Урок русского языка в 5 классе по теме «Звуки и буквы»
Тема: Звуки и буквы (раздел «Фонетика и орфография»)
Класс: 5
УМК: под ред А. Д. Шмелёва, глава 1, п. 3. (Из раздела «Повторение изученного в начальной школе»)
Цели:
1. повторить ранее изученное в начальных классах по данной теме, уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;
2. развитие умений различать звук речи и букву;
3. работа над понятиями: фонетика, фонетическая транскрипция;
4. работа над выразительным чтением, связной устной речью
Целевые установки на достижение результата:
Личностные: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); ученик должен задаваться вопросом о том,«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в парах, группах.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение как осмысление цели чтения .
Предметные: познакомить с понятием транскрипция, фонетический анализ текста.
Ход урока
Оргмомент.
Опять вхожу я в этот класс
И вижу радостные лица.
И замирает вздох и глас.
Улыбка радости светится.
Сейчас начнётся разговор
О языке родном, о речи.
Пусть будет он приговорён
Началом стать приятной встречи!
Слово учителя
--Ребята, как вы думаете, «учиться можно весело, чтоб хорошо учиться»?
--Предлагаю эти слова взять в качестве эпиграфа к нашему уроку. А о чём же сегодня пойдёт речь? Чтоб ответить на этот вопрос, вам предстоит отгадать шараду.(Смотрите маршрутные листы к уроку)
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
(колос – голос)
--Чем отличаются слова?
--Стало быть, на уроке речь пойдёт о …?
-- Сформулируйте цели урока.
(Ответы учащихся:
-Мы вспомним ранее изученное в начальных классах о звуках и буквах
-Вспомним, как образуются звуки и для чего служат буквы)
3. Актуализация знаний.
-- Ребята, послушайте аудиозапись и ответьте на вопрос: о чём она?
(Звучит аудиозапись, воспроизводящая звуки: шелест опавшей листвы под ногами, лай собаки, мяуканье кошки, раскат грома, как свистит чайник, скрип снега под ногой и т. д.)
--Действительно, мир вокруг нас живой, мы слышим множество звуков. Эти звуки повсюду: и на улице, и дома, и в школе…наша речь тоже состоит из звуков. Звуки речи образуют слова, а из слов получаются фразы. С их помощью мы и общаемся друг с другом.
--А кто вспомнит, как называется наука, изучающая звуки речи?
(Ответы учащихся:
- Фонетика)
-- Правильно. Об этом есть стишок:
Звуки речи
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Произносят и слышат нас.
-- В этом стихотворении есть ответ- подсказка: чем отличаются звуки от букв?
-- Правильно. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
--А изучает ли фонетика те звуки, которые вы слышали в аудиозаписи?
Комментарий учителя:
Звуки человеческой речи отличаются от звуков природы тем, что они произносятся чётко, ясно, понятно. Их можно отличить друг от друга, выделить в речевом потоке. Да, животные, например, тоже издают звуки, и нам кажется, что они довольно – таки чёткие, и даже мы можем их воспроизвести. Давайте проведём эксперимент в форме известной вам игры «Дед Мазай»: мы пригласим одного из учеников и попросим его что – то изобразить, а мы должны угадать действие и правильно его назвать. Один обучающийся выходит за дверь, ему вручается листок с заданием: надо изобразить утку и как она крякает.
Игра: ученик входит в классную аудиторию, а все хором произносят: «Что мы видели – не скажем, а что делали – покажем».
- Что изобразил ваш одноклассник? (утку)
-- Что вы услышали? (кря-кря)
--Нам, русским, кажется, что утка крякает. А вот французы на этот счёт другого мнения. Они считают, что птица произносит «куэн – куэн. Румыны же изображают крик утки таким образом: «мак-мак-мак». А датчане полагают, что их утки « выговаривают» - «раб-раб-раб». –
--Спрашивается: почему же так происходит?
(Ответы учащихся)
--Нет, утки в разных странах везде кричат одинаково. Нечленораздельно.
