12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прокопьева Варвара Николаевна27
учитель русского языка и литературы
Россия, Саха (Якутия) респ., Нюрба

Учитель: Прокопьева Варвара Николаевна

Класс: 6

Тема: Роль имени прилагательного в речи


Вид урока: урок-исследование

Цели урока:

Работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков; закрепить знания по функциональным стилям языка, подготовить учащихся к публичным выступлениям;

активизировать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.



Ход урока:

1. Оргмомент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Варвара Николаевна Прокопьева. Я учитель русского языка литературы Нюрбинского технического лицея. Я очень рада вас видеть. Сегодня нас ждет интересная работа. И мы непременно должны начать ее с хорошим настроением.

Ребята, хорошее ли у вас настроение? Подарите друг другу улыбки. С хорошим настроением мы начинаем наш урок.

Эпиграф к уроку: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск”

К. Паустовский.

– Как вы понимаете слова К. Паустовского? (В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.)


2. Этап мотивации на учебную деятельность.

Обратите внимание на экран. Какой части речи не достает в тексте? Почему вы так считаете?

Что такое имя прилагательное?

Слайд№1

В … парке были … пруды, через которые переброшены … мостики, были … рощицы и … лужайки. За … парком начинался … сад. Между парком и садом, за рядом … лип и … площадкой стоял … дом с … террасой.

Задание группам. Спишите текст, добавляя имена прилагательные. Чем отличается текст без прилагательных от текста с именами прилагательными? К какому стилю относится данный текст? Во всех ли стилях текста равноценно употребление имен прилагательных?

Значит, как вы считаете, как будет звучать тема нашего урока? (Роль имени прилагательного в речи)

Запишите, пожалуйста, тему урока.

Несмотря на богатство и и красоту русского языка наша речь порой скудна и невыразительна. Нас волнует вопрос, как можно ее сделать более яркой и образной.

В каких стилях речи уместно и необходимо использование имен прилагательных.

Цель: выявить роль прилагательных в различных стилях речи.

Задачи: 1)изучить тексты разных стилей;

2)выяснить частоту употребления прилагательных, значение и роль.

3. Актуализация знаний.


Использование стилей речи
1Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

2Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

3Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях.

4Стиль художественной литературы (или художественный стиль)используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

5Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

4.Работа в исследовательских группах:


Группа №1


Снег начал идти с раннего обеда. Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.

       Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю. ( По С. Аксакову ).      

 

Задание:

Определить стиль текста.

Какова его тема?

Основная мысль текста?

Выпишите имена прилагательные.

Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.

В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?

Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

1)передача более точной информации;

2)создание художественного образа;

3)обмен информацией по бытовым вопросам.


Группа№2


“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников, а не так давно был построен суперский новый кинотеатр. Мы туда с ребятами ходим смотреть новые фильмы, так здорово! Также можно отдохнуть в городском парке или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.


Задание:

Определить стиль текста.

Какова его тема?

Основная мысль текста?

Выпишите имена прилагательные.

Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.

В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?

Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

1)передача более точной информации;

2)создание художественного образа;

3)обмен информацией по бытовым вопросам.


Группа №3


Директору МБОУ «Нюрбинский

технический лицей

имени А.Н.Чусовского»
от ученицы 6 «а» класса 
Петровой Ольги

заявление.

Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 8 по 9 февраля) для участия в соревнованиях по лыжным гонкам на первенство города.

04. 02. 2021 г.

Задание:

Определить стиль текста.

Какова его тема?

Основная мысль текста?

Выпишите имена прилагательные.

Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.

В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?

Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

1)передача более точной информации;

2)создание художественного образа;

3)обмен информацией по бытовым вопросам.



Группа №4


Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.
Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как  любая стихия, необъятна.
Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, души, ума.

Задание:

Определить стиль текста.

Какова его тема?

Основная мысль текста?

Выпишите имена прилагательные.

Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.

В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?

Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

1)передача более точной информации;

2)создание художественного образа;

3)обмен информацией по бытовым вопросам.


Группа №5

Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром. Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
(Энциклопедический словарь)

Задание:

1.Определить стиль текста.

2.Какова его тема?

3.Основная мысль текста?

4.Выпишите имена прилагательные.

5.Выявите частоту употребления имен прилагательных в процентном соотношении.

6.В каком значении (прямом или переносном) употребляются имена прилагательные в тексте?

7.Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

1)передача более точной информации;

2)создание художественного образа;

3)обмен информацией по бытовым вопросам.

8. Создайте текст по данному стилю, уместно используя имена прилагательные, на школьную тему.



6. Подведение итогов урока.

Сегодня мы говорили о роли прилагательных в речи. К каким выводам о роли прилагательных в речи помог прийти вам наш урок-проект?

Выводы выводятся на доску.

1. Какую роль выполняют имена прилагательные в различных стилях речи?

(Прилагательные находят отражение во всех стилях языка, выполняя при этом разную роль:

-передача более точной информации;

- создание художественного образа;

-обмен информацией по бытовым вопросам);

2. Одинакова ли частота употребления имен прилагательных во всех стилях речи? (Количество прилагательных во всех стилях языка различно).

3.Можно ли исключить имена прилагательные из речи? Почему?

( Невозможно исключить прилагательные из речи, т.к. они делают информацию более полной, а речь образной, красивой).

7. Рефлексия.

Все ли было понятно на уроке?

Довольны ли вы своей работой?

Мое настроение?

Всем большое спасибо за вашу плодотворную работу.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.