Урок русского языка в 7 классе на тему «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам»

3
1
Материал опубликован 8 December 2017 в группе

Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам».

Цель урока:

познакомить учащихся с изменением окончаний глаголов прошедшего времени.

Задачи:

Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам.

Совершенствовать умение правописания окончаний глаголов прошедшего времени.

Развивать внимание, память, монологическую речь, воображение, орфографическую зоркость.

Воспитывать интерес к учёбе, чувство взаимопомощи, аккуратность.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Репродуктивный

Объяснительно-иллюстративный

Объяснительно-побуждающий

Инструктивно-практический

Исследовательский

Проблемный

Основные приёмы обучения:

Коллективный

Наблюдение и анализ

Индивидуальный

Формы обучения:

Объяснение

Беседа

Работа с учебником

Исследование

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Средства обучения: презентация, учебник; раздаточный материал: карточки.

Оборудование и ТСО: компьютер, мультимедийное оборудование.

Ожидаемый результат:

Выработка умения изменять окончания глаголов прошедшего времени в зависимости от их рода и числа.

Получение навыков правильного употребления глаголов прошедшего времени в речи.

Пробуждение интереса к изучению русского языка.

План урока:

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.

Повторение. Актуализация знаний.

Постановка темы и целей урока.

Открытие новых знаний.

Исследование.

Работа с таблицей.

Физминутка .

Закрепление полученных знаний.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Домашнее задание.


 


 

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Мотивация. (Слайд 1)

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Проверьте готовность к уроку. Всё ли у вас на месте? Улыбнитесь друг другу, мне, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня  ой, как пригодится! Вы постарайтесь работать быстро, дружно, а самое главное – узнать много нового.

-Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может быть и не стоит учиться?

-Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

-С какой частью речи мы работали на последних уроках? Глагол.

-Мы отправляемся в Страну Глаголию! ( Слайд 2)

2. Повторение. Систематизация знаний.

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. (Слайд 3)

-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Я раздала вам карточки с вопросами. Тот, у кого №1, начинает наш «Блиц-опрос» по теме «Глагол».

1.Глагол-это…

а) часть слова;

б) часть речи.

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:

а) предмет,

б) действие предмета.

2. Глаголы отвечают на вопросы:

л) Что делает? Что делают?

м) Кто? Что?

3. Какое из однокоренных слов является глаголом?

а) проходной,

б) походка,

а) проходил.

4. Глаголы изменяются по:

а) падежам,

б) временам.

5.Каким членом предложения бывает глагол:

а) сказуемым,

б) подлежащим.

6. У какого глагола нельзя определить время:

а) светил,

б) сверкать.

3. Постановка темы и целей урока.

-Посмотрите, как радует нас природа! Давайте посмотрим в окно. Какое время года сейчас идет? Месяц? (Слайд 4)

-Всмотритесь, вслушайтесь, почувствуйте окружающий мир, последите за тем, как просыпается природа! Мир вокруг нас окружен живой тайной- тайной красоты, тайной разумности, тайной величия. И слово помогает нам приблизиться к этой тайне. Вы поймете, что радуга может расцвести, дождь – шептаться с листвой, весна -смеяться, а сосулька - плакать.

-Можете ли представить нашу речь без глаголов? Почему? Глагол – самая живая часть речи, т.к. выражает само действие. А действие сопровождает нас всю жизнь!

-Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения?

-Прочитайте стихотворение. (Слайд 5)

-Кто автор этого стихотворения?

-Автор использует образные средства – олицетворение (зима злится, весна стучится и гонит зиму), говорит, как о живых людях.

-Какими словами автор передаёт состояние природы, соперничество Зимы и Весны?

-Что объединяет эти слова? (Это глаголы).

-Найдите среди них «Четвёртый лишний» и объясните почему. (Слайд 6-7-8)

-Сформулируйте тему урока.

- Итак, тема исследования «Прошедшее время глагола».

Цель нашей работы сегодня:

-Познакомиться с изменением глаголов прошедшего по родам и числам.


 

-Научиться правильно записывать окончания глаголов прошедшего времени в зависимости от рода и числа, правильно употреблять глаголы прошедшего времени в речи.


 

Все свои научные наблюдения и выводы будем записывать в «Тетрадь исследовательских работ».

4. Подготовка к изучению новой темы.

1.Нахождение в предложениях глаголов прошедшего времени.

Снег теперь уже не тот -

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Словно раскололи.

-Найдите в тексте глаголы и задайте к ним вопросы.

- Что объединяет эти глаголы?

-Что показывает прошедшее время глагола?

-На какие вопросы отвечают?

* Сделайте вывод. (Слайд 9)

Вывод: Прошедшее время показывает, что действие происходило раньше, до момента

речи. Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы Что делал? Что делали?

5.Открытие новых знаний.

