12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Головко Лилия101
6

Конспект урока 5 кл. Глагол как часть речи. Грамматическое значение, морфологические признаки.

Класс 5-А

Русский язык.

Урок № ________

___________

Учитель Головко Лилия Петровна.

Тема урока: Глагол как часть речи. Грамматическое значение, морфологические признаки.

Цели урока.

Обучающая: обобщить и систематизировать имеющиеся у обучающихся знания о глаголе как части речи.

Развивающая: усовершенствовать орфографические умения и навыки, развитие логического мышления, речи и памяти.

Воспитательная: формирование учебной работы сотрудничестве, воспитание внимания и уважения к слову.

Универсальные учебные действия.

Личностные: создание условий для уважительного отношения друг к другу; создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Предметные: ознакомиться с общим грамматическим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью глагола, уметь находить его в тексте.

Метапредметные.

Регулятивные: формировать умение правильно формулировать тему и цели урока; учиться корректировать выполнение заданий в соответствии с планом, уметь оценивать свою работу. .

Коммуникативные: уметь работать с информацией на уроке, выражать свои мысли, уметь сотрудничать друг с другом, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения.

Познавательные: формирование навыков работы с текстом, во время выполнения учебно-познавательных действий, уметь применять имеющийся запас знаний.

Оборудование: учебник под редакцией Л.М Рыбченковой, карточки для индивидуальной работы, карта страны «Морфология», рисунок апельсинового дерева с плодами.

Ход урока.

I.Организационная часть.

Вот и прозвенел звонок.

Вы готовы на урок?

Всё ль на месте? Всё в порядке?

Где учебник? А тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Сегодня мы свами попутешествуем

И знания наши усовершенствуем.(1м.)


II. Мотивация учебной деятельности.


Учитель. Ребята, с какими частями речи мы с вами познакомились на прошлых уроках.

Ответы. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

Учитель. А к какой группе относятся эти части речи и почему?

Ответы. Это самостоятельные части речи, так как у них есть грамматическое значение и морфологические признаки.

Учитель. Совершенно правильно. Ребята, сегодня вам предстоит познакомиться еще с одной самостоятельной частью речи. А с какой именно вы узнаете, прослушав это стихотворение:

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет.

Чертит, пишет иль поёт;

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Жарит, варит, моёт, чистит

Всё расскажет нам …

Ответы. Глагол.

Учитель. Итак, вы правильно определили тему нашего урока. Это глагол.

(Ученики записывают тему урока в тетради).(3м.)

Учитель. Ребята, а чтобы вас поближе познакомить с глаголом, я дала ребятам из нашего класса задание узнать интересные сведения об этой части речи. Давайте послушаем их сообщения.

2.Мини-лекция.(Доклады двух обучающихся).

Докладчик 1.Оказыается, слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще, т. е. глаголить – значит говорить. Об этом я узнала, прочитав определение в словаре В. Даля «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык.

Докладчик 2. Глаголы обозначают различные действия.

1). Действия, связанные с трудовой деятельностью: читать, решать, писать, копать.

2). Действия, называющие перемещение и положение в пространстве: стоять, лежать, идти.

3). Действия, называющие различные состояния: грустить, стоять, болеть.

4). Действия, называющие то, что происходит в природе: морозит, светает, пахнет.

Докладчик 1.Оказыается, глаголы одни из самых употребляемых слов в человеческой речи. Из 9000 слов, которые использует средний человек (3м.)

Учитель. Ребята, а что вы знаете о глаголе? Давайте вспомним, что он обозначает, на какие вопросы отвечает?

(Ученики дают определение глаголу как части речи).


Учитель. А теперь давайте сравним ваши ответы с правилом в учебнике. , Работа с учебником. Чтение §49 стр.52-53.(3м.)

Ребята, что вы узнали нового из прочитанного в учебнике?

Ответы. Что у глаголов есть время, и они изменяются по лицам, числам, а в прошедшем времени - по родам.

Учитель. Совершенно верно. А чтобы получше п ознакомиться с его свойствами и подтвердить их, я вам предлагаю отправиться в гости к дядюшке глаголу, который живет в стране частей речи под названием ...(все) Морфология. А кто даст ей определение?

Ответы. Морфологияэто раздел науки о языке, изучающий части речи.

(3м.)

Но для того, чтобы добраться туда, нам нужен транспорт. А какой именно,вы узнаете из этой загадки.

Это что за чудеса:

Ветер дует в паруса.

Ни паром, ни дирижабль –

По волнам плывет (корабль).

Да, это корабль. А кто скажет о нём подробнее, как о части речи.

Ответы. Корабль – это имя существительное, мужск. р., ед. ч., нариц, неодуш., 2 скл.(2м.)


III. Актуализация знаний учащихся.


Учитель. Вы совершенно правы. Кстати, глаголы по смыслу в предложении сочетаются чаще всего с именами существительными.

Итак, мы туда поплывём на корабле. Тем более, что дядюшка Глагол живёт в самой древней части этой страны - острове Глаголии. А вы знаете, что такое остров. Давайте обратимся к нашему верному другу – толковому словарю.

(Учащиеся дают определение слову остров по словарю Ожегова).

