Урок русского языка в 6 классе по теме «Неопределенные местоимения»
Тема урока: Неопределенные местоимения
Цели урока:
Закрепить и обобщить знания о неопределенных местоимениях, об употреблении неопределенных местоимениях в речи;
научить распознавать неопределенные местоимения в предложении и тексте, определять синтаксическую роль, морфологические признаки неопределенных местоимений.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- осознание лексического и грамматического богатства русского языка, ответственности за написанное;
- позитивная моральная самооценка
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
- определять важность и необходимость общения в учебной среде
Метапредметные УУД:
- извлечение фактуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, представленной в форме таблицы; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; определение последовательности действий, работа по плану; оценка достигнутых результатов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в устной форме; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил.
Познавательные УУД:
- понимают значение неопределенных местоимений, умеют использовать их в тексте.
Коммуникативные УУД:
- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Определять важность и необходимость общения в учебной среде
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Планируют общие способы работы
Предметные УУД
- знают характеристики местоимения по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли местоимений, разряды местоимений
Тип урока: Урок открытия нового знания
ХОД УРОКА
1 этап. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ СЛАЙД 1
2 этап. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Какую часть речи изучаем? Что такое местоимение?
- Какие местоимения мы уже изучили? (Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они; Возвратное: себя; Вопросительные: кто? что? какая? какое? чей? сколько? который?; Относительные: кто, что, какая, какое, чей, сколько, который)
- В чем уникальность возвратного местоимения себя? (не имеет И. п. , одно в разряде)
- Чем относительные местоимения отличаются от вопросительных?(вопросительные служат для выражения вопроса, а относительные - для связи простых предложений в составе сложного)
- Какова синтаксическая функция относительных местоимений (каким членом предложения могут быть?) (связывают простые предложения в составе сложного, разными членами предложения).Запишем число, классная работа СЛАЙД 2
3 этап. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
- А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений. Вы, думаю, поймете, как называются эти местоимения, прослушав стихотворение. СЛ. 3
На чьей-то старой яхте
Уплыл некто в моря,
Какой-то план придумал,
Друзьям не говоря.
Но кое-кто проведал,
о чём-то догадался,
и на какой-то лодке
он с кем-то вслед помчался.
Дней несколько в погоне
пришлось кому-то быть,
чего-то опасаться,
о чем-нибудь забыть.
Но главное, что дома
Их верно кто-то ждал,
и чьи-то яхта с лодкой
нашли себе причал.
- Вы прослушали текст? Почему? (Это текст, т. к предложения связаны между собой и грамматически, и по смыслу).
- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе). Сегодня на уроке будем следовать этой морской тематике. Вспомним и произведение А. С. Грина «Алые паруса».
Проведите анализ текста. Всё ли понятно? Или есть элемент загадочности, неизвестности, мечтательности, неуловимости, таинственности? Какие слова создают такое ощущение у слушателя, читателя? (называют). СЛАЙД 4
Отступите строку после Классной работы.
- Давайте запишем словосочетания и некоторые грамматические основы из стихотворения в тетрадь, обращайте внимание на дефисное написание слов: СЛАЙД 5
На чьей-то яхте Некто уплыл
Какой-то план Кое-кто проведал, о чём-то догадался
На какой-то лодке С кем-то помчался.
Несколько дней Кому-то пришлось быть в погоне
Чего-то опасаться О чём-нибудь забыть
Кто-то ждал Чьи-то яхта с лодкой
-Как, по-вашему, называются такие местоимения?
- Какова тема урока? (Неопределённые местоимения)
- А что значит слово «неопределённый»? (Точно не установленный)
- Давайте определим цели урока. Я начну фразу, а вы продолжите:
Узнать :
- на что …указывают неопределённые местоимения;
- как …образуются;
- как …изменяются;
- какими …членами предложения бывают.
Научиться правильно …писать неопределённые местоимения
Запишем тему. СЛАЙД 6
4 этап. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ЗНАЧЕНИЕ
-Объясним общее значение неопределённых местоимений в речи. На что они указывают? СЛАЙД 7
- Поставьте вопросы к местоимениям каждого столбика и попытайтесь сформулировать, на что они указывают? (На неопределённый предмет, лицо, признак, количество) СЛАЙД 8
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ
-Обозначим падежи у записанных местоимений, скажем, какими членами предложения они могут быть. (Разными)
ИЗМЕНЕНИЕ
-Как вы думаете, как могут изменяться неопределенные местоимения?
(По падежам)
-Верно. Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам. -А по родам, числам могут изменяться?(сравните: на какой-то лодке, какой-то план, чьи-то яхта с лодкой) СЛАЙД 9
5 этап. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Самостоятельная работа на опросных листах СЛАЙД 10
1 задание «ШИФРОВКА». Ребята, найдите в предложениях на листе опроса местоимения и зашифруйте их, определяя разряд каждого. Шифр:
0 – неопределенное
1 – относительное
2 – возвратное
3 – вопросительное
У вас получится определенный код, его и запишите на листе.
Предложения из феерии А. Грина «АЛЫЕ ПАРУСА».
1.Мери сказала, что идет в город заложить обручальное кольцо.
