12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федорова Татьяна Николаевна65
Заслуженный учитель РФ
Россия, Новгородская обл., Старая Русса
6

Урок русского языка в 3 классе на тему " Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Гимназия»


Русский язык 3 класс



«Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа»







Выполнила: Федорова Т.Н.,


учитель начальных классов

МАОУ « Гимназия»

г. Старая Русса ​​​​​​​



Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.


Цели: систематизация знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в единственном числе


Предметные УУД

Развивать навыки определения грамматических признаков имён существительных - род, число, падеж, склонение;

Находить способ действия при написании безударных окончаний имён существительных;

Развивать орфографическую зоркость;

Систематизировать знания по теме: «Склонение имён существительных».


2.Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД - учить способам действия по алгоритму для достижения цели урока.

Познавательное УУД - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД – групповая работа (умение обосновывать и доказывать).

3. Личностные УУД – развивать рефлексивные умения оценивать свою деятельность и заносить результаты в индивидуальные карточки достижений (где и как я работал), стремление к созидательной деятельности.



Учебные материалы.


Учебник «Русский язык. 3класс». (Авт. А.Полякова.)

карточки для работы в парах;

карточки для самостоятельной работы;




Этапы урока


Универсальные учебные действия

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель: Уметь слушать думать, рассуждать – это залог успеха в учении.

Актуализация знаний учащихся

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление 1.Теоретическая разминка

Часть слова без окончания…(основа)

Изменяемая часть слова … (окончание).

Без какой части не может существовать слово? … (Без корня).

Часть речи, обозначающая предмет, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто? что? … (имя существительное).

Как изменяются имена существительные (число и падеж).

Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

Постоянный признак имён существительных… (род, тип склонения, одушевлённость и неодушевлённость).

Имена существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме имеют окончание -а или -я относятся… (к 1 склонению).

К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

Ко 2 склонению относятся … (имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е, ).

Девиз нашего урока:

Хочешь грамотным быть, учись

мыслить, думать и творить!


Словарная работа. Самостоятельная работа в парах.

Учитель. У вас на столе лежит карточка. Прочитайте её про себя.


1.Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром,

Неуказанным товаром,

А лежит нам путь далёк

Восвояси на восток


2. Царь Дадон к шатру спешит,

Что за чудная картина_

Перед ним его два сына…


3. Пушки с пристани палят,

_кораблю пристать велят…

Вот открыл царевич очи,

Отрясая грёзы ночи

И дивясь перед собой

Видит город он большой…


5. Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зелёный над холмом.

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако нужен.


6. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…


7. Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в ней царица:

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.


8. Вдруг раздался лёгкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок вспорхнул со спицы.


9. Видит белочка при всех

Золотой грызёт орех…


Учитель. Из какого произведения эти строки, назовите автора?

- А.С.Пушкин (Полное название сказки « Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебедь»


Учитель.- Из каждого отрывка, которые взяты из этой сказки, вам надо выписать словарное слово и вписать его в кроссворд. Будьте внимательны и у вас всё получится.


3.Самопроверка по эталону:


Восток, картина, кораблю, город, ужин, ветер, ребёнок, столица, орех


Учитель. Что общего в этих словах?


Дети. Все слова имена существительные, все слова с безударной гласной


Учитель. На какие две группы можно разделить все слова?


Дети.

1) Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (постоянные признаки).

2) Имена существительные мужского и женского рода (постоянные признаки).




Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (личностные УУД)








Умение высказывать свои предположения, строить рассуждения, аргументировать свои высказывания (коммуникативные и познавательные УУД).












Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки (личностные УУД)


Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме

(познавательные и коммуникативные УУД).

















































Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение, используют письменную речь для регуляции действия (коммуникативные, познавательные и личностные УУД).


Учитель. Прочитайте, какое слово получилось по вертикали? (склонение)

- Расскажите, что вы знаете о склонении?

Дети. 1. Склонение – это изменение имён существительных по падежам.

2. Существительные делятся по склонению на 3 группы:

1 склонение – мужской и женский род с окончанием –а, -я;

2 склонение- мужской род с нулевым окончанием, средний род с окончанием – о, е;

3склонение – женский род с нулевым окончанием.

Учитель. Для чего мы изучаем склонение?


Дети. Чтобы правильно писать окончания имён существительных.

Учитель. Как вы предполагаете, какова будет цель нашего урока?

Дети. Будем учиться правильно писать окончания у имён существительных.


Правописание окончаний имён существительных.

-

Итак сегодня на уроке мы будем продолжать совершенствовать свои знания по данной теме.




3. Обобщение и систематизация полученных знаний.


Учитель. Прочитайте текст.


Книг* - это источник знаний.

