12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Басалаева Надежда Михайловна62
Верна своему призванию уже 40 лет. Не перестаю удивляться детям и делать вместе с ними ежедневно маленькие открытия.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Тема урока: Неопределенные местоимения

Цели урока:

Закрепить и обобщить знания о неопределенных местоимениях, об употреблении неопределенных местоимениях в речи;

научить распознавать неопределенные местоимения в предложении и тексте, определять синтаксическую роль, морфологические признаки неопределенных местоимений.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- осознание лексического и грамматического богатства русского языка, ответственности за написанное;

- позитивная моральная самооценка

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

- определять важность и необходимость общения в учебной среде

Метапредметные УУД:

- извлечение фактуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, представленной в форме таблицы; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; определение последовательности действий, работа по плану; оценка достигнутых результатов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в устной форме; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил.

Познавательные УУД:

- понимают значение неопределенных местоимений, умеют использовать их в тексте.

Коммуникативные УУД:

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Определять важность и необходимость общения в учебной среде

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Планируют общие способы работы

Предметные УУД

- знают характеристики местоимения по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли местоимений, разряды местоимений

Тип урока: Урок открытия нового знания

ХОД УРОКА

1 этап. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ СЛАЙД 1

2 этап. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Какую часть речи изучаем? Что такое местоимение?

- Какие местоимения мы уже изучили? (Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они; Возвратное: себя; Вопросительные: кто? что? какая? какое? чей? сколько? который?; Относительные: кто, что, какая, какое, чей, сколько, который)

- В чем уникальность возвратного местоимения себя? (не имеет И. п. , одно в разряде)

- Чем относительные местоимения отличаются от вопросительных?(вопросительные служат для выражения вопроса, а относительные - для связи простых предложений в составе сложного)

- Какова синтаксическая функция относительных местоимений (каким членом предложения могут быть?) (связывают простые предложения в составе сложного, разными членами предложения).Запишем число, классная работа СЛАЙД 2

3 этап. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

- А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений. Вы, думаю, поймете, как называются эти местоимения, прослушав стихотворение. СЛ. 3


На чьей-то старой яхте

Уплыл некто в моря,

Какой-то план придумал,

Друзьям не говоря.

Но кое-кто проведал,

о чём-то догадался,

и на какой-то лодке

он с кем-то вслед помчался.

Дней несколько в погоне

пришлось кому-то быть,

чего-то опасаться,

о чем-нибудь забыть.

Но главное, что дома

Их верно кто-то ждал,

и чьи-то яхта с лодкой

нашли себе причал.

- Вы прослушали текст? Почему? (Это текст, т. к предложения связаны между собой и грамматически, и по смыслу).

- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе). Сегодня на уроке будем следовать этой морской тематике. Вспомним и произведение А. С. Грина «Алые паруса».

Проведите анализ текста. Всё ли понятно? Или есть элемент загадочности, неизвестности, мечтательности, неуловимости, таинственности? Какие слова создают такое ощущение у слушателя, читателя? (называют). СЛАЙД 4

Отступите строку после Классной работы.

- Давайте запишем словосочетания и некоторые грамматические основы из стихотворения в тетрадь, обращайте внимание на дефисное написание слов: СЛАЙД 5

На чьей-то яхте Некто уплыл

Какой-то план Кое-кто проведал, о чём-то догадался

На какой-то лодке С кем-то помчался.

Несколько дней Кому-то пришлось быть в погоне

Чего-то опасаться О чём-нибудь забыть

Кто-то ждал Чьи-то яхта с лодкой

-Как, по-вашему, называются такие местоимения?

- Какова тема урока? (Неопределённые местоимения)

- А что значит слово «неопределённый»? (Точно не установленный)

- Давайте определим цели урока. Я начну фразу, а вы продолжите:

Узнать :

- на что …указывают неопределённые местоимения;

- как …образуются;

- как …изменяются;

- какими …членами предложения бывают.

Научиться правильно …писать неопределённые местоимения

Запишем тему. СЛАЙД 6


4 этап. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ЗНАЧЕНИЕ

-Объясним общее значение неопределённых местоимений в речи. На что они указывают? СЛАЙД 7

- Поставьте вопросы к местоимениям каждого столбика и попытайтесь сформулировать, на что они указывают? (На неопределённый предмет, лицо, признак, количество) СЛАЙД 8


СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

-Обозначим падежи у записанных местоимений, скажем, какими членами предложения они могут быть. (Разными)

ИЗМЕНЕНИЕ

-Как вы думаете, как могут изменяться неопределенные местоимения?

(По падежам)

-Верно. Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам. -А по родам, числам могут изменяться?(сравните: на какой-то лодке, какой-то план, чьи-то яхта с лодкой) СЛАЙД 9

5 этап. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Самостоятельная работа на опросных листах СЛАЙД 10

1 задание «ШИФРОВКА». Ребята, найдите в предложениях на листе опроса местоимения и зашифруйте их, определяя разряд каждого. Шифр:

0 – неопределенное

1 – относительное

2 – возвратное

3 – вопросительное

У вас получится определенный код, его и запишите на листе.


Предложения из феерии А. Грина «АЛЫЕ ПАРУСА».


1.Мери сказала, что идет в город заложить обручальное кольцо.

2.Приказчик захватил с собой для девочки пару яблок.

3.Про Лонгрена говорили, будто он кого-то убил.

4.–Что ты делаешь, папа? – спросила Ассоль.

5.Лонгрен поступил непонятно и внушительно и поставил себя выше других.

6.Некоторое время Грэй служил матросом.

