Открытый урок русского языка на тему «Роль местоимений в речи» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 15 April 2019

Пояснительная записка к презентации

Тема урока: Роль местоимений в речи.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;

Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.

Планируемые результаты:

Предметные:

формирование представлений о местоимении, как части речи;

распознавать местоимения среди других частей речи;

знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;

овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;

развитие самостоятельности;

развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

 

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карандаши красный и синий.

 

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

 

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)

- активные методы (обсуждение в группах)

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.

Виды контроля на уроке:

- ученик- ученик (при работе в парах)

- самоконтроль

- ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)

Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).

I. Мотивационный этап.

- Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Я, ты, он, она

Наша дружная семья.

Если хочешь говорить, то поднимаешь руку.

Если говорит товарищ, то слушаем.

Уважаем друг друга!.

2.Актуализация знаний.

а) Оформление тетрадей .

-Откройте тетради, запишите дату.

б) Словарная работа.

-Я показываю картинки, слова запишите в тетрадь.

-Ребята, какие слова вы записали?

-Как называются эти слова? (словарные )

- Почему эти слова называются словарные.

- В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить

Взаимопроверка. На основе записи на карточках проверьте друг у друга правильность выполнения работы. Оцените работу. Оценка «5»- без ошибок, «4»- 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, больше 2 ошибок - нужно будет повторить словарные слова.

 

3. Мотивация познавательной деятельности.

а) Какой части речи эти слова?

- Эти слова- им. существительное

-Что мы знаем об этой части речи?

- По алгоритму выполним кластер

 

Название

Им сущ- ное

Что обозначает

Предмет

На какие вопросы отвечает

Кто? Что?

Признаки

Одуш/неодуш

Нариц/собст

Род, скл, Падеж, число

Роль в предложение

Подлежащее, дополнение, обстоятельство

 

б) Работая в парах.

- 1 задание: Составьте со словом «корова» простое распространённое предложение и запишите его. Подчеркните грамматическую основу

- Корова паслась на лугу

- 2 задание: Замените слово «корова» - им. Существительное, другой частью речи так, что бы смысл предложения не изменился. Подчеркните грамматическую основу

- Она паслась на лугу.

- Какой частью речи является это слово? Каким членом предложения является?

- Это слово – местоимение, подлежащее.

- -Как вы думаете, о чём сегодня на уроке у нас пойдёт речь?

- О части речи - местоимении

- О происхождении этого слова расскажет Пушкин Алексей.

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
– Какое открытие для себя сделали?
- Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.(слайд 1)

Оно о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается делу сполна:
Местоимение заменяет имена!

в) Работа с учебником

- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?

- Местоимение

- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.

- Открываем с. 52, прочитайте тему урока

-Роль местоимений в речи (открывается тема на доске)

- Сформулируем цели урока:

- Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи.

- Молодцы!

г) Работа в карточках №1

-Прочитайте стих про себя. Выполните задание.

- Прочитайте вслух

-Я, ты, мы, вы, он, она, они

Очень дружная семья.

-Какие слова подчеркнули? (слайд 2)

- Местоимения –«Я, ты, мы, вы, он, она, они»

-Проверьте и оцените себя: «!»- выполнили все правильно, «+»- допустили 1 ошибку, «-«- допустили более 1 ошибки, нужна помощь учителя.

 

4.Организация познавательной деятельности.

а) Работа с правилом.

- Посмотрите внимательно на эти слова, на алгоритм и попробуйте сформулировать правило.

- Местоимение – часть речи, обозначает предмет, но не называет его. Отвечает на вопросы Кто? Что? Изменяется по числам,

- Молодцы. Проверим ответы, прочитав правило, которое приготовила нам в учебнике Сова на с 52.

Название

Местоимение

Что обозначает

Указывает на предмет, но не называет его

На какие вопросы отвечает

Кто? Что?

Признаки

Число, ?

Роль в предложение

Подлежащее, ?

 

б) Работа в парах

- Прочитайте правило друг другу и расскажите его.

- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

-Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то.

Название

Местоимение

Что обозначает

Указывает на предмет, но не называет его

На какие вопросы отвечает

Кто? Что?

Признаки

Число, лицо

Роль в предложение

Подлежащее, ?

 

 

в) Работа в группах.(задания на партах)

- Прочитайте местоимения.

-Какие это местоимения?

- Личные

-Задания для 1 группы:

Выписать личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит?(Я, мы)

- Задания для 2 группы:

Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (Ты, вы)

- Задания для 3 группы:

Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они)

г) Обобщение сведений о личных местоимениях.

Самостоятельная работа в карточках №2.

-Заполните таблицу.

-Давайте проверим (слайд3)

д)Проблемная ситуация.(слайд 4)

-Одно из слов в каждой группе лишнее. Найдите его и объясните своё решение.

- в 1 ряду лишнее местоимение «Я»- 1 лицо ед.ч, во 2 ряду- «они»- 3 лицо, мн.ч, в 3 ряду- «но» - часть речи «предлог», в 4 ряду «ты», так как все остальные предлоги, в 5 ряду –«мне», так как все остальные слова – глагол.

 

5.Физминутка для глаз.

 

6. Продолжение организации познавательной деятельности .

а) Создание проблемной ситуации. (слайд5)

-Прочитайте текст.

- Вам он понравился?

-А что в нём не так?

- Повторяется часто слово дятел

- Какой частью речи является слово дятел?

-Имя существительное

- Как это исправить?

-Заменить местоимениями

-Давайте прочитаем, что у нас получилось.

