Урок русского языка в 5 классе на тему «Время глагола»
Леонова Галина Викторовна
учитель русского языка и литературы
МОУ- гимназия №1 г.Петровск- Забайкальский
Класс: 5
Тема:
Время глагола
Методы обучения: диалогический, эвристический, критического мышления и исследовательский.
Оборудование: компьютер, экран, презентация, дидактический материал
Цели деятельности учителя: Актуализировать сведения о трех временах глагола, формировать умение определять время глагола.
Планируемые результаты:
Предметные: вспомнить сведения о трех временах глаголах; уметь определять времена глаголов.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации.
Личностные: понимание роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, их моральных качеств.
Формирование УУД на уроке:
Личностные УУД
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование воображения при выполнении учебных действий
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач ;
- способность и умение учащихся производить простые действия на логику (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в малых группах.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценка.
Ход урока
I. Мотивация
Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас всех на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь в знак приветствия и хорошего настроения. Каждый из вас должен
II. Стадия вызова.
Ребята, сегодня очень важно вспомнить то, о чем мы говорили на прошлых уроках и поговорим о новом, интересном.
Орфографический минимум (по карточке)
(У доски 1 человек, остальные в тетради)
Учитель: Что объединяет слова, данные в карточке?
Действительно. Перед вами слова относятся к одной части речи- глаголам. Что вы о них знаете? Объяснить орфограмму.
Актуализация знаний
Ребята, какие глаголы из написанных вами вы часто употребляете?(Иду. Говорю, отвечаю, пишу, объясняю и др)Важная роль в нашей речи, жизни? О чём же пойдёт речь на нашем уроке?
Для этого разгадайте загадку.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам ….(глагол).
Учитель:Ребята, давайте вспомним, когда вы проснулись, какие выполняли действия?
(Проснулись, встали, ели, умывались, шли. готовились и т.д.). В каком времени вы употребляли глаголы? ( в прошедшем).
-Что же вы делаете сейчас? (Пишем, думаем, говорим, слушаем, мыслим и т.д)-это настоящее время.
-Но а после нашего урока? (Будем готовиться к следующему уроку, пой де в столовую, домой и т.д.) (Это глагол в будущем времени).
-Время, времена. Да, и об этом пойдет разговор на сегодняшнем уроке.
Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь.
-ВРЕМЯ ГЛАГОЛА.
Целеполагание.
Ребята, тему упрка мы определили. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
Цели урока (запись на доске)
1.Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол».
2.Научиться определять временные формы глагола.
Эпиграфом к нашему уроку служат слова:
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи» (Алексей Югов).
Прочтите его. Как вы понимаете это высказывание?
Сегодня наша общая задача – продолжить получать знания о глаголах и доказать, что действительно глагол самая огнепышущая и живая часть речи?
III. Стадия осмысления.
Ребята, а что вы уже знаете о глаголах?
Давайте проверим ваши знания?
- Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-».
1. Глагол в предложении согласуется с подлежащим.
2. Глагол отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
3. Глагол согласуется с существительным и изменяется по падежам.
4. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.
5. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.
- Взаимопроверка
1 2 3 4 5
+ - - + +
Вывод делают ребята:
(Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
Рассмотрим параграф учебника. О чем, ребята, мы не сказали еще на уроке ?
Работа в парах
Дополнительная информация на карточках
Глаголы изменяются по временам, бывают в форме настоящего, прошедшего и настоящего времени.
Глаголы в прошедшем времени обозначают действие, которое уже совершилось (рассказал, услышал).
Глаголы в настоящем времени обозначают действия, которые происходят сейчас (рассказываю, слушаю).
Глаголы в будущем времени обозначают действия, которые будут происходить (расскажу, услышу, буду строить)
Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса –л-: говорил, рисовал.
На основе дополнительной информации на карточке и параграфа в учебнике подготовьте связное сообщение о глаголах прошедшего времени; о глаголах настоящего времени; о глаголах будущего времени.
Важно, при ответах привести примеры глаголов.
Составляем схемы. Таблицы по данной теме.
Время глаголов
Прошедшее настоящее будущее
обозначают действие, которое уже совершилось |
обозначают действия, которые происходят сейчас |
которые будут происходить |
Изменяются по числам и родам (в ед. ч.) учил, пел, играл |
Изменяются по лицам и числам: учу, пою, играю |
Изменяются по лицам и числам: буду учить, буду петь, буду играть |
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись
Учитель: Ребята, глаголы какого времени прозвучали в физкультминутке?
(настоящего и прошедшего времени)
IV. Стадия рефлексии
1.Выполнение упражнений.
1) Работа в парах с текстом М.М. Пришвина
Задание к карточке: 1. Прочитать текст выразительно.
Определить основную мысль текста.
В тексте подчеркнуть глаголы как части речи, определить морфологические признаки.
Письменно объяснить правописание слов с пропущенными буквами.
Весенняя уборка
Еще несколько дней, какая-нибудь неделя – и весь этот невероятный хлам в лесу природа будет закрывать цветами, травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью. Трогательно см…треть, как природа заботливо уб…рает два раза в год свой желтый, сухой и мертвый мусор. Один раз весной она закрыва…т его от нашего глаза цветами, другой раз осенью – снегом.
Еще цветут орехи и ольха, и их золотые сережки еще и сейчас дымят(?)ся от прикосновения птичек, но не в них теперь дело, они живут, но их время прошло. Сейчас уд…вляют и господствуют множеством своим и красотой синие цветники звездочки. Изредка попадает(?)ся, но тоже удивля…т волчье лыко.
Лед растаял на лесной дороге, остался навоз, и на этот навоз, как будто чуя его, налетело из еловых и сосновых шишек множество семян.
М.М.Пришвин
2) Образуйте от имен существительных глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Какой вывод можно сделать?
Крик.., зелень.., рассказ (Настоящее время: кричит, зеленеет, рассказывает;
будущее время: закричит (крикнет) позеленеет расскажет;
прошедшее время: кричал, зеленел, рассказывал.
Подведение итогов.
- Ребята, подводя итоги нашего урока, скажите, важная, нужная ли часть речи –глагол? А нужно ли его изучать? А время глагола?
-Что вы делали для того, чтобы узнать новое о времени глагола?
- Где же полученные знания каждому из вас могут пригодиться?
Домашнее задание:
На выбор:
Работа по учебнику, выполнение упражнения или сочинить сказку: «Жил-был Глагол..»
Рефлексия
Сигнальные карточки на парте в виде букв: И,Т,О,Г
И – ИНТЕРЕС (Что было интересного на уроке?)
Т – ТВОРЧЕСТВО (Какие творческие работы выполняли?)
О – ОБУЧЕНИЕ (Чему научились?)
Г – ГЛАВНОЕ (Что этот урок дал мне?)
Оценивают дети себя, итог подводит учитель.
Спасибо за урок