Урок русского языка в 5 классе «Глагол как часть речи. Грамматическое значение, морфологические признаки»

2
0
Материал опубликован 22 October 2021


Тема урока: Глагол как часть речи. Грамматическое значение, морфологические признаки.

28.01.2021г.

Урок № 87

Класс 5-А,Б.

Учитель Головко Л.П.

Цели урока:

Повторение изученного ранее материала по теме "Глагол»;

формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки,

развитие речи обучающихся, логического мышления, коммуникативных навыков;

формирование желания переосмысливать собственные знания по изучаемой теме и применять их практически

Задачи:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

- самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

УУД

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола; уметь находить глаголы в тексте, определять и синтаксическую роль в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием;

 Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, составление плана и последовательности действий, предвосхищение результата и уровня усвоения, оценка своих достижений.


Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование.

Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Компьютер

Карточки для индивидуальной работы

Информационные тексты

Задания для обучающихся (в парах и индивидуально).


Ход урока:



1.Организационный момент.

Ребята, вы посылаете друг другу СМС? Я вам тоже сегодня отправила своё сообщение:

Слайд№1

посмотрите на экран. Как вы думаете, с каким настроением я отправляла его? А какое настроение у вас? Поднимите смайлики: красный - отличное, зелёный – хорошее, синий – плохое. Больше красных смайликов.     Мне хочется, чтобы у всех вас было хорошее настроение. Улыбнитесь, подарите свои улыбки мне и друг другу.

Тем более, что начнём сегодняшний урок с игры «Да –нет».

2. Повторение пройденного материала.

1. Части речи изучает морфология?(да)

2. В русском языке 7 частей речи?(нет)

3. Имена числительные отвечают на вопросы: какой? Сколько?(да)

4. Имя прилагательное обозначает признак предмета?(да)

5. Он, она ,оно, мы – это имена существительные?(нет) (взаимопроверка).

3. Целеполагание.

Сегодня мы с вами будем изучать новую часть речи. А какую именно, вы узнаете из данного стихотворения.

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам ……


Да, это глагол.

Подумайте и сформулируйте задачи, которые мы должны решить на уроке.

Слайд №2 тема урока.

Слайд №3

Что мы должны изучить на уроке?

Повторить изученное о глаголе:

- на какие вопросы отвечает;

- каким членом предложения является.

Узнать:

-какие морфологические признаки имеет.


Вы уже знакомы с этой частью речи с младших классов. Давайте вспомним, что мы о ней знаем (мозговой штурм).


4.Изучение нового материала.

Возьмите. Пожалуйста лист № 1, в него мы будем записывать всё, что узнаем о глаголе.

Итак, подытожим уже известное нам (ученики записывают в соответствующие колонки результаты ), выводят правило.

Какие же морфологический признак глагола узнаем выполнив задание под номером 2. (работа с текстом по рядам).

Вывод : глагол имеет прошедшее, настоящее и будущее время.

А теперь определите число глаголов и род.

Вывод : глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени изменяются по числам, и только будущее время имеет род.

Результаты записывают в таблицу.

Работа у доски.

Приглашается обучающийся для синтаксического разбора предложений.

Белое покрывало покрывало землю.

Вывод: в предложении глагол чаще всего выступает сказуемым; глаголы нельзя путать с другими частями речи.

А сейчас ребята, откройте учебники на с. 53 , п. 49. И давайте прочитаем в правиле, что нового вы узнали о глаголе, и что нам предстоит ещё узнать.

Работа с учебником .п. 49, с 53, правило.


А теперь немножко отдохнём.

 Физкультдиктант.

Дорога, идти , ветер, крик, кричать, хороший, весело, улыбаться, петь, цветок, шестой, молчать, учиться, школа, играть, холодно.

5. Закрепление изученного материала.

Работа в парах « Собери пословицу»

Работа с пословицами.

Слайд №

Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что это написано? (Пословицы). Возьмите листы под номером 3

Составьте пословицы из левой и правой части.

Давайте проверим

Слайд №


(Каждая пара работает со своей пословицей, находя в ней глагол и определяя его время и синтаксическую роль в предложении)



С помощью имен существительных мы называем все, что нас окружает. Имена прилагательные уточняют, описывают то, что названо именем существительным, но только глаголы «оживляют» окружающий нас мир.

2. Мы сейчас тоже «оживим» существительные, вспомнив глаголы “Кто что делает?” Я называю существительное, а вы должны подобрать любой глагол:

Игра « Оживи существительное» (резерв).

Я называю существительное, а вы должны подобрать любой глагол:

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

С помощью имен существительных мы называем все, что нас окружает. Имена прилагательные уточняют, описывают то, что названо именем существительным, но только глаголы «оживляют» окружающий нас мир.

6. Итог урока

Итак, расскажите о глаголе:

глагол – это....

отвечает.......

обозначает....

изменяется по........

в предложении бывает.....

делает нашу речь......

Домашнее задание._п.49,упр , подобрать 5-6 пословиц о хлебе, выделить в них глаголы, поределить их число и время.


Рефлесия

 Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика).

Я узнал о.....

Я научился....

Я смогу....

Мне было трудно....


Спишите. Найдите глаголы, которые употреблены в форме будущего времени.

В окрестностях знойного города не найдешь горсти плодородной земли, не увидишь зеленого деревца, не зачерпнешь капли студеной воды. Еще зеленеет на пастбищах подъеденная травка, такой она и под снег ляжет.

Выпишите из предложений глаголы.
1. Ночь, мороз, бушует вьюга, буря с крыш солому рвет. На печи лежат два друга: старый дед и старый кот. 2. Где-то мельница глухо шумит. 3. Ночь идет, и темнеет бледно-синий восток. 4. Где-то мельница глухо шумит… Спит село.. Ночь тиха и бледна, высоко полный месяц стоит.

Укажите, кто автор этих строк,почеркните глаголы, определите их вид. .

В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой.
Он лежал пустой равниной,
Рос на нём дубок единый,
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нём князь Гвидон,
Он прислал тебе поклон.


Презентация к уроку "Глагол" 5 кл.
PPT / 4.08 Мб

глагол

Отвечает на вопросы .......

обозначает....

изменяется по........

в предложении бывает.....

делает нашу речь......



глагол

Отвечает на вопросы .......

обозначает....

изменяется по........

в предложении бывает.....

делает нашу речь......



глагол

Отвечает на вопросы .......

обозначает....

изменяется по........

в предложении бывает.....

делает нашу речь......

Собери пословицу

Терпенье и труд поговорим ладком

Труд человека кормит а руки делают

Глаза бояться а лень портит

Сядем рядком всё перетрут



Собери пословицу

Терпенье и труд поговорим ладком

Труд человека кормит а руки делают

Глаза бояться а лень портит

Сядем рядком всё перетрут



Собери пословицу

Терпенье и труд поговорим ладком

Труд человека кормит а руки делают

Глаза бояться а лень портит

Сядем рядком всё перетрут















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.