Урок русского языка в 4 классе на тему «Повествование и описание — два типа речи. Роль имен прилагательных в речи»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Трудовик
Питерского района Саратовской области»
Номинация:
Разработка урока
Урок русского языка в 4 классе на тему:
«Повествование и описание – два типа речи.
Роль имен прилагательных в речи»
Ф.И.О.: Адылева Альбина Куановна
Должность: учитель начальных классов
Квалификационная категория:I
Аннотация.
Урок составлен и разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, Планируемыми результатами, программой УМК «Школа 2100» под редакцией Д.И. Фельдштейна и авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Русский язык»,4 класс.
Данный урок по русскому языку в 4 классе является первым в разделе «Имя прилагательное», на котором систематизируются знания обучающихся об имени прилагательном, и изучается роль прилагательных в предложении и текстах разных типов.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Объяснение нового материала ведется на основе изучения полученных ранее знаний путем наблюдений, от анализа к синтезу. На уроке используются разные виды работ: групповые, индивидуальные, дифференциальный подход к учащимся.
Содержание методической разработки.
Я представила урок русского языка в 4 классе по теме: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи». Урок составлен по учебнику Р.Н. Бунеева и Е.Н. Бунеевой, реализующей ОС «Школа 2100». Основная цель моего урока – создать условия для открытия и формирования новых знаний об имени прилагательном. В ходе подготовки сценария урока я определила
Развивающие задачи: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
Образовательные: пополнить знания обучающихся об имени прилагательном, раскрыть их роль в составлении текстов разных типов.
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик – ученик, адекватную самооценку, воспитывать потребность в здоровом образе жизни, эколого–эстетическое воспитание средствами учебного материала.
Определила планируемые результаты УУД.
Познавательные: формировать умение на основеанализа текста делать выводы, формировать умение выявлять сущность и особенности текстов разных типов речи..
Регулятивные: формировать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение работать по предложенному плану, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание, умение оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре.
Личностные: формировать личностное отношение к объекту описания, воспитание здорового образа жизни, воспитание эколого-эстетического отношения к природе (средствами текста).
Использовала технологию развивающего обучения и основной метод системно-деятельностный.
На данном уроке я применила мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации, дидактический материал для групповой работы на уроке.
Предполагаемый результат: учащиеся должны знать, что такое текст-описание и текст-повествование, какова роль прилагательных в тексте-описании, уметь составлять текст описание.
Исследовательская работа на уроке создаёт творческую атмосферу в классе, способствует развитию мышления детей, их коммуникативных способностей и умения использовать полученные знания на практике.
Сочетались фронтальная, парная и групповая работа. Средства обучения использованы рационально. ИКТ использовалась в качестве решения обучающих задач, в качестве эмоциональной поддержки. Проведена физминутка. Созданы условия для дальнейшего открытия знаний по теме «Имя прилагательное».
Тема: Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи.
Цель урока:
Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
Образовательные: пополнить знания обучающихся об имени прилагательном, раскрыть их роль в составлении текстов разных типов.
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик – ученик, адекватную самооценку, воспитывать потребность в здоровом образе жизни, эколого–эстетическое воспитание средствами учебного материала.
Сценарий урока.
Актуализация знаний
Мотивация к обучению
Слайд 1
Учитель: - Ребята! Мы сегодня с вами снова будем раскрывать тайны русского языка. Готовы? Я думаю. Что у нас все получится. Потому что МЫ… (повторяем за мной хором)
Слайд 2
Мы – умные.
Мы – дружные.
Мы – внимательные.
Мы – старательные.
Мы – отлично учимся,
У нас всё получится!-
Молодцы!
Учитель: - Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2.Введение в раздел. Актуализация и углубление знаний.
Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД:
использовать средства речи для передачи информации, самовыражение, обучение сотрудничеству.
Регулятивные УУД:
учить контролю в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений, давать самооценку.
Личностные УУД:
учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.