7.Отец стал брать Ассоль с собой в город.

8.Какой-то корабль с алыми парусами показался вдали.

9.В Каперне знали, чей это корабль.
Урок по теме "Неопределенные местоимения"
PPTX / 248.98 Кб



Код: число, месяц и год, а также номер урока 120320201 СЛАЙД 11


6 этап. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ и ПРАВОПИСАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

-Как образуются неопределенные местоимения? Учебник – с. 77, таблица. Сделайте выводы. (От вопросительных местоимений приставочным и суффиксальным способом. Приставки НЕ- и КОЕ-, суффиксы –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ) СЛАЙДЫ 12, 13

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ (или всем)

1.Побуждение к гипотезе. Как пишутся неопределенные местоимения?

- Вывести правило вам помогут слова в таблице. Сравните неопределённые местоимения в трёх колонках. Чем они различаются по написанию?

- Когда, по вашему мнению, пишутся местоимения слитно, раздельно, через дефис? Ваши версии?

- От какого условия зависит выбор раздельного и слитного написания приставки кое?

- Попробуйте сформулировать правило правописания местоимений. Ваша версия? (Приставка не пишется слитно; в падежных формах с предлогами приставка кое с местоимениями пишется раздельно; приставка кое, суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.)ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ СЛАЙД 14

Ребята, давайте запишем:

Кое-, -то, -либо, -нибудь –

Про дефис не позабудь.

Это правило обозначает, что в неопределенных местоимениях с суффиксом

-то, -либо, -нибудь и приставкой кое- обязательно нужно ставить дефис. А когда раздельно? СЛАЙД 15

Но если между приставкой кое- и словом появляется предлог, то пишем в три слова: кое-кого, но кое У кого, кое-кем, но кое С кем


Учебник. ОРФОГРАММЫ №№ 43, 44



ЛИНГВОФИЗМИНУТКА СЛАЙД 16

В зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения, выполните движения:

если слитно – руки на пояс,

если через дефис - хлопок,

если раздельно - руки вверх

(движения выполняются под музыку, фон – лес)

Несколько, что-то, некто, какой-либо, кое с кем, некоторый, кое у кого.

7 этап. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Работа на опросных листах с последующей самопроверкой.

2 ЗАДАНИЕ «РЕСТАВРАТОР» СЛАЙД 17

Это краткий пересказ сюжета феерии А. Грина «Алые паруса». Вставьте подходящие по смыслу неопределенные местоимения, не забывайте про приставку кое-.

(Кто?)… рассказал (кому?)… (что?)... . Он верил в чудеса и хотел порадовать (кого?)… . А (кто?) … купил (что?) …, чтобы (у кого?) … сбылась мечта и (для кого?) … жизнь стала праздником. Если верить (во что?) … , обязательно сбудется!

ПРОВЕРКА СЛАЙД 18

8 этап ИТОГ И РЕФЛЕКСИЯ. Все получат отметки за работу на опросных листах.

Сегодня на уроке СЛАЙД 19

- я узнал…

- я познакомился…

- я научился…

- я повторил…

9 этап ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. П. 80, орф. 43,44, упр.460 (по заданию и разборы морфологический и синтаксический).


ПРИЛОЖЕНИЕ


ОПРОСНЫЙ ЛИСТ (Ф.И.)_______________________________________________

1 ЗАДАНИЕ

Предложения из феерии А. Грина «АЛЫЕ ПАРУСА».

Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте их, определяя разряд каждого. В итоге у вас получится определенный код, его и запишите в ответ.

0 – неопределенное

1 – относительное

2 – возвратное

3 - вопросительное

1) Мери сказала, что идет в город заложить обручальное кольцо.

2) Приказчик захватил с собой для девочки пару яблок.

3) Про Лонгрена говорили, будто он кого-то убил.

4) –Что ты делаешь, папа? – спросила Ассоль.

5) Лонгрен поступил непонятно и внушительно и поставил себя выше других.

6) Некоторое время Грэй служил матросом.

7) Отец стал брать Ассоль с собой в город.

8) Какой-то корабль с алыми парусами показался вдали.

9) В Каперне не знали, чей это корабль.

ОТВЕТ____________________________________


2 ЗАДАНИЕ «РЕСТАВРАТОР»

Это краткий пересказ сюжета феерии А. Грина «Алые паруса». Вставьте подходящие по смыслу неопределенные местоимения, не забывайте про приставку кое-.

(Кто?)… рассказал (кому?)… (что?)... . Он верил в чудеса и хотел порадовать (кого?)… . А (кто?) … купил (что?) …, чтобы (у кого?) … сбылась мечта и (для кого?) … жизнь стала праздником. Если верить (во что?) … , обязательно сбудется!


Опубликовано


Комментарии (7)

сменить сортировку
Легоцкая Вера Сергеевна, 27.07.20 в 23:12 1Ответить Пожаловаться
Очень интересный урок, Надежда Михайловна, только Вы забыли прикрепить презентацию, на которую ссылаетесь в конспекте.
Кияйкина Наталья Федоровна, 27.07.20 в 23:16 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный материал!
Басалаева Надежда Михайловна, 28.07.20 в 10:04 0Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, презентация прикреплена, она после 5 этапа урока.
Басалаева Надежда Михайловна, 28.07.20 в 10:05 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзывы, коллеги!
Приходько Наталья Владимировна, 12.08.20 в 18:28 0Ответить Пожаловаться
Интересный урок: многообразие приемов, работа с литературными текстами, разносторонний анализ понятия. Спасибо, что поделились своей разработкой.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.