Урок русского языка в 4 классе «Части речи. Морфологические признаки частей речи»
Урок русского языка в 4 «А» классе (Рузакова Н.Г.)
Тема урока: Части речи. Морфологические признаки частей речи.
Цели: Обобщать и систематизировать знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.
Планируемые результаты.
Метапредметные:
- регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, корректировать свою деятельность;
- коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в ходе парной и коллективной работы под руководством учителя, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других;
- познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах и преобразовывать ее из одной формы в другую, строить рассуждения;
-личностные: эмоциональность, умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка.
Предметные результаты:
- умение распознавать части речи;
- умение определять морфологические признаки частей речи, обобщать и классифицировать по ним;
- находить и различать части речи в предложениях и тексте.
Ход урока:
I.Организация класса.
-Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок…русского языка.
-В стране родного языка
Не всё известно нам пока.
Но разбираться мы начнём
И сразу многое поймём…
-Девизом нашего урока решила взять слова Л.Н.Толстого: «Старайся дать уму как можно больше пищи»
II.Актуализация знаний.
–Ребята, вспомните, при помощи чего люди общаются между собой? (язык, речь) -А из чего состоит речь? (из слов, предложений)
-А сколько слов в русском языке? (много) и все разные…
2)-Ребята, у меня проблема: посмотрите, я рассыпала слова. Давайте порядок наведём, может на группы разделить? Подумайте, на какие? (части речи)
С..ехал, з..млянка, пр..крас..ный, (у)н..сили, ро..кий, дружоч..к, рож.., ж..лезный, (за)п..стрел.
-А что это такое часть речи? (на доске определение)
-А какие знаете части речи?
-На какие части речи будем делить?
-Работаете самостоятельно-три столбика в тетради (сущ., прил., глаг.)
3) –Проверка по слайду:
-Как догадались? Какие знания помогли? (слова одной части речи отвечают на одинаковые вопросы…)
-Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков, слово, где есть приставка, слово из одного корня.
-Молодцы!
-Давайте сформулируем задачу урока- вспомнить части речи, их морфологические признаки, учимся их различать.
III. Самоопределение к деятельности.
-Ребята, а кто знает, как называется наука, которая изучает части речи? (морфология)…на доске определение
-На какие две большие группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)
-К самостоятельным какие относятся? (сущ., прил., гл., мест., нареч., числ., )
-А к служебным? (союз, предл.,частица)
-Чем различаются эти группы?....слайд
IV. Работа по теме урока.
-Откройте учебник на с.68-69..прочитайте правила, рассмотрите таблицу о самостоятельных частях речи, вспомните…(переверните страничку)
-Хочу предложить вам блиц-турнир по вашим знаниям. Вы быстро должны ответить на мои вопросы, пишите только ДА или НЕТ в строчку:
1.Сущ.обозначает предмет?
2.Числ.отвечает на вопрос какой?
3.Мест.называет предмет?
4.Сущ. отвечает на вопрос кого?
5.Признак предмета обозначает прил.?
6.Части речи измен. по числам?
7.Прил. изменяется по временам?
-Проверка:…. слайд
-Кто справился? Кто Знаток русского языка?
-Есть над чем работать…
V. Физминутка.
-Если я назову сам. часть речи-вы руки вверх поднимаете и трясёте, если служебная-вы приседаете…
VI. Продолжение работы над темой урока.
1) Найдите упр.111, прочитайте задание…
-Что надо сделать?
-Работаем….Кто закончит…встанет.
-Какие служ.части речи встретились?
-Для чего предлог нужен? А союзы?
2) Работа в группах.
-Обобщим знания о частях речи, работайте внимательно с данной информацией…Кто быстрее? (результаты работы один человек от группы вывешивает на доску и рассказывает о том, что сделали)
-Молодцы!! Все справились с заданием.
3) –В тетрадях составьте предложение распространенное, чтобы было как можно больше частей речи разных, подчеркните основу.
VII. Рефлексия .
1)-Давайте подумаем, много ли нам сегодня удалось вспомнить?
-Довольны вы своей работой?
-Кто умеет определять часть речи?
-Кому надо правила подучить?
2) –Давайте выполним работу-листы у вас на парте…Кто быстрее..
-Проверим….что обозначает сущ.? Прил.? Мест.? Глаг.?
-Кто справился?..У кого хорошее настроение-нарисуйте смайлик…
IX. Итог .
-Ребята, помните: наши знания, это богатства, которые мы складываем в кладовую, и когда надо, используем…
Потамошнева Наталья Алексеевна