Познавательные УУД:
учить анализировать, сопоставлять, самостоятельно делать выводы.
Учитель: - Решив следующую задачу, вы узнаете, с какой частью речи мы продолжим работать в разделе «Слово»
Слайд 3
Возьмите приставку от слова присоединить
корень из слова слагаемое
первую букву алфавита
присоедините к ним суффикс из слова писатель,
а потом суффикс из слова сонный
окончание из слова знакомое
Учитель: - Какое слово у вас получилось? (Прилагательное) (слайд 4)
- Наша минутка чистописания сегодня посвящена первой букве этого слова.
П п
Учитель: - Молодцы. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься и какова цель нашего урока?
- Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном, а помогут нам в этом вопросы
Слайд 5
Что обозначают имена прилагательные? (обозначают признак предмета)
Чтобы вспомнить основные признаки этой части речи, обратимся к словосочетаниям:
Серебряный сервиз
Серебряная посуда
Серебряное блюдо
Серебряные предметы
Спишите словосочетания, выделите крестиком главное слово и поставьте от него вопрос к прилагательному
- Выделите окончание прилагательных. Сделайте вывод: как изменяется имя прилагательное (по родам и числам)
- А по падежам изменяется, как проверить? Поставьте словосочетание «серебряный сервиз» в родительный падеж.
- Хорошо! Что означает слово «серебряный»? (сделанный из серебра). Запомните, ребята, написание этого словарного слова СЕРЕБРО, СЕРЕБРЯНЫЙ.
Слайд 7
- А какой частью речи являются главные слова в наших словосочетаниях? (существительным)
А теперь постарайтесь ответить на вопросы повышенного уровня.
Как ты думаешь, почему во многих учебниках русского языка обычно сначала изучается имя существительное, а потом – имя прилагательное? (т.к. прилагательное обозначает признак предмета, отсюда следует, что сначала следует изучить сам предмет, а потом его признаки)
Слайд 8
Какими членами предложения являются прилагательные – главными или второстепенными? Почему ты так думаешь? (подлежащее кто?Что? предмет).
Формулирование цели и плана урока.
- Ребята, а нужны ли нам прилагательные в нашей речи? Предположите, с какой целью? Зачем?
Хорошо. Молодцы! Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (роль прилагательных в речи)
- Откройте учебник на с.28 и прочитайте название раздела.
- Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.
1. Изучить роль прилагательного в предложении и тексте.
- А хотите узнать в каких текстах используются прилагательные? Тогда принимаемся за работу.
II. Постановка учебной задачи и открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД:
сотрудничать в поиске путей решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, выделять необходимую информацию.
Регулятивные УУД:
вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.
Личностные УУД:
оценивать жизненные ситуации.
Познавательные УУД:
отбирать информацию, анализировать, выбирать критерии для сравнения, строить логическую цепь рассуждения.
Работа в парах.
- Сегодня на уроке мы будем исследователями. Работать веселее, если ты не один. Я предлагаю вам поработать с текстами парами. Я дам вам карты-модули, в которых вы должны прочитать сначала текст и переписать в тетрадь, затем ответить на вопросы и заполнить таблицу
1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки обливаюсь холодной водой и чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу.
2. Я люблю зимний лес. Особенно он хорош в ясный морозный день. Солнце освещает могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком.
Вопросы | Ответы |
Слова, какой части речи чаще всего встречаются в вашем тексте( т. е. ключевые слова) | глаголы или прилагательные |
Посчитайте их | 1)Глаголов – 10, пр.- 3 2)гл.- 6 Прилагательных - 10 |
Подсчитайте общее количество предложений в тексте | 5-повествование 7-описание |
Какой вопрос можно поставить к данному тексту? | Что происходит с предметом (человеком)? |
Какую цель ставил автор, составляя данный текст? | Нарисовать словами картину |
Определите тип текста | Описание. Повествование |
–Давайте проверим. Слайд 9, 10
Прошу представителя первого ряда поделиться приобретенными знаниями в исследовании текста-повествования.