--Отсюда напрашивается вывод: только человек может произносить ясные, членораздельные звуки, которые образуются в результате искусной работы речевого аппарата.
4.Работа по теме урока.
А. Задание на опережение.
--Как же происходит процесс говорения? Предлагаю вам открыть страницу 82 нашего учебника и рассмотреть рисунок, поясняющий нам, как устроен речевой аппарат человека. (см. № 22)
--Перечислите, пожалуйста, органы речи.
--Мы говорим на вдохе или на выдохе?
--Какие преграды встречает воздушная среда при прохождении через органы речи?
--Какие звуки мы можем долго «тянуть» при произношении и почему?
-- Как они называются?
--Другие звуки при прохождении через органы речи встречают преграды, «тянуть» мы их не можем. Как они называются?
-- Итак, ещё раз скажем, какая наука изучает звуки речи?
Б. В царстве Фонетики.
Представьте себе, что вы очутились в сказочном многоголосном мире звуков. Правит этим волшебным государством царица Фонетика. В её царстве живут только звуки. Все они, как и люди, очень разные: есть гласные звуки и согласные. Согласные, в свою очередь, разделяются на сонорные и шумные. Шумные бывают звонкие и глухие. Все звуки живут во дворце. Посмотрите на плакат- это и есть дворец царицы Фонетики. Предлагаю пройтись по дворцу и посмотреть, как они, звуки, расселились в нём.
Игра: «Поселите» звуки в свои «квартиры»
Условия таковы: два нижних этажа занимают шумные согласные. Причём на первом этаже живут глухие согласные, а на втором- звонкие. Располагаются они по комнатам не как хотят, а парами. А какими – вы сами знаете .Сначала посовещайтесь в парах и решите это задание устно. А теперь приглашаю к доске одного ученика, чтоб он звуки «расселил» по квартирам.
(Ответы учащихся:
| | Б | В | Г | Д | Ж | З | | |
Х | Ц | П | Ф | К | Т | Ш | С | Ч | Щ |
ПРОДОЛЖАЕМ ЭКСКУРСИЮ ПО ЗАМКУ. На третьем этаже живут сонорные согласные, а на четвёртом – гласные.
А | О | И | Ы | Э | У |
М | Н | Р | Л | Й | |
-- Как вы думаете, почему звуки расположились именно таким образом?
(Ответы учащихся: высказывают разные гипотезы, но верная – по степени звучности)
В . Игра: «Продолжи фразу»
--Устно продолжите стихотворение, а потом по памяти запишите эти 2 слова правильно, поставьте в них ударение и укажите количество слогов.
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу мог,
В ней бывает картотека,
Специальный___________________.
Буквы- значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется всё- _______________________.
(Ответы учащихся: каталог, алфавит)
-- А теперь продолжим наш разговор, отметим, что фонетика изучает не только звуки и буквы, но и слоги, ударение в словах.
--А умеете ли вы ставить ударение в словах? Давайте проверим. Диктант – сетка нам поможет. Посмотрите на свои маршрутные листы к уроку.
1) В каком слове ударение падает на 2 слог?
а) сколькими б) позвонит в) торты г) оптовый
2) В каком слове ударение падает на 2 слог?
а) скольким б) сливовый в) звонит г) повторим
3) В каком слове ударение падает на 2 слог?
а) директора школ б) синтаксис в) принял г)принять
4) В каком слове ударение падает на 2 слог?
а) значимый б) красивее в) повторит г) свёкла
(Ответы учащихся:
1 | 2 | 3 | 4 |
Г | В | Г | Б |
Физкультминутка. «Слушаем тишину» ( учитель засекает время, а ученики должны его «посчитать». Это упражнение развивает чувство времени, умение его рассчитывать, правильно использовать)
--Продолжим нашу работу. Посмотрим на страницу 14, № 9. Прочитайте задание к упражнении. Объясните мне алгоритм ваших действий при выполнении этого задания.