-Для чего существуют местоимения в речи?

-Местоимения заменяют существительные

-Какой вывод можно сделать?

 

Вывод. Они создают нам речевое удобство. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

б) Работа по вариантам - карточка № 3.

- задание для первого варианта:

Настя выбежала на улицу. Там лил дождь. Настя забыла зонтик дома. Настя (она) побежала домой за зонтиком. Настин зонтик был очень красивый. Насте (ей) нравился этот зонт.

- задание для второго варианта:

Мурка очень пушистая и ленивая кошка. Мурка (она)любит лежать на подоконнике и наблюдать за птицами. Муркин хвост очень пушистый и длинный. Мурка (она) закрывает мордочку хвостом, когда спит.

- задание для третьего варианта:

У нас в доме был ежик. Ежик (он) был очень маленький. Когда ежика гладили, ежик (он) прижимал к себе колючки. Мы очень полюбили ежика.

-Прочитайте текст про себя.

- Что вы заметили, какая ошибка допущена?

- Очень часто повторяются одни и те же слова

- Чтобы исправить ошибку, текст нужно отредактировать: заменить имена существительные, которые повторяются слишком часто, местоимениями.

-Прочитайте, пожалуйста, текст, который у вас получился. Запишите каждый свой текст в тетрадь.

Дополнительно: подчеркнуть грамматическую основу в последнем предложении.

- Каким членом предложения является местоимение.

 

Название

Местоимение

Что обозначает

Указывает на предмет, но не называет его

На какие вопросы отвечает

Кто? Что?

Признаки

Число, лицо

Роль в предложение

Подлежащее, дополнение

 

 

- Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания, и употреблять местоимения в речи.

в)Работа в парах карточка № 4 «Интересная загадка! Какие местоимения употребить»

Задание:

1)Прочитайте текст.

2)Подумайте какие местоимения надо употребить?

3)Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.

 

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….пристала ласточка. … кружилась около …. . Ласточка задевала …. за плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно. …. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, и …. всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет …. в траве, а …. летает около человека и ловит …. на лету.

« Проверка» (Слайд 6)

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, словно просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду, и он всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а сама летает около человека и ловит их на лету.

г) Самостоятельная работа

- Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку.
- Игра «Открой секрет» (Слайд 7)
-Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
-В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните

-Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

- Проверка

 

7. Диагностика достижения планируемых результатов.

а)Тест.

- Выполняем самостоятельно.

1. Местоимение:
а) это слово

б) часть речи

в) член предложения.

2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных

б) глаголов

в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет

б) признак предмета

в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:
а) ель

б) ем

в) ты

5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы

б) она, он

в) в, о

6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

-Взаимопроверка. Оцените работу своего товарища. Оценка «5»- без ошибок, «4»- 1-2 ошибки, «3»- 3 ошибки, если больше трех ошибок - нужна помощь : (Слайд 8)
1. б)

2. а)

3. в)

4. в)

5. в)

6. б)

 

8 Информация о домашнем задании

Правило стр.52

красная карточка: упр , списать, подчеркнуть местоимения и определить число, лицо. В четвёртом предложение – указать части речи

розова карточка: упр , подчеркнуть местоимения. В пятом предложение – подчеркнуть грамматическую основу.

желтая карточка: упр , списать, подчеркнуть местоимения

 

9. Рефлексия.

- Как называется часть речи, с которой мы познакомились?

- Местоимение

- Почему так называется эта часть речи?

- Заменяет имена

- Как отличить местоимение от других частей речи?

- Указывает на предмет, но не называет его

- Какова роль местоимения в нашей речи?

- Местоимение заменяет повторяющие слова и делает нашу речь разнообразной, помогает избежать повторы.

- Заполняют таблицу:

а)Самоанализ работы (достижения за урок)

 

Утверждения

Поставь знак

«+» или «-»

1) Тема урока мне понятна.

 

2) Я достиг цели урока.

 

3) Я умею верно использовать местоимения в речи.

 

4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.

 

4) Мне необходимо поработать над темой

 

 

 

презентация к уроку «Роль местоимений в речи»
PPT / 5.12 Мб

Предварительный просмотр презентации

Урок русского языка «Роль местоимений в речи» 4 класс Учитель начальных классов МКОУ «СОШ №2»,г.Юхнов Абраменкова Наталья Михайловна

местоимение место имени

Я , МЫ, ТЫ ,ВЫ, ОН, ОНА, ОНО,ОНИ

Местоимение. Роль местоимений в речи. Задачи урока: познакомиться с личными местоимениями уметь отличить местоимение от других частей речи уточнить о роли местоимений в речи Учебник с.52

он она оно я он она оно я я ты они он мы он но вы ты к от за мне мну мни мнём я они но ты мне

Живет в лесу дятел. Спинка у дятла черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Живет в лесу дятел. Спинка у дятла черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. него он он Прочитайте текст

«Интересная загадка! Какие местоимения употребить» Однажды …. шёл по лугу. Ко ….пристала ласточка. … кружилась около …. . Ласточка задевала …. за плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно. …. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, и …. всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет …. в траве, а летает около человека и ловит …. на лету.

Проверка Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, словно просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду, и он всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а летает около человека и ловит их на лету.

Открой секрет ! Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Открой секрет ! ТЫква, корОНы, борОНА, агрОНОм, ВЫставка, Ягода, пласТЫрь, ВЫбор, МЫло, пОНИмание.

Проверка: 1. б) 2. а) 3. в) 4. в) 5. в) 6. б)

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.