Начните с чтения текста
(второй ряд – текст-описание)
Применение нового знания
Познавательные: закрепление умения составлять текст описание.
Составление текста описание.
- Ребята, тексты-описания помогают нам описать конкретнее, выразительнее не только природу, но и человека, помещение. Я предлагаю двум группам составить проект портрета вашей учительницы. Слова, какой части речи нам помогут в этом? (раздаются лепестки: дети должны написать прилагательные и присоединить к середцевине-портрету ромашки на доске.)
Она (какая?)______,_______;
Характер у нее (какой?)_____,_____;
Глаза (какие?)____,_____;
Взгляд (какой?)____,____;
Улыбка(какая?)____,_____;
Фигура (какая?)_____,_____;
Одежда (какая?)____,____;
Она бывает (какой?)____,____.
Итак. Предлагаю первому ряду защитить свой мини-проект (вызываю прочитать проект по лепесткам) 1 ряд, затем 2 ряд.
Вывод. Вы меня, ребята, убедили, что ваша учительница самая лучшая в мире. И прилагательные вы использовали очень яркие и добрые.
V.Домашнее задание.
- Ребята, какое по вашему мнению должно быть домашнее задание, чтобы изученный материалбыл хорошо закреплен? Каждый из вас решит, что ему нужно закрепить. Если вы не все вспомнили о прилагательном, то выполните упражнение № 200 - списать, подчеркнуть главные члены предложения и определить части речи. Если хотите лучше научиться составлять тексты, то возьмите творческое задание – написать текст описание или повествование).
VI. Рефлексия.
Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения.
Личностные УУД:
оценивать личностный смысл учения, оценивать своё отношение к процессу обучения.
Познавательные УУД:
анализировать, делать выводы на основе полученных знаний, осуществлять контроль и оценку результатов деятельности.
Слайд 12
- Ребята, а вспомните основную цель нашего урока (изучить роль прилагательных в тексте)
Достигли ли мы ее?
А что нового вы узнали о текстах?
- В каком тексте имена прилагательные играют важную роль?
- Вы открыли новые знания самостоятельно или с моей помощью?
- Оцените свою работу с помощью смайликов. У каждого из вас на столах лежат кружочки. Кто доволен своей работой на уроке нарисуйте улыбку, кто не очень доволен обычное лицо, ну а кто недоволен своей работой нарисуйте грустное лицо.
Список использованной литературы:
Русский язык.4 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений: в 2-х ч. Ч.2/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.: Баласс, 2011г.
Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.- М.: Баласс, 2012г.
Я люблю зимний лес. Особенно он хорош в ясный морозный день. Солнце освещает могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком.
Вопросы | Ответы |
Слова, какой части речи чаще всего встречаются в вашем тексте ( т. е. ключевые слова)? | глаголы или прилагательные |
Посчитайте их | |
Подсчитайте общее количество предложений в тексте | |
Какой вопрос можно поставить к данному тексту? | Что делает человек утром? |
Какую цель ставил автор, составляя данный текст? | Нарисовать словами картину зимнего леса. |
Чему учит вас текст? | Делать зарядку, чтобы не болеть и быть здоровым. Любить и восхищаться природой. |
Определите тип текста | Описание. Повествование |
Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки обливаюсь холодной водой и чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу.
Вопросы | Ответы |
Слова, какой части речи чаще всего встречаются в вашем тексте ( т. е. ключевые слова)? | глаголы или прилагательные |
Посчитайте их | |
Подсчитайте общее количество предложений в тексте | |
Какой вопрос можно поставить к данному тексту? | Что делает человек утром? |
Какую цель ставил автор, составляя данный текст? | Нарисовать словами картину зимнего леса. |
Чему учит вас текст? | Делать зарядку, чтобы не болеть и быть здоровым. Любить и восхищаться природой. |
Определите тип текста | Описание. Повествование |