«Остров – это часть суши, со всех сторон окружённая водой.

Учитель. Какие острова знаете ( о.Мадагаскар, о. Куба, о. Гаити, о. Кокос, о. Ямайка). (2м.)

Учитель. Ребята, вы знаете, если к кому-то отправляешься в гости, то его обязательно нужно знать в лицо. Иначе можно оконфузиться и обидеть хозяев. Поэтому выберите из всех жителей-частей речи, населяющих страну Морфологию только глаголы из данного текста. (Читает стихотворение). Я переделала две строчки из этого отривка. Но, я думаю, что вы уже всё равно догадались, из какого произведения эти строки и кто его автор.

Ответы. «Сказка о царе Салтане», автор А.С. Пушкин.

Задание 1. Работа с раздаточным материалом (работа в группах).

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого

В гости к дядюшке Глаголу.

Части речи в ряд стоят,

Кораблю пристать велят (4м.)

Учитель. Молодцы! Справились с этим заданием. И первый порт, в который мы прибудем – это город Времён. И вот какое задание нам приготовил здесь дядюшка Глагол. Перед вами текст. Подчеркните в нём глаголы, которые подходят в предложениях по смыслу. Определите, какие из глаголов указывают на действие, котороё уже произошло, происходит и будет происходить.

Задание 2. Работа с текстом.(работа в группах).

(Учащиеся зачитывают сначала правильный вариант текста, а потом глаголы по временам).

(Отскрипели, отсмеялись, отшумели) трескучие морозы. (Отшвыряли, проскакали, отвеяли) белые метели. Снег (застыл, растаял, рассыпался). Холодные дни (убежали, отплясали, миновали).

На улице (стоит, лежит, сидит) тихая погода. По утрам всё (покрывает, заметает, зашивает) легкий заморозок, а вечерами (укутывают, убивают, прижимают) туманы сизые.

Скоро ярче (загудит, засияет, запрыгает)солнце. (Засинеет, зазеленеет,

закраснеет) трава. (Закричат, засохнут, распустятся) первые клейкие листочки. (Придёт, прибежит, приползёт) долгожданная весна.(5м.)

Вывод: глагол имеет будущее, настоящее и прошедшее время.

Физкультминутка

Поднимитесь, поскачите,

Сядьте тихо, полежите,

Поднимитесь, распрямитесь,

Встаньте прямо, потянитесь.

И, пожалуйста, садитесь.

Я рифмовку прочитала.

Вы знакомого в ней узнали.(1м.)

Учитель. Молодцы, двигаемся дальше. И следующая наша остановка – посёлок Единственного и множественного числа. Здесь мы вами немного отдохнем и поиграем с глаголами в снежки. Ведь на улице зима. Я называю глагол в единственном числе и бросаю снежок, а поймавший должен поставить его во множественном числе. (Эстафета передается по очереди).

Игра «Снежки».

Вывод: Глаголы имеют единственное и множественное число. (3м.)

Учитель. Глаголы очень дружат с фразеологизмами, поэтому следующая наша остановка – Фразеологическая. А что такое фразеологизмы? Дайте им определение.

Ответы. Это устойчивые, лексически неделимые сочетания слов.

Учитель. Правильно. А чтобы узнать, какой глагол с каким фразеологизмом дружит, вам нужно написать

Задание 3. фразеологический диктант-кроссворд.

Зарубить на носу – запомнить.

Клевать носом – дремать.

Пропустить мимо ушей – прослушать.

Вешать лапшу на уши – врать, обманывать.

Держать язык за зубами – молчать.

Учитель. Ребята, скажите, а можно ли определить в написанных вами глаголах время и число.

Ответы. Нет.

Учитель. Совершенно верно, ведь это неопределённая или начальная форма глагола.(5м.) 36

Вывод: глагол в неопределённой форме не указывает на время, лицо и число.

Учитель. Дядюшка Глагол по совместительству работает в стране Синтаксис. А вот какую роль он там исполняет, мы узнаем, выполнив

синтаксический разбор предложения, написанного на доске.

Там королевич мимоходом пленяет грозного царя.

IV. Закрепление знаний учащихся.

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. И следующая наша остановка Сад Знаний. Ребята, обратите внимание на это прекрасное цветущее апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания. Ведь недаром же на Востоке его считают символом мудрости. Давайте же с вами соберём урожай знаний, полученных на сегодняшнем уроке. На каждом апельсине скрыто надпись с вопросом. Дайте ответы на эти вопросы.

(Учащиеся срывают плоды, читают вопрос и дают на него ответ).

Вопросы.

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

Назови времена глаголов?

Как называется неопределённая форма глагола?

Каким членом предложения чаще всего выступает глагол?

V. Проверка полученных результатов.

Ученики фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными в начале урока задачами, оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников.

Оценивание.

Рефлексия.

Продолжите предложения:

Я вспомнил(а) о том, что глагол…

Я узнала о том, что глаголы…


Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…



7. Домашнее задание.

Параграф 49, с.52-53 (выучить правило), упр.373

Сочинение – миниатюра на лингвистическую тему: «Что я знаю о глаголе. »



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.