12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Глебова Наталия Алексеевна64
Россия, Луганская Народная Респ., г. Стаханов
1

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи".

Урок русского языка в 4 классе

по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи".

Тема. "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи".

Цели: - обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном;

- закрепить умения отграничивать прилагательное от других частей речи, закрепить навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных, безударных падежных окончаний имен прилагательных, развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать на грамматическую тему;

- воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе; воспитание интереса к русскому языку.

Тип урока: урок-обобщение
Оборудование: компьютер, тесты, листы с заданиями для групповой работы, листы самооценки учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно, спинки выпрямили.

Начинаем урок русского языка.

- Записали «число, классная работа»

II. Проверка домашнего задания

- Ребята, вчера вы писали сочинение по картине «Февральская лазурь». Сейчас мы прослушаем несколько ваших работ.(3 ученика читают сочинения)

- Дети, какое время года описывают ваши товарищи в своих сочинениях?

- Какие «зимние» слова прозвучали в их работах?

Слова какой части речи вы использовали, чтобы ваши сочинения получились выразительнее, красивее, эмоциональнее. (Это имена прилагательные.)

III. Постановка темы и целей урока

Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное».Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока. Что мы должны повторить?

(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)

- Как вы думаете, где вы эти знания примените в жизни? (Описать что-то или кого-то, сказать комплимент, выразить своё настроение)

-Одновременно с этим мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

IV. Минутка чистописания

-  Ребята, чьи-то следы. Что вам напоминают эти следы? (окончания имён прилагательных)

- В какие группы можно их объединить? Почему?

-Назовите окончания имён прилагательных мужского рода.

- Назовите окончания имён прилагательных женского рода.

- Назовите окончания имён прилагательных среднего рода.

- Каких следов здесь нет? (окончания имён прилагательных во множ. числе)

1 ряд – прописывает окончания м.р.

2 ряд - прописывает окончания ж.р.

3 ряд - прописывает окончания с.р.

V. Обобщение и систематизация знаний.

1.«Мозговой штурм»

- Что такое имя прилагательное?

- Как изменяется имя прилагательное?

- Всегда ли имя прилагательное изменяется по родам?

- Какие окончания имеет?

- Каким членом предложения является?

- С какой частью речи дружит?

- Как определить начальную форму смени прилагательного?

- Какая часть речи является главной в словосочетании «прил.+ сущ.»

ОЦЕНИ СВОЙ ОТВЕТ

2. Словарная работа

(на доске запись) -  Д..кабрь, м…роз, пр..красно, кал…ндарь, ле...ко,ф…враль.

-Прочитайте слова.

-Есть ли среди них прилагательные?

- А какие это части речи? (существительные, наречия)

- Образуйте имена прилагательные ( 1 ученик работает у доски)

- запишите прилагательные в форме:

в начальной форме (декабрьский)

в форме ед. ч , ж.р., И.п.( морозная)

в форме ед.ч, ср.р, И.п(прекрасное)

образуйте прилагательное с окончанием –ого- ( какого? Календарного)

Определите падеж, род, число.

- Какая часть речи поможет это сделать? (сущ)

в форме .мн,ч И.п (легкие) Почему не назвала род? (не определяем во мн. ч.)

Последнее прилагательное запишите в любой форме.

- В какой форме записали?

Дополнительный вопрос

- К каким прилагательным можно подобрать синоним, антоним? (легкий-простой-трудный, прекрасный – очаровательный - безобразный)

ОЦЕНИ СВОЙ ОТВЕТ

3. Работа над предложением.

- Запишите предложение: (1 ученик работает у доски)

Легкие снежинки закружились в морозном воздухе.

-Выделите орфограммы (парный согласный, безударный гласный в корне, проверяемый ударением, сочетание жи, предлог, безударный гласный в окончании прилагательного , существительного.)

- Выполните синтаксический разбор предложения

ОЦЕНИ свой ответ.

-Самостоятельно по вариантам выполните морфологический разбор 1в – в воздухе, 2в – в морозном

Взаимопроверка в парах. Оцените соседа + или -

1.В воздухе-сущ. (в чем?) 1. В морозном – прил. (в каком?)

2.Нач.ф.- воздух . 2. Нач.ф – морозный.

3.М.р., 2 скл, 3. В м., р.,

4.В П.п, ед.ч 4.в П.п, в ед.ч

5.Дополнение 5.Определение

-Какие грамматические признаки совпадают? (род, число, падеж)

- Какими признаками различаются? (вопросы, скл, член предложения)

ОЦЕНИ СВОЙ ОТВЕТ

VI. Физкультминутка ( музыкальная)

-  А теперь отправимся в зимний лес.

-Вы можете закрыть глаза, слушаем музыку и представляем , что мы в лесу. А что вы там увидите и услышите нам потом расскажите.

(Звучит музыка , дети закрыв глаза слушают и представляют ….)

«Картинка зимнего леса »

- Что представили? ( высказывания детей)

VII. Работа по редактированию текста (групповая работа)

-Наша прогулка по зимнему лесу продолжается.

(На доске – картина с изображением зимнего леса, а у каждого учащегося карточка с текстом.)

___________________

_____________ сне… укрыл землю___________ од….ялом. Д…..ревья

надели ________ша….ки. В воздух…. кружатся _____________сн…жинки. Мы любуемся _____________________________лес..м.

– Прочитайте текст. Понравился ли он вам? Что не хватает? Какой это текст: описание или повествование?

-  Давайте отредактируем текст.

Работа по группам.

Выслушиваются тексты, составленные детьми.

– А теперь придумайте название тексту.( Зимний лес)

Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трех уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.

На обратной стороне листа с текстом:

1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные, в первом предложении выделить грамматическую основу.

Дети выполняют задание.

IХ. Рефлексия

 А сейчас я хочу предложить вам стать на время учителями.

Представьте, что у вас сегодня обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Какие вопросы вы зададите классу, чтоб понять, как ученики усвоили новую тему?

Примерные вопросы: - Что обозначают имена прилагательные?

- Какими членами предложения являются имена прилагательные?

- Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?

- Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте?  - Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?

Х. Итог урока ( тест)

- Вы правильно отвечали на вопросы, а теперь я проверю ваши практические умения.

Учитель раздает тесты

Тест

Выберите верное суждение:

1.а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

2.а) Имя прилагательное во множественном числе по родам изменяется

б) Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется

3.а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством

б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением

4.а) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным

б) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом

5.Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:

а) син… карандаш

б) у син… реки


6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:

а) зимн… сон

б) зимн… погодой

Дети выполняют работу и сдают тесты и рабочие тетради .

Смайлики - я доволен своей работой

t1595146000aa.png- не совсем доволен

- не доволен, потому что

Комментарии детей.



Оценивание

Домашнее задание. Составить загадку, используя имена прилагательные









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.