12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Адылева Альбина Куановна48
4

Урок русского языка в 4 классе на тему: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Трудовик

Питерского района Саратовской области»



Номинация:

Разработка урока






Урок русского языка в 4 классе на тему:

«Повествование и описание – два типа речи.

Роль имен прилагательных в речи»





Ф.И.О.: Адылева Альбина Куановна

Должность: учитель начальных классов

Квалификационная категория:I






























Аннотация.


Урок составлен и разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, Планируемыми результатами, программой УМК «Школа 2100» под редакцией Д.И. Фельдштейна и авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Русский язык»,4 класс.

Данный урок по русскому языку в 4 классе является первым в разделе «Имя прилагательное», на котором систематизируются знания обучающихся об имени прилагательном, и изучается роль прилагательных в предложении и текстах разных типов.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Объяснение нового материала ведется на основе изучения полученных ранее знаний путем наблюдений, от анализа к синтезу. На уроке используются разные виды работ: групповые, индивидуальные, дифференциальный подход к учащимся.



Содержание методической разработки.

Я представила урок русского языка в 4 классе по теме: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи». Урок составлен по учебнику Р.Н. Бунеева и Е.Н. Бунеевой, реализующей ОС «Школа 2100». Основная цель моего урока – создать условия для открытия и формирования новых знаний об имени прилагательном. В ходе подготовки сценария урока я определила

Развивающие задачи: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

Образовательные: пополнить знания обучающихся об имени прилагательном, раскрыть их роль в составлении текстов разных типов.

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик – ученик, адекватную самооценку, воспитывать потребность в здоровом образе жизни, эколого–эстетическое воспитание средствами учебного материала.

Определила планируемые результаты УУД.

Познавательные: формировать умение на основеанализа текста делать выводы, формировать умение выявлять сущность и особенности текстов разных типов речи..

Регулятивные: формировать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение работать по предложенному плану, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание, умение оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре.

Личностные: формировать личностное отношение к объекту описания, воспитание здорового образа жизни, воспитание эколого-эстетического отношения к природе (средствами текста).

Использовала технологию развивающего обучения и основной метод системно-деятельностный.

На данном уроке я применила мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации, дидактический материал для групповой работы на уроке.

Предполагаемый результат: учащиеся должны знать, что такое текст-описание и текст-повествование, какова роль прилагательных в тексте-описании, уметь составлять текст описание.

Исследовательская работа на уроке создаёт творческую атмосферу в классе, способствует развитию мышления детей, их коммуникативных способностей и умения использовать полученные знания на практике.

Сочетались фронтальная, парная и групповая работа. Средства обучения использованы рационально. ИКТ использовалась в качестве решения обучающих задач, в качестве эмоциональной поддержки. Проведена физминутка. Созданы условия для дальнейшего открытия знаний по теме «Имя прилагательное».























































Тема: Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи.

Цель урока:

Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

Образовательные: пополнить знания обучающихся об имени прилагательном, раскрыть их роль в составлении текстов разных типов.

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик – ученик, адекватную самооценку, воспитывать потребность в здоровом образе жизни, эколого–эстетическое воспитание средствами учебного материала.

Сценарий урока.

Актуализация знаний

Мотивация к обучению

Слайд 1

Учитель: - Ребята! Мы сегодня с вами снова будем раскрывать тайны русского языка. Готовы? Я думаю. Что у нас все получится. Потому что МЫ… (повторяем за мной хором)

Слайд 2

Мы – умные.
Мы – дружные.
Мы – внимательные.
Мы – старательные.
Мы – отлично учимся,
У нас всё получится!-

Молодцы!

Учитель: - Откройте тетради, запишите число, классная работа.


2.Введение в раздел. Актуализация и углубление знаний.

Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД:
использовать средства речи для передачи информации, самовыражение, обучение сотрудничеству.
Регулятивные УУД:
учить контролю в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений, давать самооценку.
Личностные УУД:
учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.
Познавательные УУД:
учить анализировать, сопоставлять, самостоятельно делать выводы.

