Технологическая карта урока по теме: «Части речи. Признаки частей речи» (Русский язык, 4 класс)
Тема | Части речи. Признаки частей речи |
Педагогическая цель | Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки распознавания частей речи по их признакам. |
Тип урока | Закрепление изученного материала |
Планируемые | Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки распознавания частей речи по их признакам. |
Личностные | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
Универсальные | Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Основные понятия | Части речи, вопрос, роль в предложении. |
Методы и формы | Фронтальная форма, индивидуальная форма; словесный, практический, наглядный. |
Оборудование | Учебник русского языка, 4 класс, 2 часть, автор В.Г.Горецкий, В.П.Канакина; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация |
Этап урока | Виды работ на уроке | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный момент. Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. | 1.Приветствие. 2.Эмоциональный настрой 3. Проверка готовности к уроку | -Здравствуйте. - Я желаю вам успехов на уроке. - Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать ручки, тетради, учебник русского языка. Так же не будем забывать о том, что сидеть вы должны ровно, ручку держать правильно. | Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм урока. |
Пальчиковая гимнастика. Цель: подготовка руки к письму | 1.Пальчиковая гимнастика. | - Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. У дерева ствол, (Прижимают руки тыльной стороной друг к другу.) На стволе много веток, А листья на ветках (Пальцы растопырены и подняты вверх, шевелят пальцами.) Жёлтого цвета. Теперь когда ваши ручки готовы, приступим к работе. | Осуществляет подготовку учащихся к письму, осуществляет показ выполнения пальчиковой гимнастики. | Учащиеся совершают активные действия под руководством учителя, выполняют пальчиковую гимнастику. |
Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученным темам | 1. Минутка чистописания. 2. Работа над ошибками | - А теперь откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, на следующей строчке «Классная работа», обращаем внимание на то, что в словосочетании «Классная работа» удвоенные согласные сс. Откройте тетради, работа над ошибками. Запах, проверочное слово запахнуть, какая это орфограмма? (безударная проверяя гласная в корне слова). звезды сияют (основа), дышишь 2 спр., смотришь 2 спр., свежестью – свежесть, мигают – миг, выйдешь ,(2 л. Ед.ч). | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками . Определяют задачи урока в соответствии с темой. |
Целеполагание Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; | 1.Введение в тему урока 2. Создание проблемной ситуации 3.Формулирование темы и цели урока. | - А теперь узнаем тему сегодняшнего урока. - Ребята, посмотрит на доску. Синица, сейчас, глубокий, идет, я, у, ястреб, под, петь, они, завтра. Назовите только глаголы. (идет, петь). Назовите существительные (синица, ястреб). Назовите местоимения ( я, они). Назовите предлоги (у, под). Назовите наречия (сейчас, завтра). Как вы определили, что петь это глагол? (задали вопрос). Скажите, глагол, существительное, местоимения — это что? (части речи). Тема нашего урока «Части речи». - Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (будем вспоминать, вопросы для каждой части речи). (оценки). | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками . Определяют задачи урока в соответствии с темой. |
Работа по теме урока Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1. Беседа о частях речи. 2. Выполнение упражнения 269 на с. 135 2. Выполнение упражнения 297 на с. 136 | С какими частями речи вы знакомы? Существительное. На какие вопросы отвечает? Как изменяется? (по числам, падежам. ) Глагол. На какие вопросы отвечает? Как изменяется? (по лицам, числам, временам, родам). Прилагательное. На какие вопросы отвечает? Как изменяется? (по числам, падежам, родам.). Какая часть речи является не изменяемой? (наречия.) А теперь проверим, как вы все запомнили. Запишите упражнение 269. Прочитает задание. Что нужно сделать? Каждую часть речи будем писать с новой строки. На какие вопросы отвечает имя существительное? (что? Кто?). Начнем записывать только имена существительные, выделяя орфограммы: килограммы, металл, ужин, агроном, портрет, пейзаж. На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Теперь имена прилагательные: прекрасный, интересный. На какие вопросы отвечает числительное? (сколько?) Запишем числительные: шестнадцать, двенадцать. Что такое местоимение? (это слово, указывающее на предмет, но не называет его). Запишем местоимения: он, я. На какой вопрос отвечают глаголы? (Что делать? Что сделать?). Запишем глаголы: сверкать, гореть, дежурить, ужинать, сеять. Что такое наречие? (неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы. Где, когда). Запишем наречия: сейчас, сегодня, налево, теперь, везде. Что такое предлоги? (часть речи, служащая для связи слов в предложении). Запишем предлоги: около, над. Частица: не. Союзы: и, а. Скажите ребята, на какие две группы можно поделить все части речи? (служебные и самостоятельные). Какие части речи можно отнести к служебным? (союзы, частицы). А теперь запишите упражнение 297. Прочитайте задание про себя. Проговорим устно. У (п) воды (с) меж (пред), выстроились (гл) в (предл) ряд (с) восемь (ч) желтеньких (прил) утят (с). Их (м) давненоко (нар) утка (с)мать (с) собирается (гл) купать (гл). Запишите самостоятельно, указывая над словами части речи. Подчеркните основу второго предложения. (утка-мать –подл., собирается купать – сказ.). Сделаем морфологический разбор глагола собирается. Собирается – глагол. Что делает? Н.ф.-собираться. 1 спр., н.в., 3 лицо, ед.ч., сказуемое. | Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы. | Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания и овладевают способами действия исправлять типичные ошибки и неверные исправления. - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное речевое высказывание (П); - построение логической цепи рассуждений и доказательств ; |
Закрепление знаний и способов. Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | 1.Самостоятельное выполнение упр. 303 на странице 138 | Вспомните, по каким признаком можно определить склонение имени существительного? (у первого склонения: ж.р., м.р., окончания а, я. У второго склонения: м.р., ср.р., окончание нулевое, о, е. Третье склонение: ж.р., нулевое окончание и мягкий знак). Сейчас вы самостоятельно поупражняетесь в определении спряжения. Запишите упражнение 303. Вам нужно списать, указать склонение. | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. | Осуществляют активную и продуктивную деятельность по включению части в целое |
Подведение итогов урока. Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | 1. Обобщающая беседа | И так ребята, наш урок подошел к концу. Какие части речи вы сегодня повторили? На какие две группы их можно поделить? Для чего они служат? Как определить, какая часть речи? (задать вопрос). | Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы. | Соотносят самооценку с оценкой учителя, получают информацию о реальных результатах учения. |
2. Рефлексия | - Чему научились на уроке? - Что интересного вы узнали для себя? - Что для вас было труднее всего? - Что для вас было легче всего? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Оценивает деятельность учащихся | Производят самооценку деятельности | |
3. Домашнее задание и выставление оценок | Дома вы должны выполнить упражнение 302 на странице 137. Откройте его, прочтет задание…Что нужно сделать в задании? Вы получали оценки по ходу урока, поднесите дневники, я распишусь. | Проводит инструктаж | Запоминают порядок действий и приёмов |
Учитель:___________________