12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Леонова Галина Викторовна18

Леонова Галина Викторовна

учитель русского языка и литературы

МОУ- гимназия №1 г.Петровск- Забайкальский

Класс: 5

 

 Тема:

Время глагола

 

Методы обучения: диалогический, эвристический, критического мышления и исследовательский.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, дидактический материал

Цели деятельности учителя: Актуализировать сведения о трех временах глагола, формировать умение определять время глагола.

Планируемые результаты:

Предметные: вспомнить сведения о трех временах глаголах; уметь определять времена глаголов.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации.

Личностные: понимание роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, их моральных качеств.

Формирование УУД на уроке:

Личностные УУД

- формирование желания выполнять учебные действия;

- использование воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

- способность и умение учащихся производить простые действия на логику (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование умения работать в малых группах.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- оценка.

Ход урока

I. Мотивация

Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас всех на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь в знак приветствия и хорошего настроения. Каждый из вас должен

II. Стадия вызова.

Ребята, сегодня очень важно вспомнить то, о чем мы говорили на прошлых уроках и поговорим о новом, интересном.

Орфографический минимум (по карточке)

(У доски 1 человек, остальные в тетради)

Учитель: Что объединяет слова, данные в карточке?

Действительно. Перед вами слова относятся к одной части речи- глаголам. Что вы о них знаете? Объяснить орфограмму.

Актуализация знаний

Ребята, какие глаголы из написанных вами вы часто употребляете?(Иду. Говорю, отвечаю, пишу, объясняю и др)Важная роль в нашей речи, жизни? О чём же пойдёт речь на нашем уроке?

Для этого разгадайте загадку.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам ….(глагол).

Учитель:Ребята, давайте вспомним, когда вы проснулись, какие выполняли действия?

(Проснулись, встали, ели, умывались, шли. готовились и т.д.). В каком времени вы употребляли глаголы? ( в прошедшем).

-Что же вы делаете сейчас? (Пишем, думаем, говорим, слушаем, мыслим и т.д)-это настоящее время.

-Но а после нашего урока? (Будем готовиться к следующему уроку, пой де в столовую, домой и т.д.) (Это глагол в будущем времени).

-Время, времена. Да, и об этом пойдет разговор на сегодняшнем уроке.

Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь.

-ВРЕМЯ ГЛАГОЛА.

Целеполагание.

Ребята, тему упрка мы определили. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

Цели урока (запись на доске)

1.Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол».

2.Научиться определять временные формы глагола.

Эпиграфом к нашему уроку служат слова:

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи» (Алексей Югов).

Прочтите его. Как вы понимаете это высказывание?

Сегодня наша общая задача – продолжить получать знания о глаголах и доказать, что действительно глагол самая огнепышущая и живая часть речи?

III. Стадия осмысления.

Ребята, а что вы уже знаете о глаголах?

Давайте проверим ваши знания?

- Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-».
1. Глагол в предложении согласуется с подлежащим.
2. Глагол отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
3. Глагол согласуется с существительным и изменяется по падежам.
4. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.
5. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.


- Взаимопроверка

1 2 3 4 5
+ - - + +


Вывод делают ребята:
(Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

Рассмотрим параграф учебника. О чем, ребята, мы не сказали еще на уроке ?

Работа в парах

Дополнительная информация на карточках

Глаголы изменяются по временам, бывают в форме настоящего, прошедшего и настоящего времени.

Глаголы в прошедшем времени обозначают действие, которое уже совершилось (рассказал, услышал).

Глаголы в настоящем времени обозначают действия, которые происходят сейчас (рассказываю, слушаю).

Глаголы в будущем времени обозначают действия, которые будут происходить (расскажу, услышу, буду строить)

Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса –л-: говорил, рисовал.

На основе дополнительной информации на карточке и параграфа в учебнике подготовьте связное сообщение о глаголах прошедшего времени; о глаголах настоящего времени; о глаголах будущего времени.

Важно, при ответах привести примеры глаголов.

Составляем схемы. Таблицы по данной теме.

Время глаголов

Прошедшее настоящее будущее

обозначают действие, которое уже совершилось

обозначают действия, которые происходят сейчас

которые будут происходить

Изменяются по числам и родам (в ед. ч.) учил, пел, играл

Изменяются по лицам и числам: учу, пою, играю

Изменяются по лицам и числам: буду учить, буду петь, буду играть


 

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись

Учитель: Ребята, глаголы какого времени прозвучали в физкультминутке?

(настоящего и прошедшего времени)

IV. Стадия рефлексии

1.Выполнение упражнений.

1) Работа в парах с текстом М.М. Пришвина

Задание к карточке: 1. Прочитать текст выразительно.

Определить основную мысль текста.

В тексте подчеркнуть глаголы как части речи, определить морфологические признаки.

Письменно объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

Весенняя уборка

    Еще несколько дней, какая-нибудь неделя – и весь этот невероятный хлам в лесу природа будет закрывать цветами, травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью. Трогательно см…треть, как природа заботливо уб…рает два раза в год свой желтый, сухой и мертвый мусор. Один раз весной она закрыва…т его от нашего глаза цветами, другой раз осенью – снегом.

    Еще цветут орехи и ольха, и их золотые сережки еще и сейчас дымят(?)ся от прикосновения птичек, но не в них теперь дело, они живут, но их время прошло. Сейчас уд…вляют и господствуют множеством своим и красотой синие цветники звездочки. Изредка попадает(?)ся, но тоже удивля…т волчье лыко.

    Лед растаял на лесной дороге, остался навоз, и на этот навоз, как будто чуя его, налетело из еловых и сосновых шишек множество семян.

М.М.Пришвин

2) Образуйте от имен существительных глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Какой вывод можно сделать?

Крик.., зелень.., рассказ (Настоящее время: кричит, зеленеет, рассказывает;

будущее время: закричит (крикнет) позеленеет расскажет;

прошедшее время: кричал, зеленел, рассказывал.

Подведение итогов.


 

- Ребята, подводя итоги нашего урока, скажите, важная, нужная ли часть речи –глагол? А нужно ли его изучать? А время глагола?

-Что вы делали для того, чтобы узнать новое о времени глагола?

- Где же полученные знания каждому из вас могут пригодиться?

Домашнее задание:

На выбор:

Работа по учебнику, выполнение упражнения или сочинить сказку: «Жил-был Глагол..»

Рефлексия

Сигнальные карточки на парте в виде букв: И,Т,О,Г

И – ИНТЕРЕС (Что было интересного на уроке?)

Т – ТВОРЧЕСТВО (Какие творческие работы выполняли?)

О – ОБУЧЕНИЕ (Чему научились?)

Г – ГЛАВНОЕ (Что этот урок дал мне?)

Оценивают дети себя, итог подводит учитель.

Спасибо за урок

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.