Роль прилагательных в речи (Урок русского языка в 6 классе)

5
0
Материал опубликован 9 September 2021

Учитель: Прокопьева Варвара Николаевна

Класс: 6

Тема: Роль имени прилагательного в речи


Вид урока: урок-исследование

Цели урока:

Работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков; закрепить знания по функциональным стилям языка, подготовить учащихся к публичным выступлениям;

активизировать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.



Ход урока:

1. Оргмомент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Варвара Николаевна Прокопьева. Я учитель русского языка литературы Нюрбинского технического лицея. Я очень рада вас видеть. Сегодня нас ждет интересная работа. И мы непременно должны начать ее с хорошим настроением.

Ребята, хорошее ли у вас настроение? Подарите друг другу улыбки. С хорошим настроением мы начинаем наш урок.

Эпиграф к уроку: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск”

К. Паустовский.

– Как вы понимаете слова К. Паустовского? (В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.)


2. Этап мотивации на учебную деятельность.

Обратите внимание на экран. Какой части речи не достает в тексте? Почему вы так считаете?

Что такое имя прилагательное?

Слайд№1

В … парке были … пруды, через которые переброшены … мостики, были … рощицы и … лужайки. За … парком начинался … сад. Между парком и садом, за рядом … лип и … площадкой стоял … дом с … террасой.

Задание группам. Спишите текст, добавляя имена прилагательные. Чем отличается текст без прилагательных от текста с именами прилагательными? К какому стилю относится данный текст? Во всех ли стилях текста равноценно употребление имен прилагательных?

Значит, как вы считаете, как будет звучать тема нашего урока? (Роль имени прилагательного в речи)

Запишите, пожалуйста, тему урока.

Несмотря на богатство и и красоту русского языка наша речь порой скудна и невыразительна. Нас волнует вопрос, как можно ее сделать более яркой и образной.

В каких стилях речи уместно и необходимо использование имен прилагательных.

Цель: выявить роль прилагательных в различных стилях речи.

Задачи: 1)изучить тексты разных стилей;

2)выяснить частоту употребления прилагательных, значение и роль.

3. Актуализация знаний.


Использование стилей речи
1Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

2Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

3Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях.

4Стиль художественной литературы (или художественный стиль)используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

5Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

4.Работа в исследовательских группах:


Группа №1


Снег начал идти с раннего обеда. Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.

       Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю. ( По С. Аксакову ).      

 

Задание:

Определить стиль текста.

Какова его тема?

Основная мысль текста?

Выпишите имена прилагательные.

Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.

В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?

Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

1)передача более точной информации;

2)создание художественного образа;

3)обмен информацией по бытовым вопросам.


Группа№2


“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников, а не так давно был построен суперский новый кинотеатр. Мы туда с ребятами ходим смотреть новые фильмы, так здорово! Также можно отдохнуть в городском парке или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.


Задание:

Определить стиль текста.

Какова его тема?

Основная мысль текста?

Выпишите имена прилагательные.

Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.

В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?

Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

1)передача более точной информации;

2)создание художественного образа;

3)обмен информацией по бытовым вопросам.


Группа №3


Директору МБОУ «Нюрбинский

технический лицей

имени А.Н.Чусовского»
от ученицы 6 «а» класса 
Петровой Ольги

заявление.

Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 8 по 9 февраля) для участия в соревнованиях по лыжным гонкам на первенство города.

04. 02. 2021 г.

Задание:

Определить стиль текста.

Какова его тема?

Основная мысль текста?

Выпишите имена прилагательные.

Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.

В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?

Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

1)передача более точной информации;

2)создание художественного образа;

3)обмен информацией по бытовым вопросам.



Группа №4


Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.
Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как  любая стихия, необъятна.
Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, души, ума.

Задание:

Определить стиль текста.

Какова его тема?

Основная мысль текста?

Выпишите имена прилагательные.

Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.

В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?

Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

1)передача более точной информации;

2)создание художественного образа;

3)обмен информацией по бытовым вопросам.


Группа №5

Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром. Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
(Энциклопедический словарь)

Задание:

1.Определить стиль текста.

2.Какова его тема?

3.Основная мысль текста?

4.Выпишите имена прилагательные.

5.Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.

6.В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?

7.Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

1)передача более точной информации;

2)создание художественного образа;

3)обмен информацией по бытовым вопросам.

8. Создайте текст по данному стилю, уместно используя имена прилагательные, на школьную тему.



6. Подведение итогов урока.

Сегодня мы говорили о роли прилагательных в речи. К каким выводам о роли прилагательных в речи помог прийти вам наш урок-проект?

Выводы выводятся на доску.

1. Какую роль выполняют имена прилагательные в различных стилях речи?

(Прилагательные находят отражение во всех стилях языка, выполняя при этом разную роль:

-передача более точной информации;

- создание художественного образа;

-обмен информацией по бытовым вопросам);

2. Одинакова ли частота употребления имен прилагательных во всех стилях речи? (Количество прилагательных во всех стилях языка различно).

3.Можно ли исключить имена прилагательные из речи? Почему?

( Невозможно исключить прилагательные из речи, т.к. они делают информацию более полной, а речь образной, красивой).

7. Рефлексия.

Все ли было понятно на уроке?

Довольны ли вы своей работой?

Мое настроение?

Всем большое спасибо за вашу плодотворную работу.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.