1. Изменение глаголов прошедшего времени по числам.

Укажи число глаголов. Замените глагол единственного числа глаголом мн. числа и наоборот.

Потемнел-

Треснул-

Раскололи-

Какая часть слова изменилась? Окончание.


 

Вывод: Глаголы прошедшего времени изменяются по числам.

2.Наблюдение над изменением глаголов по родам.

Проблемный диалог.

Прочитайте предложение. Проанализируйте. С чем не согласны ?

Весна наступил.

Утро наступил.

Вечер наступил.

- Согласны ли вы с таким написанием?

- Как правильно употребить глаголы в данных предложениях?

- Прочитайте правильно эти предложения. Что в них изменилось? (Окончание)

- А почему вы изменили окончание? (От рода существительных)

- Определите род существительного в каждом предложении.

- Как вы думаете, будет ли меняться глагол в зависимости от рода существительного?

-Можете ли вы сделать вывод, как изменяются глаголы прошедшего времени?

-В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

Вывод: Глаголы прошедшего времени единственного числа изменяются по родам .

(Слайд 10)

3.Наблюдение над родовыми окончаниями глаголов.

*Исследование (работа в группе).

Сейчас вы будете работать в группах.

Давайте понаблюдаем за изменением глаголов прошедшего времени. Проведём исследовательскую работу.

У вас на столе лежат таблица для исследования. Заполните её.

Выделите окончания глаголов.

 

Наступить

Ж.р. она

наступила

ср.р. оно

наступило

м.р. он

Наступил


 

На какие три группы можно распределить глаголы? По роду глаголов.

От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени? От рода

существительных.

Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?

Сделайте вывод.


 

ж.р. -

о

а

 

ср.р.-

а


 

 

м.р - (Слайд 11 )

*Прочитайте предложения. Выпишите основы предложений с вопросами к глаголам.

Ранней весной зазеленела на проталинах нежная травка.

Заголубело чистое небо.

Вылетел на солнышко первый шмель. (Слайд 12 )


 

Травка (что сделала?) зазеленела.

Небо (что сделало?) заголубело.

Шмель (что сделал?) вылетел. (Слайд 13 )


 

Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?

Какие окончания в среднем роде?

Есть ли особое окончание в мужском роде?

Есть разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?

Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде?(По вопросам).

Вывод: Род и число глаголов определяется по существительным, с которыми они употреблены.

6.Физминутка.

7.Работа с учебником.

Откроем учебник и прочитаем сведения о языке.

8.Закрепление знаний.

А) Дифференцированная работа.

Сейчас я предложу вам на выбор 2 задания, а вы выберите то, которое вам по силам или больше понравилось.

1 уровень:

К данным существительным запишите подходящий по смыслу глагол прошедшего времени. Укажи род существительных и род глаголов, выдели окончания.

Солнце (что делало?)…………………..

Поляна ( ?)………………….

Воробей ( ?)………………….

Слова для выбора: цвела, чирикал, летала, пело, сияло, светила, сверкал.

2 уровень:

Определи время глаголов в каждом предложении и исправь недочёты. Для этого преврати глаголы будущего времени в глаголы прошедшего времени. Выдели окончание.

Лось за этот год такие красивые рога отрастит , а теперь их сбросил.

Потревоженный медведь вылезет из берлоги и шатался злой по лесу.

Лиса до того ночью замёрзнет , что в деревне на печи отогрелась.

Б)Работа корректоров.

Найди ошибки в написании окончаний глаголов. Укажи род глаголов.

Роса сверкала , колье сверкало , пламя сияла, улыбка сиял , звезда светило , солнце светил .

(Проверка - слайд 14 ).

В) Работа над правописанием окончаний глаголов.

Прочитайте текст и рассмотри к нему иллюстрацию. Что вызывает у вас улыбку?

Древние славяне почитали Солнце как божество.

Зимой солнце (выходило) редко, (грело) мало. В марте оно (добрело). Снег (таял) . Зима (уходила) .Её провожали Масленицей, пекли блины.

Блины – хлебные портреты Солнца.

«Оживи» картину глаголами, подобрав наиболее выразительные. Род глагола согласуй в предложении с выделенным существительным.

 

Разбери по составу глаголы.

9.Итог урока.

- Ну вот мы с вами и вернулись в класс. Вам понравилось наше путешествие в страну Глаголию?

- Что нового узнали вы сегодня на уроке?

- Чему научились?

- А хотите проверить свои знания?

10. Рефлексия.

- Ребята наш урок подошел к концу. Мне было очень легко и интересно работать с вами. Возьмите в руки смайлики. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – синий цвет. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа-зеленый цвет. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

11.Домашнее задание. Правило с. 199, упр.257


 


 


 

 

Комментарии

Спасибо, замечательный урок, современный и содержательный!

6 January 2018

Похожие публикации