2.Приказчик захватил с собой для девочки пару яблок.
3.Про Лонгрена говорили, будто он кого-то убил.
4.–Что ты делаешь, папа? – спросила Ассоль.
5.Лонгрен поступил непонятно и внушительно и поставил себя выше других.
6.Некоторое время Грэй служил матросом.
7.Отец стал брать Ассоль с собой в город.
8.Какой-то корабль с алыми парусами показался вдали.
9.В Каперне знали, чей это корабль.
Урок по теме "Неопределенные местоимения"
PPTX / 248.98 Кб
Код: число, месяц и год, а также номер урока 120320201 СЛАЙД 11
6 этап. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ и ПРАВОПИСАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ МЕСТОИМЕНИЙ
-Как образуются неопределенные местоимения? Учебник – с. 77, таблица. Сделайте выводы. (От вопросительных местоимений приставочным и суффиксальным способом. Приставки НЕ- и КОЕ-, суффиксы –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ) СЛАЙДЫ 12, 13
ЗАДАНИЕ ГРУППЕ (или всем)
1.Побуждение к гипотезе. Как пишутся неопределенные местоимения?
- Вывести правило вам помогут слова в таблице. Сравните неопределённые местоимения в трёх колонках. Чем они различаются по написанию?
- Когда, по вашему мнению, пишутся местоимения слитно, раздельно, через дефис? Ваши версии?
- От какого условия зависит выбор раздельного и слитного написания приставки кое?
- Попробуйте сформулировать правило правописания местоимений. Ваша версия? (Приставка не пишется слитно; в падежных формах с предлогами приставка кое с местоимениями пишется раздельно; приставка кое, суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.)ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ СЛАЙД 14
Ребята, давайте запишем:
Кое-, -то, -либо, -нибудь –
Про дефис не позабудь.
Это правило обозначает, что в неопределенных местоимениях с суффиксом
-то, -либо, -нибудь и приставкой кое- обязательно нужно ставить дефис. А когда раздельно? СЛАЙД 15
Но если между приставкой кое- и словом появляется предлог, то пишем в три слова: кое-кого, но кое У кого, кое-кем, но кое С кем
Учебник. ОРФОГРАММЫ №№ 43, 44
ЛИНГВОФИЗМИНУТКА СЛАЙД 16
В зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения, выполните движения:
если слитно – руки на пояс,
если через дефис - хлопок,
если раздельно - руки вверх
(движения выполняются под музыку, фон – лес)
Несколько, что-то, некто, какой-либо, кое с кем, некоторый, кое у кого.
7 этап. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Работа на опросных листах с последующей самопроверкой.
2 ЗАДАНИЕ «РЕСТАВРАТОР» СЛАЙД 17
Это краткий пересказ сюжета феерии А. Грина «Алые паруса». Вставьте подходящие по смыслу неопределенные местоимения, не забывайте про приставку кое-.
(Кто?)… рассказал (кому?)… (что?)... . Он верил в чудеса и хотел порадовать (кого?)… . А (кто?) … купил (что?) …, чтобы (у кого?) … сбылась мечта и (для кого?) … жизнь стала праздником. Если верить (во что?) … , обязательно сбудется!
ПРОВЕРКА СЛАЙД 18
8 этап ИТОГ И РЕФЛЕКСИЯ. Все получат отметки за работу на опросных листах.
- я узнал…
- я познакомился…
- я научился…
- я повторил…
9 этап ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. П. 80, орф. 43,44, упр.460 (по заданию и разборы морфологический и синтаксический).
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ (Ф.И.)_______________________________________________
1 ЗАДАНИЕ
Предложения из феерии А. Грина «АЛЫЕ ПАРУСА».
Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте их, определяя разряд каждого. В итоге у вас получится определенный код, его и запишите в ответ.
0 – неопределенное
1 – относительное
2 – возвратное
3 - вопросительное
1) Мери сказала, что идет в город заложить обручальное кольцо.
2) Приказчик захватил с собой для девочки пару яблок.
3) Про Лонгрена говорили, будто он кого-то убил.
4) –Что ты делаешь, папа? – спросила Ассоль.
5) Лонгрен поступил непонятно и внушительно и поставил себя выше других.
6) Некоторое время Грэй служил матросом.
7) Отец стал брать Ассоль с собой в город.
8) Какой-то корабль с алыми парусами показался вдали.
9) В Каперне не знали, чей это корабль.
ОТВЕТ____________________________________
2 ЗАДАНИЕ «РЕСТАВРАТОР»
Это краткий пересказ сюжета феерии А. Грина «Алые паруса». Вставьте подходящие по смыслу неопределенные местоимения, не забывайте про приставку кое-.
(Кто?)… рассказал (кому?)… (что?)... . Он верил в чудеса и хотел порадовать (кого?)… . А (кто?) … купил (что?) …, чтобы (у кого?) … сбылась мечта и (для кого?) … жизнь стала праздником. Если верить (во что?) … , обязательно сбудется!
Горбачёва Марина Юрьевна
Басалаева Надежда Михайловна
Легоцкая Вера Сергеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Басалаева Надежда Михайловна
Басалаева Надежда Михайловна
Приходько Наталья Владимировна