(Ответы учащихся: карандашиком мы поставим ударения в словах, определим количество слогов, спишем слова, распределяя их по ударному слогу в таблицу)
Г. Смыслоразличительная роль звуков
--Урок мы начали с шарады про колос – голос. Предлагаю ещё немного поиграть.
1) С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья объедает. (коса – коза)
2) С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нём же обитаем. (том – дом)
--Эти слова очень похожи, но отличаются только первоначальным звуком. Лексическое значение этих слов разное. Стало быть, звуки, не имея самостоятельного значения, играют смыслоразличительную роль.
Д. «Будьте внимательнее, знатоки!»
--Предлагаю выполнить задание в парах: в маршрутных листах к уроку записаны слова в 2 столбца, из первого выпишите слова , в которых есть только глухие согласные, а из второго – только со звонкими согласными.
Шалость, ножницы, чаща, хотеть, ручка, игрушка, степь, пора, чайник | Рука, редиска, стекло, жар, люди, сарай, книга, вода, игла, ноги, цифра |
-- А теперь сами придумайте по паре слов, в которых были бы только твёрдые согласные и только мягкие согласные.(например, сад, пар и щёки, чай).
--Давайте проверим .
Е. «Этот хитрый и неуловимый звук Й»
--Давайте вспомним русский алфавит.
-- Сколько в нём букв?
--Все ли буквы русского алфавита могут стоять в начале слова?
-- Как вы думаете, ребята, есть ли слова, которые начинаются с Й? приведите примеры таких слов.
--А может ли в слове быть две буквы Й? (крайний)
--Есть ли в данных словах звук Й?
Съесть, юный, объявление.
-- И куда же «спрятался» в них звук Й?
--Какие буквы и в каких позициях дают нам 2 звука?
(Ответы учащихся: абсолютное начало слова, зияние, после Ъ, Ь знаков буквы Е, Ё, Ю, Я дают 2 звука)
--В маршрутных листах записаны слова, среди которых есть такие, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я дают 2 звука. Вот и выпишите себе в тетради эти слова.
Лень, ёжик, юбка, парашют, вьются, споём, речка, листья, село.
Ж. Лабораторная работа «Роль звуков речи в языке поэтов и писателей»(выполняется в парах)
--Предлагаемое сейчас в маршрутных листах задание позволит показать вам выразительность звучащей речи за счёт использования приёма повторения одного и того же звука или сочетания звуков, вы посмотрите, как звуковой облик слова влияет на наше восприятие. Мы понаблюдаем, как с помощью звуков речи можно передать различные состояния природы и человека.
Чёлн томления
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Чёлн томленья, чёлн тревог,
Бросил берег, бьётся с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Мчится взморьем, мчится морем,
отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.
Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растёт.
Чёлн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.
Комментарий учителя: это стихотворение принадлежит перу известному мастеру игры со звуками Константину Бальмонту. Это яркий поэт начала ХХ века.
Ход работы:
В Толковом словаре найдите определение слова ЧЁЛН.
-- В данном стихотворении мастерски нарисована пейзажная картинка за счёт использования повторяющихся звуков. Приступим к анализу текста стихотворения и посмотрим, как «работает» этот приём на практике.
Проанализируйте первые 3 строчки первого абзаца:
А) Какие гласный звуки передают вой бури?
Б) какой согласный звук передаёт вой ветра?
В) Какие согласные звуки передают грозное звучание бури? Охарактеризуйте их по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости.
3) Почему поэт говорит, что взирающий на всё сверху месяц «горькой грусти полн»?
4) Какой звук повторяется в 4-6 строчках стихотворения и помогает передать одиночество чёлна? Дайте его характеристику.
(с одной стороны, чёлн одинок, он мечтает о счастье, покое и тишине. Но, с другой стороны, в жизни ему приходится биться, бороться, страдать. Это несоответствие передают звуки речи.)