Учитель: - Решив следующую задачу, вы узнаете, с какой частью речи мы продолжим работать в разделе «Слово»

Слайд 3
Возьмите приставку от слова
присоединить
корень из слова
слагаемое

первую букву алфавита
присоедините к ним суффикс из слова
писатель,
а потом суффикс из слова
сонный
окончание из слова
знакомое

Учитель: - Какое слово у вас получилось? (Прилагательное) (слайд 4)

- Наша минутка чистописания сегодня посвящена первой букве этого слова.

П п
Учитель: - Молодцы. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься и какова цель нашего урока?

- Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном, а помогут нам в этом вопросы

Слайд 5

Что обозначают имена прилагательные? (обозначают признак предмета)

Чтобы вспомнить основные признаки этой части речи, обратимся к словосочетаниям:

Серебряный сервиз

Серебряная посуда

Серебряное блюдо

Серебряные предметы

Спишите словосочетания, выделите крестиком главное слово и поставьте от него вопрос к прилагательному

- Выделите окончание прилагательных. Сделайте вывод: как изменяется имя прилагательное (по родам и числам)

- А по падежам изменяется, как проверить? Поставьте словосочетание «серебряный сервиз» в родительный падеж.

- Хорошо! Что означает слово «серебряный»? (сделанный из серебра). Запомните, ребята, написание этого словарного слова СЕРЕБРО, СЕРЕБРЯНЫЙ.

Слайд 7

- А какой частью речи являются главные слова в наших словосочетаниях? (существительным)

А теперь постарайтесь ответить на вопросы повышенного уровня.

Как ты думаешь, почему во многих учебниках русского языка обычно сначала изучается имя существительное, а потом – имя прилагательное? (т.к. прилагательное обозначает признак предмета, отсюда следует, что сначала следует изучить сам предмет, а потом его признаки)

Слайд 8

Какими членами предложения являются прилагательные – главными или второстепенными? Почему ты так думаешь? (подлежащее кто?Что? предмет).

Формулирование цели и плана урока.

- Ребята, а нужны ли нам прилагательные в нашей речи? Предположите, с какой целью? Зачем?

Хорошо. Молодцы! Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (роль прилагательных в речи)

- Откройте учебник на с.28 и прочитайте название раздела.

- Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.

1. Изучить роль прилагательного в предложении и тексте.

- А хотите узнать в каких текстах используются прилагательные? Тогда принимаемся за работу.

II. Постановка учебной задачи и открытие новых знаний.

Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД:
сотрудничать в поиске путей решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, выделять необходимую информацию.
Регулятивные УУД:
вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.
Личностные УУД:
оценивать жизненные ситуации.
Познавательные УУД:
отбирать информацию, анализировать, выбирать критерии для сравнения, строить логическую цепь рассуждения.

Работа в парах.

- Сегодня на уроке мы будем исследователями. Работать веселее, если ты не один. Я предлагаю вам поработать с текстами парами. Я дам вам карты-модули, в которых вы должны прочитать сначала текст и переписать в тетрадь, затем ответить на вопросы и заполнить таблицу

1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки обливаюсь холодной водой и чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу.

2. Я люблю зимний лес. Особенно он хорош в ясный морозный день. Солнце освещает могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком.

Вопросы


Ответы

Слова, какой части речи чаще всего встречаются в вашем тексте( т. е. ключевые слова)

глаголы или прилагательные

Посчитайте их


1)Глаголов – 10, пр.- 3

2)гл.- 6

Прилагательных - 10

Подсчитайте общее количество предложений в тексте


5-повествование

7-описание

Какой вопрос можно поставить к данному тексту?

Что происходит с предметом (человеком)?
Какой предмет (человек)?

Какую цель ставил автор, составляя данный текст?

Нарисовать словами картину
Рассказать о последовательности событий

Определите тип текста

Описание.

Повествование

Давайте проверим. Слайд 9, 10

Физминутка. Слайд 11

Прошу представителя первого ряда поделиться приобретенными знаниями в исследовании текста-повествования.

