Урок русского языка в 3 классе на тему «Глагол»
Сценирование урока средствами УМК «Перспективная начальная школа» с комментариями по формированию УУД.
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Глагол»
Сведения об авторе:
Ларина Александра Сергеевна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоузенск
учитель начальных классов
3. Основное содержание.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Дидактическая цель:
создать условия для осознания, осмысления и закрепления знаний о глаголе.
Задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе.
2. Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость.
3. Воспитывать интерес к родному языку.
4. Стимулировать двигательную активность, умения сосредотачиваться, развивать интерес к выполнению упражнений.
Основной дидактический метод:
частично – поисковый
Оборудование:
«Русский язык» Н. А. Чуракова – 3 класс (II часть)
компьютер
выход в интернет
таблицы, карточки
магнитные доски
Этап урока |
Деятельность учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||
1. Этап мотивации. Самоопределение к учебной деятельности Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки. |
- Прочитайте запись. На седьмом небе. Зарубить на носу. Как рыба в воде. - Объясните выражения. На седьмом небе – быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства. Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко. Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться. – Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы. Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.) - Я желаю вам на уроке чувствовать себя как рыба в воде, показать все знания, которые вы крепко накрепко запомнили, и быть в полном восторге от нашего урока. |
Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
||||||||||||||||||||||||
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия нового материала; Актуализировать мысленные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных по родам |
- Ребята, послушайте слова: спинки, тетради и ручки, парты, улыбку. — Вы поняли, что я хотела сказать? (Нет не совсем.) - Тогда я добавлю: выпрямили, приготовили, сядьте, подарите. - А теперь вы меня поняли? (Да) — Что объединяет слова второй группы? (Все слова являются глаголами) _ Как вы узнали, что это глаголы?( отвечают на вопросы Что сделайте? Что сделали?; обозначает действие предмета) — Предположите тему нашего урока. ( Часть речи глагол) — Да, верно. - А скажите всё ли мы знаем о глаголе?( Да) - А чем же мы тогда будем заниматься сегодня на уроке? ( Повторять всё, что мы знаем о глаголе)
|
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
||||||||||||||||||||||||
3.Построение проекта выхода из затруднений |
— Итак, мы сформулировали цель нашего урока. (Повторить и обобщить наши знания о глаголе.) - Что нам поможет организовать учебную деятельность по данной теме? (План.) |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
||||||||||||||||||||||||
4. Этап реализации построенного проекта а) Этап обобщения затруднений во внешней речи.
б) Минутка чистописания в) Словарная работа.
г)Минипауза «Солнышко». |
- Приступаем к выполнению первого этапа нашего плана. Прочитайте слова: ночует, кричал, пчела, стоять, бегут, нарисует. Найди “лишнее”слово. Пчела – это существительное, а остальные глаголы А, что же такое глагол? Ночует, кричал, стоять, бегут, нарисует. Найди “лишнее”слово и запиши его. Стоять – это глагол в начальной форме. Как узнать глагол в начальной форме? Ночует, кричал, бегут, нарисует. Найди “лишнее”слово и запиши его. Бегут – это глагол множественного числа, остальные единственного числа. Ночует, кричал, нарисует. Найди “лишнее”слово и запиши его. Кричал – изменяется по родам, а остальные по лицам. А когда глагол изменяется по родам? Ночует, нарисует. или Ночует, нарисует. Найди “лишнее”слово и запиши его. Ночует – глагол настоящего времени. или Нарисует – глагол будущего времени. когда глаголы изменяются по лицам? - Итак, расскажите, что вы уже знаете о глаголе как части речи. (Глагол-это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?, изменяется по временам, числам, родам, лицам) Дополнительная информация о глаголе учащихся: - Некоторые ребята подготовили к нашему уроку небольшие сообщения о глаголе. Давайте послушаем их. 1.Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”. 2.Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.” 3. Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир. 4.Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. - Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы. С заданиями первого этапа мы справились? А как бы вы оценили свою работу? (шкала самооценки) Переходим к выполнению следующего этапа нашего плана. Что нам необходимо выполнить? (Минутку чистописания) - А поможет нам её выполнить опять глагол. - Распознайте глагол среди других частей речи. В какой форме выражен глагол? ( начальной форме) Завтр…кать, к…стюм, г…рячий, р…ботать, уч...ник, к… мп…ютер, ж…лтеть, в…рона, л…мон, поб..дить. - На минутке чистописания мы запишем гласные буквы, которые встречаются в суффиксах глаголов начальной формы. Вспомним, как определить глагол начальной формы? (По вопросам Что делать? Что сделать? и суффиксам – ть, - чь, - ти.) - а, - и, - е, - о, - у, - я.
