Урок русского языка в 4 классе «Части речи. Морфологические признаки частей речи»

4
1
Материал опубликован 7 February 2021

Урок русского языка в 4 «А» классе (Рузакова Н.Г.)

Тема урока: Части речи. Морфологические признаки частей речи.

Цели: Обобщать и систематизировать знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их  по  существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.

Планируемые результаты.
Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, корректировать свою деятельность;

- коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в ходе парной и коллективной работы под руководством учителя, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других;
- познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах и преобразовывать ее из одной формы в другую, строить рассуждения;

-личностные: эмоциональность, умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка.
Предметные результаты: 

- умение распознавать части речи;

- умение определять морфологические признаки частей речи, обобщать и классифицировать по ним;

- находить и различать части речи в предложениях и тексте. 

Ход урока:

I.Организация класса.

-Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок…русского языка.

-В стране родного языка

Не всё известно нам пока.

Но разбираться мы начнём

И сразу многое поймём…

-Девизом нашего урока решила взять слова Л.Н.Толстого: «Старайся дать уму как можно больше пищи»

II.Актуализация знаний.

Ребята, вспомните, при помощи чего люди общаются между собой? (язык, речь) -А из чего состоит речь? (из слов, предложений)

-А сколько слов в русском языке? (много) и все разные…

2)-Ребята, у меня проблема: посмотрите, я рассыпала слова. Давайте порядок наведём, может на группы разделить? Подумайте, на какие? (части речи)

С..ехал, з..млянка, пр..крас..ный, (у)н..сили, ро..кий, дружоч..к, рож.., ж..лезный, (за)п..стрел.

-А что это такое часть речи? (на доске определение)

-А какие знаете части речи?

-На какие части речи будем делить?

-Работаете самостоятельно-три столбика в тетради (сущ., прил., глаг.)

3) –Проверка по слайду:

-Как догадались? Какие знания помогли? (слова одной части речи отвечают на одинаковые вопросы…)

-Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков, слово, где есть приставка, слово из одного корня.

-Молодцы!

-Давайте сформулируем задачу урока- вспомнить части речи, их морфологические признаки, учимся их различать.

III. Самоопределение к деятельности.

-Ребята, а кто знает, как называется наука, которая изучает части речи? (морфология)…на доске определение

-На какие две большие группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)

-К самостоятельным какие относятся? (сущ., прил., гл., мест., нареч., числ., )

-А к служебным? (союз, предл.,частица)

-Чем различаются эти группы?....слайд

IV. Работа по теме урока.

-Откройте учебник на с.68-69..прочитайте правила, рассмотрите таблицу о самостоятельных частях речи, вспомните…(переверните страничку)

-Хочу предложить вам блиц-турнир по вашим знаниям. Вы быстро должны ответить на мои вопросы, пишите только ДА или НЕТ в строчку:

1.Сущ.обозначает предмет?

2.Числ.отвечает на вопрос какой?

3.Мест.называет предмет?

4.Сущ. отвечает на вопрос кого?

5.Признак предмета обозначает прил.?

6.Части речи измен. по числам?

7.Прил. изменяется по временам?

-Проверка:…. слайд

-Кто справился? Кто Знаток русского языка?

-Есть над чем работать…

V. Физминутка.

-Если я назову сам. часть речи-вы руки вверх поднимаете и трясёте, если служебная-вы приседаете…

VI. Продолжение работы над темой урока.

1) Найдите упр.111, прочитайте задание…

-Что надо сделать?

-Работаем….Кто закончит…встанет.

-Какие служ.части речи встретились?

-Для чего предлог нужен? А союзы?

2) Работа в группах.

-Обобщим знания о частях речи, работайте внимательно с данной информацией…Кто быстрее? (результаты работы один человек от группы вывешивает на доску и рассказывает о том, что сделали)

-Молодцы!! Все справились с заданием.

3) –В тетрадях составьте предложение распространенное, чтобы было как можно больше частей речи разных, подчеркните основу.

VII. Рефлексия .

1)-Давайте подумаем, много ли нам сегодня удалось вспомнить?

-Довольны вы своей работой?

-Кто умеет определять часть речи?

-Кому надо правила подучить?

2) –Давайте выполним работу-листы у вас на парте…Кто быстрее..

-Проверим….что обозначает сущ.? Прил.? Мест.? Глаг.?

-Кто справился?..У кого хорошее настроение-нарисуйте смайлик…

IX. Итог .

-Ребята, помните: наши знания, это богатства, которые мы складываем в кладовую, и когда надо, используем…



Рузакова Н.Г. 19 октября 2018 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Итог - Кладовая, просто, но со вкусом. Спасибо!

7 February 2021