12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Глебова Наталия Алексеевна64 Россия, Луганская Народная Респ., г. Стаханов |
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи".
Урок русского языка в 4 классе
по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи".
Тема. "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи".
Цели: - обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном;
- закрепить умения отграничивать прилагательное от других частей речи, закрепить навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных, безударных падежных окончаний имен прилагательных, развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать на грамматическую тему;
- воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе; воспитание интереса к русскому языку.
Тип урока: урок-обобщение
Оборудование: компьютер, тесты, листы с заданиями для групповой работы, листы самооценки учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно, спинки выпрямили.
Начинаем урок русского языка.
- Записали «число, классная работа»
II. Проверка домашнего задания
- Ребята, вчера вы писали сочинение по картине «Февральская лазурь». Сейчас мы прослушаем несколько ваших работ.(3 ученика читают сочинения)
- Дети, какое время года описывают ваши товарищи в своих сочинениях?
- Какие «зимние» слова прозвучали в их работах?
- Слова какой части речи вы использовали, чтобы ваши сочинения получились выразительнее, красивее, эмоциональнее. (Это имена прилагательные.)
III. Постановка темы и целей урока
- Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное».Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока. Что мы должны повторить?
(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)
- Как вы думаете, где вы эти знания примените в жизни? (Описать что-то или кого-то, сказать комплимент, выразить своё настроение)
-Одновременно с этим мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.
IV. Минутка чистописания
- Ребята, чьи-то следы. Что вам напоминают эти следы? (окончания имён прилагательных)
- В какие группы можно их объединить? Почему?
-Назовите окончания имён прилагательных мужского рода.
- Назовите окончания имён прилагательных женского рода.
- Назовите окончания имён прилагательных среднего рода.
- Каких следов здесь нет? (окончания имён прилагательных во множ. числе)
1 ряд – прописывает окончания м.р.
2 ряд - прописывает окончания ж.р.
3 ряд - прописывает окончания с.р.
V. Обобщение и систематизация знаний.
1.«Мозговой штурм»
- Что такое имя прилагательное?
- Как изменяется имя прилагательное?
- Всегда ли имя прилагательное изменяется по родам?
- Какие окончания имеет?
- Каким членом предложения является?
- С какой частью речи дружит?
- Как определить начальную форму смени прилагательного?
- Какая часть речи является главной в словосочетании «прил.+ сущ.»
ОЦЕНИ СВОЙ ОТВЕТ
2. Словарная работа
(на доске запись) - Д..кабрь, м…роз, пр..красно, кал…ндарь, ле...ко,ф…враль.
-Прочитайте слова.
-Есть ли среди них прилагательные?
- А какие это части речи? (существительные, наречия)
- Образуйте имена прилагательные ( 1 ученик работает у доски)
- запишите прилагательные в форме:
в начальной форме (декабрьский)
в форме ед. ч , ж.р., И.п.( морозная)
в форме ед.ч, ср.р, И.п(прекрасное)
образуйте прилагательное с окончанием –ого- ( какого? Календарного)
- Определите падеж, род, число.
- Какая часть речи поможет это сделать? (сущ)
в форме .мн,ч И.п (легкие) Почему не назвала род? (не определяем во мн. ч.)
Последнее прилагательное запишите в любой форме.
- В какой форме записали?
Дополнительный вопрос
- К каким прилагательным можно подобрать синоним, антоним? (легкий-простой-трудный, прекрасный – очаровательный - безобразный)
ОЦЕНИ СВОЙ ОТВЕТ
3. Работа над предложением.
- Запишите предложение: (1 ученик работает у доски)
Легкие снежинки закружились в морозном воздухе.
-Выделите орфограммы (парный согласный, безударный гласный в корне, проверяемый ударением, сочетание жи, предлог, безударный гласный в окончании прилагательного , существительного.)
- Выполните синтаксический разбор предложения
ОЦЕНИ свой ответ.
-Самостоятельно по вариантам выполните морфологический разбор 1в – в воздухе, 2в – в морозном
Взаимопроверка в парах. Оцените соседа + или -
1.В воздухе-сущ. (в чем?) 1. В морозном – прил. (в каком?)
2.Нач.ф.- воздух . 2. Нач.ф – морозный.
3.М.р., 2 скл, 3. В м., р.,
4.В П.п, ед.ч 4.в П.п, в ед.ч
5.Дополнение 5.Определение
-Какие грамматические признаки совпадают? (род, число, падеж)
- Какими признаками различаются? (вопросы, скл, член предложения)
ОЦЕНИ СВОЙ ОТВЕТ
VI. Физкультминутка ( музыкальная)
- А теперь отправимся в зимний лес.
-Вы можете закрыть глаза, слушаем музыку и представляем , что мы в лесу. А что вы там увидите и услышите нам потом расскажите.
(Звучит музыка , дети закрыв глаза слушают и представляют ….)
«Картинка зимнего леса »
- Что представили? ( высказывания детей)
VII. Работа по редактированию текста (групповая работа)
-Наша прогулка по зимнему лесу продолжается.
(На доске – картина с изображением зимнего леса, а у каждого учащегося карточка с текстом.)
___________________
_____________ сне… укрыл землю___________ од….ялом. Д…..ревья
надели ________ша….ки. В воздух…. кружатся _____________сн…жинки. Мы любуемся _____________________________лес..м.
– Прочитайте текст. Понравился ли он вам? Что не хватает? Какой это текст: описание или повествование?
- Давайте отредактируем текст.
Работа по группам.
Выслушиваются тексты, составленные детьми.
– А теперь придумайте название тексту.( Зимний лес)
- Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трех уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.
На обратной стороне листа с текстом:
1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи. 2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи. 3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные, в первом предложении выделить грамматическую основу. |
Дети выполняют задание.
IХ. Рефлексия
- А сейчас я хочу предложить вам стать на время учителями.
Представьте, что у вас сегодня обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Какие вопросы вы зададите классу, чтоб понять, как ученики усвоили новую тему?
Примерные вопросы: - Что обозначают имена прилагательные?
- Какими членами предложения являются имена прилагательные?
- Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?
- Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте? - Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?
Х. Итог урока ( тест)
- Вы правильно отвечали на вопросы, а теперь я проверю ваши практические умения.
Учитель раздает тесты
Тест
Выберите верное суждение:
1.а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
2.а) Имя прилагательное во множественном числе по родам изменяется
б) Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется
3.а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством
б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением
4.а) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным
б) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом
5.Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:
а) син… карандаш
б) у син… реки
6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:
а) зимн… сон
б) зимн… погодой
Дети выполняют работу и сдают тесты и рабочие тетради .
Смайлики - я доволен своей работой
- не совсем доволен
- не доволен, потому что
Комментарии детей.
Оценивание