- Что объединяет все эти слова? (Все эти слова с безударной гласной, не проверяемой ударением, — словарные) - Итак, переходим к выполнению следующего этапа нашего урока. - А сейчас вы запишите слова, которые я попытаюсь объяснить глаголами. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. — Выпишите слово, обозначающее предмет, обозначающий живое существо который может каркать, летать (ворона); — Выпишите слово, обозначающее предмет, который одевают, носят, марают, стирают, гладят (костюм); — Выпишите слово, обозначающее предмет, который знакомит нас с информацией, печатает, рисует, играет (компьютер); — Выпишите слово, обозначающее предмет, обозначающий живое существо который может писать, читать, думать, шалить (ученик). - Оцените свою работу на данном этапе. (шкала самооценки) Используется тренажёр - 2 чёрные рукавички с жёлтыми дисками- «солнышками». Учитель, надев рукавички – «солнышко», разводит руки в стороны, находясь в поле видимости детей. Поочерёдно сжимая и разжимая ладони, учитель вынуждает детей переводить взор с одного появившегося «солнышка» на другое (голова неподвижна). В процессе упражнения, глазодвигательные мышцы работают в активном режиме, сокращаясь и расслабляясь. Это снимает застойные явления, глаза получают дополнительное питание, снабжение кислородом. Положения рук учителя могут быть различными: горизонтальная плоскость, правая в сторону, вверх... Дозировка-5-6 раз в каждой из плоскостей. |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя и других . Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
||||||||||||||||||||||||
5. Этап включения в систему знаний и повторения Цель: включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике содействовать развитию умений работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи, извлекать необходимую информацию |
- Послушайте, ребята, сказку – шутку. Слушайте внимательно. Однажды на уроке русского языка учительница спросила: Один ученик не задумываясь, ответил: «Утро!» - А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница? (В настоящем времени.) - Сформулируйте цель следующего этапа нашего урока. ( определять время глагола) - Предлагаю вам попробовать себя в роли почтальона. Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на парте обратной стороной вверх.
- Оцените свою работу на данном этапе. (шкала самооценки) |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
Как живёшь? Вот так! (Дети показывают большой палец) Как идёшь? Вот так! (Шаги на месте) Как бежишь? Вот так! (Бег на месте) Как летишь? Вот так! (Махи кистями) Как плывёшь? Вот так! (Махи руками) Как шалишь? Вот так! (Прыжки с поворотами) Как сидишь? Вот так! (Садятся за парты) - Глаголы, какого времени вы услышали в физминутке? (настоящего) А что ещё вы можете про них сказать? (глаголы 2 лица ед. числа) Какое правило необходимо помнить при написании этих глаголов? А как вы определили лицо глагола? - Сформулируйте цель следующего этапа нашего урока. ( определять лицо глагола) Учитель называет глаголы, а дети ищут их по классу (таблички со словами прикреплены по классу в разных местах) и приносят таблички: 1 лицо ед.ч., наст. вр; 1 лицо мн.ч, наст. вр.; 2 лицо ед.ч., наст. вр; 2 лицо мн.ч., наст. вр; 3лицо ед.ч., наст. вр; 3 лицо мн.ч., наст. вр. 1 лицо ед.ч., буд. вр; 1 лицо мн.ч, буд. вр.; 2 лицо ед.ч., буд. вр; 2 лицо мн.ч, буд. вр.; 3 лицо ед.ч., буд. вр; 3 лицо мн.ч, буд. вр.; 1 лицо ед. ч., прош. вр. – А такой глагол найти нельзя. - Почему? (Глаголы прош. вр. не изменяются по числам.) Сверкаю, поиграю, играем, придёшь, учит, думаешь, поедете, читаете, бродил, хотела, желали, ищут, сходим, купит, решат. В тетради появляется запись: Сверкаю, играем. Думаешь, читаете. Учит, ищут. Поиграю, сходим. Придёшь, поедете. Купит, решат. -Какие глаголы не изменяются по родам? - Сформулируйте цель следующего этапа нашего урока. (Работа с глаголами прошедшего времени.)
|
|||||||||||||||||||||||||
6. Работа в группах. |
Следующий этап урока – работа в группах. - О чём мы должны помнить, работая в группах? (Правила работы в группе) «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»
- Найдите в тексте глаголы прошедшего времени и распределите их по родам. 1 и 5 группа - ж.р.; 2 и 4 группа - м.р.; 3 и 6 группа - ср.р. Снег теперь уже не тот - Солнце ласково смеялось, Плакала Снегурочка, Вот и лед на речке треснул, Проверка. Одна группа читает, другая проверяет. Ж.р м.р ср.р Плакала потемнел смеялось Провожала треснул светило Зашумела полился Щла - Оцените свою работу на данном этапе. (шкала самооценки) |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. |
||||||||||||||||||||||||
Смена позы и проведение «Оживлялок» (доступные упражнения для снятия перегрузки всех систем организма)
|
- Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперёд. Потяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. В течение 10—15 сек тяните так, чтобы было приятно. - Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы, опираетесь о руки, выглядываете из окна.
|
|||||||||||||||||||||||||
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
(выход в интернет)
организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; организовать самопроверку по эталону, самооценку; организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
- Пришло время проверить свои знания по теме глагол, каждому самостоятельно. Перед вами «Тренажёр – тест». Прочитайте вопросы, попытайтесь на них ответить самостоятельно. Затем проверьте себя по правильному эталону. Вопрос № 1 Часть слова Часть предложения Часть речи Вопрос № 2 Какой? Какая? Какое? Кто? Что? Что делать? Что сделать? и т. д. |
Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя и других . Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
||||||||||||||||||||||||
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цели: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - Итак, подведём итоги нашего урока. А сделаем мы это с помощью «Метода МБСУБ» |
М – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
|
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
Список используемой литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
3. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007
4. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998
5. Н.А. Чуракова Русский язык: Учебник для 3 кл. Москва Академкнига/Учебник 2013
6. М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская Методическое пособие:3 кл. Москва Академкнига/Учебник 2013
Кадырова Ольга Игоревна