5) Затранскрибируйте следующие строчки стихотворения:
-Ищет светлых снов чертог
- Бросил берег, бьётся с бурей
6) Подсчитайте количество звонких и глухих согласных в этих строчках. Сравните. В какой строчке больше звонких звуков?
В какой строчке больше глухих звуков? Почему?
7) Сделайте вывод о роли звуков речи в языке поэта.
(Анализируя звуки речи в данном стихотворении, мы пришли к выводу, что звуковой облик слова влияет на наше восприятие. Мы отметили, что с помощью звуков речи можно передать разные состояния природы и человека.)
8) Понравилось ли вам это стихотворение?
-- Значит, прав известный писатель К. Г. Паустовский:
«Слова то шелестят, как травы, то бормочут , как родники, то пересвистывают, как птицы, то позванивают, как первый лёд»?
З. «Шутливые фонетические задачки». Работа в группах с раздаточным материалом.
--Теперь в конце урока предлагается групповая работа с раздаточным материалом «Кто быстрее?»(смотрите маршрутные листы)
1 группа
№1. Составьте слово. взяв глухую пару звука /з/+ глухую пару звука/д/+ звук/у/+ глухую пару звука/г/
№2.расположите слова по алфавиту, вставьте пропущенные буквы, расставьте в них ударения.
П…ртер. …пельсин, …ранжевый, б…ске…бол,сп…сибо, ж…ри, рю…зак, во…зал.
№3. Найти третье лишнее
Съесть,мыло, люлька
№4. Вопросы – шутки
В каком слове достаточно заменить один согласный звук, чтобы животное с длинными ушами превратилось в хищную птицу?
Какие слова состоят из 100 согласных?
Напишите слова, которые различаются одним гласным.
2 группа
№1. Составьте слово. взяв глухую пару звука /з/+ глухую пару звука/д/+ звук/у/+ глухую пару звука/г/
№2.расположите слова по алфавиту, вставьте пропущенные буквы, расставьте в них ударения.
П…ртер. …пельсин, …ранжевый, б…ске…бол,сп…сибо, ж…ри, рю…зак, во…зал.
№3. Найти третье лишнее
Съесть,мыло, люлька
№4. Вопросы – шутки
В каком слове достаточно заменить один гласный звук, чтобы животное с иглами на теле превратилось в змею?
В каком слове 40 гласных?
Напишите слова, которые различаются одним согласным
3 группа
№1. Составьте слово. взяв глухую пару звука /з/+ глухую пару звука/д/+ звук/у/+ глухую пару звука/г/
№2.расположите слова по алфавиту, вставьте пропущенные буквы, расставьте в них ударения.
П…ртер. …пельсин, …ранжевый, б…ске…бол,сп…сибо, ж…ри, рю…зак, во…зал.
№3. Найти третье лишнее
Съесть,мыло, люлька
№4. Вопросы – шутки
Во что превратятся БАШНЯ, БЫЛЬ, ЖАР, если заменить в них начальные звонкие согласные глухими?
В каком слове 4 раза повторяется звук /у/?
Отгадай шараду:
С глухим согласным – кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий.
4 группа
№1. Составьте слово. взяв глухую пару звука /з/+ глухую пару звука/д/+ звук/у/+ глухую пару звука/г/
№2.расположите слова по алфавиту, вставьте пропущенные буквы, расставьте в них ударения.
П…ртер. …пельсин, …ранжевый, б…ске…бол, сп…сибо, ж…ри, рю…зак, во…зал.
№3. Найти третье лишнее
Съесть, мыло, люлька
№4. Вопросы – шутки
Какой согласный звук нужно заменить в слове, чтобы домашняя птица превратилась в небольшого зверька с пушистым мехом?
Название какой птицы без первого гласного звука превратится в название самой большой реки Европы?
Отгадай шараду
Я – сборник карт, от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
И. Сверим ваши ответы. Проверка выполнения групповой работы.
1 группа
Стук
Апельсин, баскетбол, вокзал, жюри, оранжевый, партер, спасибо.
Люлька
Осёл, орёл. + Сто-л, сто-н, сто-г и др. +Сон, сын, сан и др.
группа
1) Стук
2)Апельсин, баскетбол, вокзал, жюри, оранжевый, партер, спасибо.
3)Люлька
4)Ёж, уж, +Сорок-а +Гайка, лайка, майка и др.
группа
1)Стук
2)Апельсин, баскетбол, вокзал, жюри, оранжевый, партер, спасибо.
3)Люлька
4) Пашня, пыль, шар +Кукурузу +Шар, жар.
группа
1)Стук
2)Апельсин, баскетбол, вокзал, жюри, оранжевый, партер, спасибо.
3)Люлька
4)Курица, куница +Иволга, Волга +Атлас-атлас.
5. Подводим итоги урока. Рефлексия.
--Вот и подошёл к своему логическому завершению наш урок. Осталось только подвести итоги нашей встрече. Итак, над чем мы работали?
--Какие цели мы при этом преследовали?
--Что сделано было на уроке в плане достижения поставленных целей?
--Как вы считаете, цели достигнуты?
--Мы доказали, что учится можно весело, чтоб хорошо учиться?
--Как быстро и интересно для вас прошёл урок? Возьмите цветной карандаш и нарисуйте на полях своей тетради своё настроение в виде цветочка, как у меня на доске.(На доске прикреплены 4 цветочка разного цвета)
Комментарий учителя
--Вы нарисовали цветочек, а ведь он символизирует ваше настроение на уроке.
Красный – это уверенность в себе, активность, творческий потенциал.
Синий – концентрация внимания, взаимопонимание, изобретательность,
Зелёный – гармония, душевность, здоровье.
Жёлтый – любознательность, стремление познавать окружающий мир, дарить чувство юмора.
--А теперь попрошу заполнить рефлексивные карты. Они есть в ваших маршрутных листах.
6. Домашнее задание.
--В маршрутных листах есть вкладыш – задание № 13. Возьмите его домой, выполните в тетрадях для творческих работ. За это вы получите отдельные оценки в журнал.
7. Оценивание. Спасибо за плодотворную работу. Творческих успехов! Дерзайте!
Приложение № 2.
Рефлексивная карта.
Ф. И.______________________________ класс________________
Тема урока______________________________________________
Интересный момент урока | |
Мне не понравилось | |
Мой вклад в урок | |
Оценка , поставленная самому себе,-какая, за что. | |
Мои предложения. | |
Приложение № 1.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Задание № 1.Отгадать шараду.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
Задание № 2.Сформулировать цели урока.
--Мы вспомним…
--Поговорим о том, как образуются…
Задание № 3.Как устроен речевой аппарат человека.
Смотри с 82 в учебнике.
Задание № 4. «Поселите « звуки в свои «квартиры»
Условия таковы: два нижних этажа занимают шумные согласные. Причём на первом этаже живут глухие согласные, а на втором- звонкие. Располагаются они по комнатам не как хотят, а парами
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
На третьем этаже живут сонорные согласные, а на четвёртом – гласные.
| | | | | |
| | | | | |
Задание № 5.Поставить ударение в словах. (диктант – сетка)
1) В каком слове ударение падает на 2 слог?
а) сколькими б) позвонит в) торты г) оптовый
2) В каком слове ударение падает на 2 слог?
а) скольким б) сливовый в) звонит г) повторим
3) В каком слове ударение падает на 2 слог?
а) директора школ б) синтаксис в) принял г)принять
4) В каком слове ударение падает на 2 слог?
а) значимый б) красивее в) повторит г) свёкла
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
Задание № 6. Работа с учебником.
Смотри с.14, № 9.
Задание № 7. Смыслоразличительная роль звуков.(Отгадай шарады)
1) С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.
2) С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нём же обитаем.
Задание № 8. «Будьте внимательнее, знатоки!»
