Урок русского языка в 5 классе на тему: "Переходные и непереходные глаголы".

4
0
Материал опубликован 14 June

Первое марта Классная работа

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание. Она кле_т обои, альпинисты поднима_тся в горы, он кол_т дрова, он се_т пшеницу, они бор_тся с врагами, поед_те в деревню, прикле_шь марки, смотр_шь вперёд, фотографии напомина_т о детстве, напрасно серд_шься, ветер гон_т листья, девочка наден_т пальто, ученик ненавид_т лень, дети блещ_т талантами, не слыш_т друг друга, приближа_тся рассвет, зрители увид_т пьесу.

Проверка: Она клеит (2 спр., 3л., ед.ч.) обои, альпинисты поднимаются (1 спр., 3л., мн.ч.) в горы, он колет (1 спр., 3л., ед.ч.) дрова, он сеет (1 спр., 3л., ед.ч.) пшеницу, они борются с врагами, поедете (1 спр., 2л., мн.ч.) в деревню, приклеишь (2 спр., 2л., ед.ч.) марки, смотришь (2 спр. – искл., 2л., ед.ч.) вперёд, фотографии напоминают (1 спр., 3л., мн.ч.) о детстве, напрасно сердишься (2 спр., 2л., ед.ч.), ветер гонит (2 спр. – искл., 3л., ед.ч.) листья, девочка наденет (1 спр., 3л., ед.ч.) пальто, ученик ненавидит (2 спр. – искл., 3л., ед.ч.) лень, дети блещут (1 спр., 3л., мн.ч.) талантами, не слышит (2 спр. – искл., 2л., ед.ч.) друг друга, приближается (2 спр. – искл., 2л., ед.ч.) рассвет, зрители увидят (2 спр. – искл., 3л., мн.ч.) пьесу.

Морфологические признаки глагола: Вид (совершенный и несовершенный) Переходность (переходный или непереходный) Возвратность (возвратный или невозвратный) Спряжение (I или II) Число (единственное или множественное) Время (прошедшее, настоящее, будущее) Лицо (1-е, 2-е, 3-е) Род (в прошедшем времени)

Тема урока Глаголы переходные и непереходные

Цель: научиться…: упражняться в…: развивать…: воспитывать…: Посмотрите видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=zPbvvBqPQIk&t=33s

Непереходные глаголы могут обозначать ДВИЖЕНИЕ, ПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

- Сравните: Ваня одевается. Ваня одевает вещи. Запомни: все возвратные глаголы – непереходные

??? ??? везти санки бродить по лесу выпить молока стоять на мосту написать письмо помогать маме учить уроки руководить командой Задание 2. Определите переходность-непереходность, озаглавьте столбики, укажите падеж существительных.

Переходные глаголы Непереходные глаголы везти (В.п.) санки бродить по (П.п.) лесу выпить (Р.п.) молока (часть от целого) стоять на (П.п.) мосту написать (В.п.) письмо помогать маме учу (В.п.) уроки руководить (Т.п.) командой

Задание 2.

Проверка: Синичка принимает (В.п.) снежинки за мошкару. Тишину (В.п.) нарушает лишь звонкая трель жаворонка. Только гудение пчел нарушало (В.п.) безмолвие. Может, гномы строят (В.п.) царские хоромы?

Подошёл, научился, взял, исчез. Задание 3. Игра «Четвёртое лишнее» Страдать, купить, белеть, стоять. Любит, учится, стонет, сидит. Волноваться, одеваться, падать, косить.

Проверка: Страдать, купить, белеть, стоять (три глагола непереходные, один – переходный). Любит, учится, стонет, сидит (три глагола невозвратные, 1 – возвратный). Волноваться, одеваться, падать, косить (три глагола непереходные, 1 – переходный). Подошёл, научился, взял, исчез (три глагола невозвратные, 1 – возвратный). Подошёл, научился, взял, исчез (три глагола непереходные, один – переходный).

Задание 4.

Переходные Непереходные Озарить (В.п.) душу Нервничать по (Д.п.) пустякам Не помнить (Р.п.) себя (отриц.) Околдовать (Р.п.) слушателей Запросить (В.п.) сто рублей Заразиться (Т.п.) гриппом Углубить (В.п.) знания Подойти к (Д.п.) двери Рассказать (В.п.) сказку Увлекаться (Т.п.) спортом Служить (Д.п.) Отечеству Бороться за (В.п. с предлогом) мир Проверка:

Задание 5. Найдите ошибки в опре-делении переходности глаголов Постучались в дверь(переходный). Открыл дверь (переходный). Спросил их (непереходный). Греметь игрушкой (непереходный).  

Проверка: Постучались в дверь (непереходный: В.п. с предлогом). Открыл дверь (переходный). Спросил их (непереходный). Греметь игрушкой (непереходный).

Задание 6. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, укажите переходность/непереходность глаголов.

Проверка: Списать (В.п.) предложение (перех.), излагать (В.п.) мысли (перех.), подчеркнуть (В.п.) суффикс (перех.), сделать (В.п.) сложение (перех.) цифр, прикасаться к (Д.п.) печке (неперех.), запереть (В.п.) квартиру (перех.), расстилать (В.п.) скатерть (перех.), коснуться (Р.п.) вопроса (неперех.),

-Что нового узнали на уроке? - Какие глаголы являются переходными? Как соотносятся категории переходности и возвратности?

Рефлексия. Выберите фразу, которая подходит вам. Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Я ничего не понял…

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей