Роль прилагательных в речи (Урок русского языка в 6 классе)
Учитель: Прокопьева Варвара Николаевна
Класс: 6
Тема: Роль имени прилагательного в речи
Вид урока: урок-исследование
Цели урока:
Работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков; закрепить знания по функциональным стилям языка, подготовить учащихся к публичным выступлениям;
активизировать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.
Ход урока:
1. Оргмомент
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Варвара Николаевна Прокопьева. Я учитель русского языка литературы Нюрбинского технического лицея. Я очень рада вас видеть. Сегодня нас ждет интересная работа. И мы непременно должны начать ее с хорошим настроением.
Ребята, хорошее ли у вас настроение? Подарите друг другу улыбки. С хорошим настроением мы начинаем наш урок.
Эпиграф к уроку: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск”
К. Паустовский.
– Как вы понимаете слова К. Паустовского? (В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.)
2. Этап мотивации на учебную деятельность.
Обратите внимание на экран. Какой части речи не достает в тексте? Почему вы так считаете?
Что такое имя прилагательное?
Слайд№1
В … парке были … пруды, через которые переброшены … мостики, были … рощицы и … лужайки. За … парком начинался … сад. Между парком и садом, за рядом … лип и … площадкой стоял … дом с … террасой.
Задание группам. Спишите текст, добавляя имена прилагательные. Чем отличается текст без прилагательных от текста с именами прилагательными? К какому стилю относится данный текст? Во всех ли стилях текста равноценно употребление имен прилагательных?
Значит, как вы считаете, как будет звучать тема нашего урока? (Роль имени прилагательного в речи)
Запишите, пожалуйста, тему урока.
Несмотря на богатство и и красоту русского языка наша речь порой скудна и невыразительна. Нас волнует вопрос, как можно ее сделать более яркой и образной.
В каких стилях речи уместно и необходимо использование имен прилагательных.
Цель: выявить роль прилагательных в различных стилях речи.
Задачи: 1)изучить тексты разных стилей;
2)выяснить частоту употребления прилагательных, значение и роль.
3. Актуализация знаний.
Использование стилей речи
1Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.
2Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
3Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях.
4Стиль художественной литературы (или художественный стиль)используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
5Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
4.Работа в исследовательских группах:
Группа №1
Снег начал идти с раннего обеда. Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю. ( По С. Аксакову ).
Задание:
Определить стиль текста.
Какова его тема?
Основная мысль текста?
Выпишите имена прилагательные.
Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.
В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?
Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?
1)передача более точной информации;
2)создание художественного образа;
3)обмен информацией по бытовым вопросам.
Группа№2
“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников, а не так давно был построен суперский новый кинотеатр. Мы туда с ребятами ходим смотреть новые фильмы, так здорово! Также можно отдохнуть в городском парке или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.
Задание:
Определить стиль текста.
Какова его тема?
Основная мысль текста?
Выпишите имена прилагательные.
Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.
В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?
Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?
1)передача более точной информации;
2)создание художественного образа;
3)обмен информацией по бытовым вопросам.
Группа №3
Директору МБОУ «Нюрбинский
технический лицей
имени А.Н.Чусовского»
от ученицы 6 «а» класса
Петровой Ольги
заявление.
Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 8 по 9 февраля) для участия в соревнованиях по лыжным гонкам на первенство города.
04. 02. 2021 г.
Задание:
Определить стиль текста.
Какова его тема?
Основная мысль текста?
Выпишите имена прилагательные.
Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.
В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?
Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?
1)передача более точной информации;
2)создание художественного образа;
3)обмен информацией по бытовым вопросам.
Группа №4
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.
Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна.
Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, души, ума.
Задание:
Определить стиль текста.
Какова его тема?
Основная мысль текста?
Выпишите имена прилагательные.
Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.
В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?
Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?
1)передача более точной информации;
2)создание художественного образа;
3)обмен информацией по бытовым вопросам.
Группа №5
Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром. Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
(Энциклопедический словарь)
Задание:
1.Определить стиль текста.
2.Какова его тема?
3.Основная мысль текста?
4.Выпишите имена прилагательные.
5.Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.
6.В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?
7.Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?
1)передача более точной информации;
2)создание художественного образа;
3)обмен информацией по бытовым вопросам.
8. Создайте текст по данному стилю, уместно используя имена прилагательные, на школьную тему.
6. Подведение итогов урока.
Сегодня мы говорили о роли прилагательных в речи. К каким выводам о роли прилагательных в речи помог прийти вам наш урок-проект?
Выводы выводятся на доску.
1. Какую роль выполняют имена прилагательные в различных стилях речи?
(Прилагательные находят отражение во всех стилях языка, выполняя при этом разную роль:
-передача более точной информации;
- создание художественного образа;
-обмен информацией по бытовым вопросам);
2. Одинакова ли частота употребления имен прилагательных во всех стилях речи? (Количество прилагательных во всех стилях языка различно).
3.Можно ли исключить имена прилагательные из речи? Почему?
( Невозможно исключить прилагательные из речи, т.к. они делают информацию более полной, а речь образной, красивой).
7. Рефлексия.
Все ли было понятно на уроке?
Довольны ли вы своей работой?
Мое настроение?
Всем большое спасибо за вашу плодотворную работу.