--Предлагаю выполнить задание в парах: в маршрутных листах к уроку записаны слова в 2 столбца, из первого выпишите слова , в которых есть только глухие согласные, а из второго – только со звонкими согласными.
Шалость, ножницы, чаща, хотеть, ручка, игрушка, степь, пора, чайник | Рука, редиска, стекло, жар, люди, сарай, книга, вода, игла, ноги, цифра |
-- А теперь сами придумайте по паре слов, в которых были бы только твёрдые согласные и только мягкие согласные.
Задание № 9. «Этот хитрый и неуловимый звук Й»
- Есть ли в данных словах звук Й?
Съесть, юный, объявление
- В маршрутных листах записаны слова, среди которых есть такие, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я дают 2 звука. Вот и выпишите себе в тетради эти слова.
Лень, ёжик, юбка, парашют, вьются, споём, речка, листья, село.
Задание № 10. Лабораторная работа «Роль звуков речи в языке поэтов и писателей»(выполняется в парах)
Чёлн томления
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Чёлн томленья, чёлн тревог,
Бросил берег, бьётся с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Мчится взморьем, мчится морем,
отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.
Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растёт.
Чёлн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.
Ход работы:
В Толковом словаре найдите определение слова ЧЁЛН.
-- В данном стихотворении мастерски нарисована пейзажная картинка за счёт использования повторяющихся звуков. Приступим к анализу текста стихотворения и посмотрим, как «работает» этот приём на практике.
Проанализируйте первые 3 строчки первого абзаца:
А) Какие гласный звуки передают вой бури?
Б) какой согласный звук передаёт вой ветра?
В) Какие согласные звуки передают грозное звучание бури? Охарактеризуйте их по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости.
3) Почему поэт говорит, что взирающий на всё сверху месяц «горькой грусти полн»?
4) Какой звук повторяется в 4-6 строчках стихотворения и помогает передать одиночество чёлна? Дайте его характеристику.
5) Затранскрибируйте следующие строчки стихотворения:
-Ищет светлых снов чертог
- Бросил берег, бьётся с бурей
6) Подсчитайте количество звонких и глухих согласных в этих строчках. Сравните. В какой строчке больше звонких звуков?
В какой строчке больше глухих звуков? Почему?
7) Сделайте вывод о роли звуков речи в языке поэта.
8) Понравилось ли вам это стихотворение?
Задание № 11. «Шутливые фонетические задачки». Работа в группах с раздаточным материалом.
1 группа
№1. Составьте слово. взяв глухую пару звука /з/+ глухую пару звука/д/+ звук/у/+ глухую пару звука/г/
№2.расположите слова по алфавиту, вставьте пропущенные буквы, расставьте в них ударения.
П…ртер. …пельсин, …ранжевый, б…ске…бол,сп…сибо, ж…ри, рю…зак, во…зал.
№3. Найти третье лишнее
Съесть, мыло, люлька
№4. Вопросы – шутки
В каком слове достаточно заменить один согласный звук, чтобы животное с длинными ушами превратилось в хищную птицу?
Какие слова состоят из 100 согласных?
Напишите слова, которые различаются одним гласным.
Задание № 12. Цветок – настроение.
Нарисуйте цветок разноцветными карандашами, цвет которого соответствует вашему настроению.
Задание № 13. Домашнее задание. Фонетический анализ текста.
(1) Тушканчики – ночные обитатели пустынь. (2) Это зверьки маленькие. (3) Лапки у них сильные, точно пружинки. (4) Передние похожи на ланки мыши, они в 6 раз короче задних.(5) Скачут тушканчики на задних лапах: так легче двигаться по сыпучему песку. (6) Только мелькают кончики их хвостиков с кисточкой на конце. (7) Питаются грызуны растительной или смешанной пищей.
Задания:
Подберите заголовок к тексту
Определите тему текста
Определите тип речи
Запишите транскрипцию слова ЛЕГЧЕ
В 4 предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
В 4 предложении найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.
В 4 предложении найдите слово, в котором есть оглушение
В 6 предложении найдите слово, в котором все звуки твёрдые.