Из книг* можно узнать много полезного и интересного.

В книг* слова составляют из букв, а звезды в неб* образуют созвездия. Моряки по звездной книг* умело находят дорогу в необъятном море*.


Учитель. Что вы заметили в этом тексте?

В какой части слова орфограмма пропущена?

Дети. Орфограммы пропущены в окончаниях.


Учитель. Чтобы правильно вставить окончание, необходимо вспомнить алгоритм «Как правильно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную надо писать в падежном окончании имени существительного».

Дети. Чтобы правильно вставить окончание, необходимо:


определить склонение у существительного;

определить падеж;

вспомнить нужное окончание.


Учитель. Вставить пропущенные окончания и объяснить их написание.

Дети объясняют написание окончаний, аргументируют

Учитель. Записываем словосочетания с объяснением:


По дорог- к дедушк-, из записк- на стол-, на листочк- сирен-, о рол- в фильм-, в облак- пыл- , от кроват- к кроватк-.


Учитель. Какие же окончания вы сейчас писали и почему?

Дети делают вывод: Имена существительные в зависимости от склонения и падежа имеют разные окончания.

Самостоятельная работа в парах.

Заполните таблицу окончаний имён существительных.


падеж

1скл.

2скл.

3скл.

Р.п.

-ы, -и

-а, я

Д.п.

-у, -ю

П.п.

Проверка самостоятельной работы по эталону ( презентация к уроку)


4.Контроль знаний, умений и навыков по теме урока и изученным орфограммам.


1.Самостоятельная работа. ( на карточке)


Без печал*, на ладон*и ладошк*, к медал*, о крокодил*, в бочк*, к черепах*, у дорог*, в травинк*, к лестниц*, по местност*, к побед*, от опасност*, на океан*.


- Проверка самостоятельной работы.


2. Работа с предложением.

Учитель.

С любым из записанных слов составьте распространённое предложение.

Дети составляют предложения.

Учитель. Запишем предложение комментированием.


В парке на берегу речки около сирени стоит красивая беседка.



Учитель. Дайте характеристику этому предложению.

Разберите это предложение по членам предложения и по частям речи.


Дети. Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

По членам предложения: В предложении говорится о беседке. (Что?) беседка - это подлежащее. Беседка (что делает?) стоит - это сказуемое. Мы нашли грамматическую основу предложения. Находим второстепенные члены предложения. Беседка (какая?) красивая - это определение. Стоит (около чего?) около беседки – это дополнение. Стоит (где?) на берегу - это обстоятельство. Стоит (где?) в парке - это обстоятельство. На берегу (чего?) речки – это дополнение.


3. Дифференцированная работа с предложением.


Учитель. Морфологический разбор существительного:

1 вариант.

- выпишет из этого предложения существительное в П.п

2 вариант.

- выпишет существительное в Р.п.


- Проверка самостоятельной работы



Умение обобщать полученные знания, строить рассуждения, анализировать и выполнять учебные действия (коммуникативные, предметные, регулятивные и познавательные УУД)













Умение принимать и сохранять учебную задачу





























Умение самостоятельно выполнять действия, применять алгоритм правильного написания падежных окончаний имён существительных, определять склонение, падеж и называть окончание












5.Рефлексия. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Учитель. Чему мы научились на уроке? Что запомнили? Какое затруднение возникло? В чём причина затруднения?

Учитель. Мы сегодня закрепили знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Мы можем с вами утверждать, что:

Я ЗНАЮ:

как справиться с правильным написанием безударных падежных окончаний имен существительных;

Я МОГУ:

рассуждать, слушать и слышать, вести диалог, ясно выражать свою мысль;

Я СУМЕЮ:

сотрудничать с товарищами на уроке, с учителем, справиться с любым заданием на уроке;

Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ:

осознанно высказывать свои мысли и грамотно писать.

Выбери правильный ответ:

Правописание падежных окончаний имён существительных зависит:

от падежа;

От типа склонения имени существительного;

От типа склонения имени существительного и падежа;

От рода имени существительного;



Самооценка учебной деятельности на уроке.



Умение обобщать полученные знания, строить рассуждения, анализировать и выполнять учебные действия (коммуникативные, предметные, регулятивные и познавательные УУД)



Умение проводить рефлексию учебной деятельности.












Опубликовано


Комментарии (2)

Голдина Лилия Вильевна, 26.01.20 в 16:40 2Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, спасибо за предоставленный ресурс. С интересом ознакомилась с Вашим уроком. Урок составлен методически грамотно. Тщательно продумали взаимосвязь всех этапов. Выбранные методы и приемы способствуют достижению цели и задач. Подобрали интересные задания. Большое спасибо за труд и желание делиться с коллегами.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.