Начните с чтения текста

(второй ряд – текст-описание)

Применение нового знания

Познавательные: закрепление умения составлять текст описание.

Составление текста описание.

- Ребята, тексты-описания помогают нам описать конкретнее, выразительнее не только природу, но и человека, помещение. Я предлагаю двум группам составить проект портрета вашей учительницы. Слова, какой части речи нам помогут в этом? (раздаются лепестки: дети должны написать прилагательные и присоединить к середцевине-портрету ромашки на доске.)

Она (какая?)______,_______;

Характер у нее (какой?)_____,_____;

Глаза (какие?)____,_____;

Взгляд (какой?)____,____;

Улыбка(какая?)____,_____;

Фигура (какая?)_____,_____;

Одежда (какая?)____,____;

Она бывает (какой?)____,____.

Итак. Предлагаю первому ряду защитить свой мини-проект (вызываю прочитать проект по лепесткам) 1 ряд, затем 2 ряд.

Вывод. Вы меня, ребята, убедили, что ваша учительница самая лучшая в мире. И прилагательные вы использовали очень яркие и добрые.

V.Домашнее задание.

- Ребята, какое по вашему мнению должно быть домашнее задание, чтобы изученный материалбыл хорошо закреплен? Каждый из вас решит, что ему нужно закрепить. Если вы не все вспомнили о прилагательном, то выполните упражнение № 200 - списать, подчеркнуть главные члены предложения и определить части речи. Если хотите лучше научиться составлять тексты, то возьмите творческое задание – написать текст описание или повествование).

VI. Рефлексия.

Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения.
Личностные УУД:
оценивать личностный смысл учения, оценивать своё отношение к процессу обучения.
Познавательные УУД:
анализировать, делать выводы на основе полученных знаний, осуществлять контроль и оценку результатов деятельности.

Слайд 12

- Ребята, а вспомните основную цель нашего урока (изучить роль прилагательных в тексте)

Достигли ли мы ее?

А что нового вы узнали о текстах?

- В каком тексте имена прилагательные играют важную роль?
- Вы открыли новые знания самостоятельно или с моей помощью?

- Оцените свою работу с помощью смайликов. У каждого из вас на столах лежат кружочки. Кто доволен своей работой на уроке нарисуйте улыбку, кто не очень доволен обычное лицо, ну а кто недоволен своей работой нарисуйте грустное лицо.












Список использованной литературы:

Русский язык.4 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений: в 2-х ч. Ч.2/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.: Баласс, 2011г.

Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.- М.: Баласс, 2012г.



festival.1september.ru

4stupeni.ru









































Я люблю зимний лес. Особенно он хорош в ясный морозный день. Солнце освещает могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком.



Вопросы


Ответы

Слова, какой части речи чаще всего встречаются в вашем тексте ( т. е. ключевые слова)?

глаголы или прилагательные

Посчитайте их



Подсчитайте общее количество предложений в тексте



Какой вопрос можно поставить к данному тексту?

Что делает человек утром?
Какой – зимний лес?

Какую цель ставил автор, составляя данный текст?

Нарисовать словами картину зимнего леса.
Рассказать о последовательности событий.

Чему учит вас текст?

Делать зарядку, чтобы не болеть и быть здоровым.

Любить и восхищаться природой.

Определите тип текста

Описание.

Повествование

























Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки обливаюсь холодной водой и чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу.




Вопросы


Ответы

Слова, какой части речи чаще всего встречаются в вашем тексте ( т. е. ключевые слова)?

глаголы или прилагательные

Посчитайте их



Подсчитайте общее количество предложений в тексте



Какой вопрос можно поставить к данному тексту?

Что делает человек утром?
Какой – зимний лес?

Какую цель ставил автор, составляя данный текст?

Нарисовать словами картину зимнего леса.
Рассказать о последовательности событий.

Чему учит вас текст?

Делать зарядку, чтобы не болеть и быть здоровым.

Любить и восхищаться природой.

Определите тип текста

Описание.

Повествование









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.