникативные и познавательные УУД). Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки (личностные УУД) Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме (познавательные и коммуникативные УУД). Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение, используют письменную речь для регуляции действия (коммуникативные, познавательные и личностные УУД). | ||||||||||||||||
Учитель. Прочитайте, какое слово получилось по вертикали? (склонение) - Расскажите, что вы знаете о склонении? Дети. 1. Склонение – это изменение имён существительных по падежам. 2. Существительные делятся по склонению на 3 группы: 1 склонение – мужской и женский род с окончанием –а, -я; 2 склонение- мужской род с нулевым окончанием, средний род с окончанием – о, е; 3склонение – женский род с нулевым окончанием. Учитель. Для чего мы изучаем склонение? Дети. Чтобы правильно писать окончания имён существительных.
Учитель. Как вы предполагаете, какова будет цель нашего урока? Дети. Будем учиться правильно писать окончания у имён существительных. Правописание окончаний имён существительных. - Итак сегодня на уроке мы будем продолжать совершенствовать свои знания по данной теме. | | ||||||||||||||||
3. Обобщение и систематизация полученных знаний. Учитель. Прочитайте текст.
Книг* - это источник знаний. Из книг* можно узнать много полезного и интересного. В книг* слова составляют из букв, а звезды в неб* образуют созвездия. Моряки по звездной книг* умело находят дорогу в необъятном море*. Учитель. Что вы заметили в этом тексте? В какой части слова орфограмма пропущена?
Дети. Орфограммы пропущены в окончаниях. Учитель. Чтобы правильно вставить окончание, необходимо вспомнить алгоритм «Как правильно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную надо писать в падежном окончании имени существительного». Дети. Чтобы правильно вставить окончание, необходимо: определить склонение у существительного; определить падеж; вспомнить нужное окончание. Учитель. Вставить пропущенные окончания и объяснить их написание. Дети объясняют написание окончаний, аргументируют Учитель. Записываем словосочетания с объяснением: По дорог- к дедушк-, из записк- на стол-, на листочк- сирен-, о рол- в фильм-, в облак- пыл- , от кроват- к кроватк-.
Учитель. Какие же окончания вы сейчас писали и почему? Дети делают вывод: Имена существительные в зависимости от склонения и падежа имеют разные окончания. Самостоятельная работа в парах. Заполните таблицу окончаний имён существительных.
Проверка самостоятельной работы по эталону ( презентация к уроку) 4.Контроль знаний, умений и навыков по теме урока и изученным орфограммам. 1.Самостоятельная работа. ( на карточке) Без печал*, на ладон*и ладошк*, к медал*, о крокодил*, в бочк*, к черепах*, у дорог*, в травинк*, к лестниц*, по местност*, к побед*, от опасност*, на океан*. - Проверка самостоятельной работы. 2. Работа с предложением. Учитель. С любым из записанных слов составьте распространённое предложение. Дети составляют предложения. Учитель. Запишем предложение комментированием. В парке на берегу речки около сирени стоит красивая беседка. Учитель. Дайте характеристику этому предложению. Разберите это предложение по членам предложения и по частям речи. Дети. Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. По членам предложения: В предложении говорится о беседке. (Что?) беседка - это подлежащее. Беседка (что делает?) стоит - это сказуемое. Мы нашли грамматическую основу предложения. Находим второстепенные члены предложения. Беседка (какая?) красивая - это определение. Стоит (около чего?) около беседки – это дополнение. Стоит (где?) на берегу - это обстоятельство. Стоит (где?) в парке - это обстоятельство. На берегу (чего?) речки – это дополнение. 3. Дифференцированная работа с предложением. Учитель. Морфологический разбор существительного:
1 вариант. - выпишет из этого предложения существительное в П.п 2 вариант. - выпишет существительное в Р.п. - Проверка самостоятельной работы | Умение обобщать полученные знания, строить рассуждения, анализировать и выполнять учебные действия (коммуникативные, предметные, регулятивные и познавательные УУД) Умение принимать и сохранять учебную задачу
Умение самостоятельно выполнять действия, применять алгоритм правильного написания падежных окончаний имён существительных, определять склонение, падеж и называть окончание
| ||||||||||||||||
5.Рефлексия. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Учитель. Чему мы научились на уроке? Что запомнили? Какое затруднение возникло? В чём причина затруднения? Учитель. Мы сегодня закрепили знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Мы можем с вами утверждать, что: Я ЗНАЮ: как справиться с правильным написанием безударных падежных окончаний имен существительных; Я МОГУ: рассуждать, слушать и слышать, вести диалог, ясно выражать свою мысль; Я СУМЕЮ: сотрудничать с товарищами на уроке, с учителем, справиться с любым заданием на уроке; Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ: осознанно высказывать свои мысли и грамотно писать. Выбери правильный ответ: Правописание падежных окончаний имён существительных зависит: от падежа; От типа склонения имени существительного; От типа склонения имени существительного и падежа; От рода имени существительного; Самооценка учебной деятельности на уроке. | Умение обобщать полученные знания, строить рассуждения, анализировать и выполнять учебные действия (коммуникативные, предметные, регулятивные и познавательные УУД) Умение проводить рефлексию учебной деятельности. |
Яюс Татьяна Юрьевна
Голдина Лилия Вильевна