Урок по русскому языку для 4 класса на тему «Роль прилагательных-антонимов в речи»

2
0
Материал опубликован 10 November 2018 в группе

Рябова Лидия Дмитриевна

МБОУ СОШ №12 им. академика В.И.Кудинова

Г. Воткинск

Ул. Луначарского 6

Учитель начальных классов

Стаж 34 года

1 категория

Открытый урок по русскому языку для 4 класса Школа 2100

Тема: Роль  прилагательных – антонимов в речи.

Планируемые результаты

Предметные: обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах. Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.

Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу ,

Метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки, осуществляют поиск  нужной информации в учебнике, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме,

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости, формулируют свое мнение и позицию, строят понятное для партнера высказывание, принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполняют учебные действия в устной и письменной речи, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Ход урока

Орг. момент

Минутка чистописания.

Словарная работа: активный, салют, надёжный, ирис, тяжёлый, налево, орех, оранжевый, народ, неуклюжий, иногда, интересный, месяц, металлический, обведите карандашом первые буквы у прилагательных, какое слово получилось?) (на доске – АНТОНИМЫ)

–Что называется антонимом?

Антонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположное значение

Маленькая ложь рождает большую неправду. - на доске

Прочитайте запись. Что вы прочитали? Как вы понимаете эту пословицу?

-Спишите, подпишите части речи.

Актуализация знаний.

Какой частью речи выражены выделенные слова? Что мы знаем об имени прилагательном?

Поставьте эти слова в начальную форму.

Что общего у этой пары слов? (Имена прилагательные, в н.ф., вопрос). Чем они отличаются? (Они противоположны по значению).

Как называются слова с противоположным значением?

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Как бы вы сформулировали тему урока?

Роль прилагательных- антонимов в речи. Слайд2

 Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока:

Узнать, для чего нужны…

Учиться находить их в …, подбирать … и употреблять… Слайд 3

Сегодня мы с вами будем говорить о роли антонимов-прилагательных в речи, учиться находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, правильно их употреблять.

6. Открытие нового знания.

7. Создание проблемной ситуации.

Под диктовку запишите, подпишите какой частью речи являются антонимы. Я считаю, что это антонимы. Вы согласны? Докажите.

Платье хорошо новое, а друг старый. красный

Добро побеждает зло.синий

Тяжело в учении, легко в бою. жёлтый

Смелый побеждает, а трус погибает. зелёный

День был жаркий, но ночная прохлада освежила воздух.

Толстяк решил похудеть. ( полоски на доску)

Вывод. Давайте вместе дополним определение антонимов: антонимы – разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи).

А какими частями речи могут быть антонимы? (Прил, сущ, нареч, гл)

Назовите эти пары так, чтобы антонимы были выражены прилагательными.

Мы уже несколько раз произнесли слово «антоним», а кто-нибудь знает, как это слово образовалось? Попробуем догадаться вместе (сравнение слов «синоним» и «антоним»: у них одинаковая вторая часть (онима – по-гречески означает имя, слово),анти – против, противоположный: антициклон, антибиотик, антисанитарный, антифашист (полоски на доску АНТОНИМ,СИНОНИМ-имя, слово)

8. Закрепление нового материала.

1. Самостоятельная работа: 1ряд выписывает пословицы, 2 ряд –загадки, 3 ряд –стихи; подчеркнуть антонимы

Маленькое дело лучше большого безделья.

От умного — научишься, от глупого — разучишься.

 Хороша веревка длинная, а речь короткая.

Зимой – нет теплей, 
Летом – нет холодней. (Погреб)

Далеко мой стук 

Слышится вокруг. 
Червякам я враг, 
А деревьям друг. (Дятел) 


Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый.

-В каких жанрах часто используются антонимы?

2. Подобрать антонимы к словам горячий, мягкая, старое, оранжевый, лунный

Вывод: антонимы есть в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить картину, создают контраст, противопоставление, делают речь выразительной, занимательной. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь , делают её выразительнее, нагляднее. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – в сравнении с глупостью. Антонимы лежат в основе контраста – это АНТИТЕЗА – противопоставление Слайд 5

Работа в парах (карточки). Помогите теперь мне подобрать антонимы к словам горячий, мягкая, старое, оранжевый, лунный. Слайд 6

Вывод: Не все слова имеют антонимы.

Вывод: антонимы есть в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить картину, создают контраст, противопоставление, делают речь выразительной, занимательной. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают её выразительнее, нагляднее. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – в сравнении с глупостью. Антонимы лежат в основе контраста – это АНТИТЕЗА – противопоставление. (полоски на доску) На доске составляется опорная схема под темой урока

Учитель: Подберите антоним к слову –работать- отдыхать

Учитель: Вот сейчас мы и отдохнём. Выполним упражнения, определим слова-антонимы

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали  дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придем!

Учитель: Итак, назовите слова-антонимы, которые встретились в стихотворении.

Ученики: вверх – вниз сели - встали     вопрос -  ответ

V.  РефлексияАнтонимы

разные по звучанию

противоположные по значению

отвечают на один вопрос

выражены одной частью речи (им. сущ.,  им. прил., глаг., наречием.)

используются в разных жанрах

На доске составляется опорная схема под темой урока:

Работа в парах

Запишите текст по вариантам

 Рефлексия

Антонимы

разные по звучанию

противоположные по значению

отвечают на один вопрос

выражены одной частью речи (им. сущ.,  им. прил., глаг., наречием.)

используются в разных жанрах

На доске составляется опорная схема под темой урока:

Роль имён  прилагательных- антонимов в речи.

противопоставление, подчёркивают противоположность.

Прием -антитеза

усиливают эмоциональность текста

 делают речь выразительной

раскрывают  противоречия

Учитель: Какие слова помогают увидеть этот прием?

Учитель: Оцените свою деятельность на уроке смайликами на полях. Слайд8

Ученики: На занятии всё было понятно, не совсем понятно, ничего не понятно

 Учитель: В заключении нашего урока хочется вам дать напутствие:

Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле.
Делай доброе дело на прекрасной Земле! Слайд 9

6. Итог урока

Используя ключевые слова и выводы, которые мы делали на уроке, расскажите о роли прилагательных-антонимов в нашей речи. Слайд 10

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.