В 7 предложении найдите слово, в котором все звуки мягкие.
Как по - другому автор называет тушканчиков?
Рефлексивная карта.
Ф. И.______________________________ класс________________
Тема урока______________________________________________
Интересный момент урока | |
Мне не понравилось | |
Мой вклад в урок | |
Оценка , поставленная самому себе,-какая, за что. | |
Мои предложения. | |
Самоанализ урока
Данный урок разработан по теме « Звуки и буквы»( из раздела «Фонетика и орфография»). УМК: под ред А. Д. Шмелёва, глава 1, п. 3. (Из раздела «Повторение изученного в начальной школе»). Класс: 5
Это один из самых первых сентябрьских уроков для пятиклассников, поэтому урок разрабатывался таким образом, чтобы обучающиеся комфортно себя чувствовали на занятии, им было интересно. Материал, подобранный к уроку, должен вызвать стойкий интерес к учебному предмету, к учителю. Необходимо, чтобы пятиклассники быстрее вошли в «Учебную колею», адаптировались к условиям средней школы, и процесс адаптации прошёл для них менее болезненно. Реализации этой цели кА к нельзя лучше способствует игровая и здоровьесберегающая технологии.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Это урок систематизации и обобщения знаний и умений. Этапы урока соответствуют структуре данного типа занятия.( Организационный этап, постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, актуализация знаний, обобщение и систематизация знаний, подготовка обучающихся к обобщённой деятельности, воспроизведение на новом уровне и применение знаний и умений в новой ситуации, контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок, рефлексия, анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по пройденному материалу)
На этапе актуализации знаний использовалась педагогика сотрудничества, методы и приёмы: создание игровой ситуации, эвристическая беседа.
На этапе сообщения темы и целей урока опять же использовалась педагогика сотрудничества, приёмы и методы: работа в парах, эвристическая беседа, представление наглядного материала (аудиозапись, презентация к уроку «В царстве Фонетики»).
На этапе работы по теме урока использовались элементы гуманно – личностной технологии (создание ситуации успеха), компетентностно – ориентированной технологии (поисковая работа в парах, группах), технологии развивающего обучения (общеинтеллектуальные задания на развитие), игровой технологии ( создание игровой ситуации) и проблемного обучения (создание проблемной ситуации).
Физкультминутка предполагает здоровьесберегающий подход к обучению.
На этапе подведения итогов использовалась педагогика сотрудничества ( коллективный вывод), гуманно – личностная технология ( создание ситуации успеха).
Рефлексия предполагает здоровьесберегающий подход (рефлексивная карта «Я смог..», «Что не получилось….»)
После каждого выполненного по теме урока задания предполагался контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок. Активными методами контроля за качеством и результатами учебного процесса были : решение игровых ситуаций, разбор ошибок, анализ результатов лабораторной работы, взаимный контроль, тестирование, создание и разрешение проблемной ситуации.
В результате коллективной, индивидуальной, парной и групповой работы мы повторили ранее изученный материал: что такое фонетика, единицы изучения в разделе фонетика, провели орфоэпическую разминку, вспомнили, как образуются звуки речи и как устроен речевой аппарат человека, поговорили о парных звуках по твёрдости – мягкости, по глухости – звонкости, объяснили, чем гласные отличаются от согласных, чем звуки отличаются от букв, вспомнили алфавит. Лабораторная работа позволила увидеть, как звуковой облик влияет на наше восприятие, как выразительна звучащая речь.(задание из области развития речи).
Подобранные к уроку задания были ориентированы на новый образовательный стандарт, взяты из рабочих тетрадей для 5 класса: «Русский язык. Тематический контроль.» под ред И. П. Цыбулько, «Культура речи. Рабочая тетрадь по русскому языку» И П Васильевых, Ю. Н. Гостева и других источников.
Считаю, что урок соответствует поставленной теме. Цели урока реализованы, достигнуты.
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Кромм С. В.