Урок русского языка «Особенности написания приставок на З – С» (5 класс)
Технологическая карта урока
«Особенности написания приставок на З – С»
5 класс
Тема |
Особенности написания приставок на З – С |
||
Тип урока |
Урок «открытия» новых знаний |
||
Цель урока |
освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок |
||
Задачи урока |
1. Образовательные: выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок; формировать навык написания приставок, оканчивающихся на з – с; повторить морфемный разбор слов; развить умение формулировать определение понятий; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения 2. Развивающие: осуществлять системно-деятельностный подход; развивать критическое мышление; внимание; умение формулировать и доказывать свою точку зрения; умение анализировать, сравнивать, обобщать; умение применять новые знания; творческие, речевые способностей учащихся; логические умения; умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; умение формулировать проблему 3. Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к русскому языку; воспитывать ценностное отношение к слову |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
Знать правило написания букв З и С на конце приставок, правило единообразного написания приставки С; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями |
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности |
уважительное отношение к языку; стремление к речевому самосовершенствованию; пополнение словарного запаса; способность к самооценке на основе критерия успешности |
|
Оборудование |
ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска |
||
Наглядно-демонстрационный материал |
презентация PowerPoint, карта урока (для учащихся), лист самооценки достижений |
||
Основные понятия |
приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика |
||
УМК |
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. [Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын]. – М.: Просвещение, 2017 |
||
Структура урока
№№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||
1 |
Организационный Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку |
Приветствует учеников. Проверяет готовность к совместной деятельности, создает благоприятный психологический климат. |
Приветствуют учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Подписывают карты урока и листы самооценки. |
||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация и пробное учебное действие |
Слайд 2 Речевая разминка Мышка сушек насушила,
Найти и выписать слова, в которых все согласные глухие
Найти и выписать слово, в котором все согласные звонкие Фронтальная проверка задания. Знания о глухих и звонких согласных нам сегодня ещё пригодятся.
Слайд 3. Прочитайте слова. В каких морфемах пропущены буквы? бе…конечный бе…граничный |
Читают скороговорку («сорочьим базаром», фронтально). В картах урока выполняют задания к речевой разминке.
(сушки, сушек, кушать)
(зубы)
В ходе выполнения работы обучающиеся приходят к осознанию того, что не всегда понятно, какую согласную писать в приставке. Слайд 4 |
||||||||||||||||||||
3 |
Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности
|
Создает проблемную ситуацию. Формулируем проблему. - Надо постараться разрешить возникшую проблему? Слайд 4
- Какие цели можем поставить перед собой на уроке? |
Формулируют тему урока и цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Правописание приставок на З/С (записывают тему в карту урока) 1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда -с. |
||||||||||||||||||||
4 |
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация
|
Слайд 6 Наблюдаем бесшумный безжалостный испортить раздать расколоть возгордиться Задания: 1) Выделить приставки в словах 2) Подчеркнуть согласную, с которой начинается корень 3) Сделать вывод о глухости – звонкости этих согласных
4) Заполнить алгоритм правописания З – С на конце приставок. Слайд 7
|
Работают по карте урока: знакомятся с заданием, слушают учителя, под его руководством выделяют приставки в словах, подчеркивают начальные согласные корня, делают вывод о звонкости – глухости этих согласных. Заполняют алгоритм правописания З – С на конце приставок (карта урока), делают вывод об условиях написания приставок на З/С. |
||||||||||||||||||||
5 |
Первичное закрепление во внешней речи
|
Слайд 8 Задание 1. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму
Слайд 9. Проверяем
Слайд 10. Критерии оценивания 10 правильно написанных слов – 3 балла 9 правильно написанных слов – 2 балла 8 правильно написанных слов – 1 балл меньше – 0 баллов |
Выполняют задание в карте урока
Осуществляют проверку по предложенному ключу ответов (на слайде)
Вносят результаты в листы самооценки
|
||||||||||||||||||||
6 |
Физминутка для глаз |
Слайды 11, 12 |
Выполняют упражнения для глаз под музыку |
||||||||||||||||||||
7 |
Орфографическая задача
|
Слайд 13 ?БИТЬСЯ Как быть? Кто знает?
Слайд 14 В словах здесь, здание, здоровье, здравствуй, ни зги буква З входит в состав корня. |
Высказывают предположения по решению орфографической задачи.
Совместно с учителем делают вывод: Приставки З- в русском языке нет! Есть только приставка С-. Записывают слова в словарь. |
||||||||||||||||||||
8 |
Тренируемся |
Слайд 15 Выполняем интерактивное упражнение «Приставки на –З и -С», используя составленный алгоритм и объясняя правописание букв на конце приставок |
Работают в парах - выполняют интерактивное упражнение по QR-коду или по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pbtheqfc520
|
||||||||||||||||||||
9 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Слайд 16. Задание 3. Распредели слова на три группы
Здание, избрать, разгадать, свадьба, спросить, здесь, исцарапать, злой, спеть, распахать, безвольный, сводить, здоровье, сдать, здравствуй, сложить, распустить
Слайд 19 Задание 4. Решим тест
|
Выполняют задание в карте урока, осуществляют проверку по эталону (слайд 17).
Оценивают свою работу по критериям (слайд 18) и вносят результаты в листы самооценки. 17 – 16 правильно записанных слов – 3 балла 15 – 14 правильно записанных слов – 2 балла 13 – 11 правильно написанных слов – 1 балл меньше – 0 баллов
Выполняют тест по QR-коду или по ссылке https://onlinetestpad.com/hp2d2kbypodzy вносят полученную оценку в лист оценивания. |
||||||||||||||||||||
9 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Слайд 20 Подводит итоги работы на уроке. На основе заработанных баллов за выполненные упражнения выставляется оценка за урок.
Дайте оценку своей работе на уроке (слайд 21) На уроке Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение… |
Считают заработанные баллы, выставляют оценку за урок: 11 баллов – 5 10-9 баллов – 4 8-7 баллов – 3 6 баллов и меньше – увы!
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
|
||||||||||||||||||||
10 |
Домашнее задание |
Демонстрирует слайд 22 с домашним заданием: Правило на стр. 110; упр. 247 (по заданию) |
Записывают задания в дневники. Сдают учителю рабочие карты урока и листы оценивания |
Презентация к уроку-
PPTX / 10.79 Мб
Урок "Особенности написания приставок на З – С"
PDF / 718.94 Кб
Карта урока (ученику)
PDF / 624.32 Кб
Лист самооценки (ученику)
PDF / 180.8 Кб
Тест "Правописание приставок на З-С"
Легоцкая Вера Сергеевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Ахметшина Наталья Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Ахметшина Наталья Юрьевна
Надежда Сергеевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Голдина Лилия Вильевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Голдина Лилия Вильевна
Голдина Лилия Вильевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна