Урок русского языка в 6 классе по теме: «Притяжательные прилагательные»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №90» Р.П.ЧУНСКИЙ
Открытый урок русского языка
в 6 г классе
«Притяжательные прилагательные»
Урок разработала и провела
Боровая Анна Олеговна,
учитель русского языка и литературы
Р.П. ЧУНСКИЙ
2016 год
Дата проведения: 21.12. 2016 года
Тема урока: Притяжательные прилагательные.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: знакомство с новым разрядом прилагательных, с их правописанием.
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с притяжательными прилагательными, сформировать умение находить прилагательные в словосочетании; определять их грамматические признаки;
Развивающие: развить речь, внимание, мышление, память обучающихся; сформировать универсальные учебные действия по обобщению, сравнению и классификации; сформировать информационную компетенцию
Воспитательные: сформировать культуру общения, уважения к собеседнику и учителям; воспитать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, преобразование текста в схемы и таблицы, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично.
Регулятивные УУД: определение учебных задач и способов их достижения, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: урок открытия нового знания
Место урока в разделе «Морфология и орфография. Культура речи»
Педагогическая технология:
технология критического мышления , здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.
Оборудование урока: раздаточный материал, заготовки для таблицы, стикеры для рефлексии, компьютер, мультимедиа - проектор, слайдовая презентация.
Характеристика класса:
6 г класс разноуровневый: есть обучающиеся с высокой, со средней и низкой мотивацией. Класс работоспособный, заинтересованный в успехе. Обучающиеся имеют свою позицию, у большинства хорошо развита речь, умеют достаточно точно аргументировать свои мысли.
Технологическая карта урока:
№ |
Этапы урока, цель этапа, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Время |
||||||||||
Этап урока: Стадия вызова |
|||||||||||||||
I. |
Мотивация к учебной деятельности |
||||||||||||||
1. 2. 2а. |
«Нестандартное начало» Цель: создать настрой на работу, проверить готовность к уроку «Музыкальный ряд» Цель: выйти на слово притяжение и провести с ним словарную работу, чтобы подготовить обучающихся к усвоению нового материала «Работа у доски» Цель: проверить усвоение предыдущих знаний и подготовить к восприятию нового материала. |
Здравствуйте, ребята! Настроение у нас отличное,
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать необычно. Прослушайте, пожалуйста, три песни и ответьте на вопрос: какое слово объединяет их?( 1. «Мы дети Галактики». 2. Т.Буланова «Притяжение». 3. А-Студио «Ты и я») Вы совершенно верно определили общее слово для этих песен – это притяжение. Запишите его в тетрадях. Пока мы будем работать с этим словом, трое ребят выйдут к доске и поработают индивидуально, а затем проверят себя по эталону и поставят себе отметку. 1 ученик, задание: составить сравнительную таблицу по качественным и относительным прилагательным; 2 ученик, задание: из предложенных словосочетаний выбрать и выписать только качественные прилагательные; На распечатке: Красное яблоко, деревянная ложка, высокий человек, глиняный горшок, городской пейзаж, большой арбуз, красивый платок, вчерашний ужин, хорошая оценка. 3 ученик, задание: из предложенных словосочетаний выбрать и выписать только относительные прилагательные; На распечатке: Широкая река, длинная улица, серебряный шар, отрывной календарь, январский мороз, бледное лицо, хитрый человек, давнишний спор, языковая колбаса. |
Фронтально. Приветствуют учителя и друг друга, проверяют готовность к уроку Фронтально. Слушают песни, отвечают на вопрос Индивидуально. Получают и выполняют задания у доски, проверяют правильность ответов по эталону, ставят себе отметку
|
КУУД: сотрудничество с учителем; ЛУУД: умение вести диалог ПУУД: поиск и выделение необходимой информации КУУД: сотрудничество с учителем, умение выражать свои мысли РУУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция; |
1мин. 3 мин. |
||||||||||
II. |
Выявление затруднений на основе актуализации полученных знаний |
||||||||||||||
1. |
«Лексический винегрет» Цель: создать условия для погружения в новую тему и выявить затруднения. |
Ну, а мы с вами попробуем рассмотреть слово «Притяжение» со всех сторон (все записывается в тетрадях и высвечивается на слайдах). Подберите к этому слову однокоренные слова (притягиваться, тяга, тяжба, притягательный, тяжесть – тяжелый - тяжкий); Сделаем морфемный разбор слова ( притяжение: е –окончание, тяж-корень, при – приставка, ениj – суффикс, притяжени – основа); Подберем синонимы к этому слову (соединение, влечение, тяготение, гравитация); Антонимы (отталкивание); Давайте попробуем определить лексическое значение этого слова. Сравним его со словарем Ефремовой: 1. Физическое явление, заключающееся в тяготении тел друг к другу. |
В парах Работают со словом «притяжение» |
ЛУУД: задаются вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; РУУД: постановка учебной задачи ПУУД: использование имеющихся знаний, поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной форме, |
5 мин. |
||||||||||
III. Этап определения темы урока и целеполагание |
|||||||||||||||
1. |
Прием «Ключевые слова». Цель: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. |
Подумайте, к какому разряду мы отнесем прилагательное «утиный»? Примените таблицу. Правильно, это не относительное и не качественное прилагательное. Как выдумаете, почему мы сегодня работали над словом «притяжение»? (связано с темой урока) Назовите еще один разряд прилагательного. (притяжательные) Попробуем определить тему урока. Тема урока: Притяжательные прилагательные. А теперь вместе попробуем выстроить цель нашего урока По ключевым словам определить цель: Узнать, …. какие прилагательные относятся к притяжательным; Понять,.. чем отличаются от качественных и относительных Определить… отличительные признаки притяжательных прилагательных. |
Фронтально. Отвечают на вопросы, определяют тему урока, выстраивают цели урока по ключевым словам |
РУУД: целеполагание, стремление к постижению нового, умение прогнозировать предстоящую работу; |
3 мин. |
||||||||||
IV. Здоровьесберегающая пауза |
|||||||||||||||
1. |
«Перевоплотись!» Цель: выполнить упражнения для снятия усталости |
Для того чтобы и дальше Вы также активно работали, предлагаю немного отдохнуть. Представьте, что Вы замерзли. Как мерзнет человек? Изобразите. Посмотрите на экран, я приготовила для вас теплую одежду. Сначала надеваем красивую норковую шубку: причем в наше время шубы носят как девушки, так и юноши (изображают), затем лисью шапку, и, конечно же, повяжем шерстяной шарф. Согрелись? Ну, тогда в путь! |
Фронтально. Выполняют упражнения |
ЛУУД: переносят на себя действия |
3 мин. |
||||||||||
Стадия осмысления |
|||||||||||||||
V. Открытие нового знания |
|||||||||||||||
1. |
«Исследовательская работа» Цель: формирование навыков работы с информацией в рамках стратегии смыслового чтения
|
А сейчас обратите внимание на картинки (платок-мама, шляпа-Незнайка, клюв-утка, свитер – отец). Составьте словосочетания прил+сущ.( мамин платок, незнайкина шляпа, утиный клюв, отцов свитер). Задайте вопрос от главного слова (чей?). Попробуйте определить значение прилагательных (обозначают принадлежность чего-либо к кому-либо). Что нужно для того, чтобы нам осуществить поставленные цели? (провести исследовательскую работу) Правильно! И сейчас Вы проведете эту исследовательскую работу, а ее результатом будут признаки, характерные притяжательным прилагательным. После выступления каждой группы мы будем вносить эти признаки в нашу таблицу (до начала изучения данной темы, мы с учениками уже заполняли сравнительную таблицу по качественным и относительным прилагательным) 1 группа: Ответьте на 1 вопрос: Могут ли притяжательные прилагательные обозначать признак предмета в большей или меньшей степени? Подготовьте ответ по форме: Притяжательные прилагательные могут/не могут обозначать признак предмета в большей или меньшей степени, то есть не имеют/имеют степеней сравнения. Выделите суффиксы притяжательных прилагательных: куриное яйцо, папин журнал, сестрицын мяч, отцов пиджак, Андреева книга, Далев словарь, заячий след. Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данные прилагательные, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные имеют суффиксы…………. 2 группа: Определите род, падеж и число притяжательных прилагательных. Выделите окончание: вижу волчий хвост, глажу папин костюм, дядин шарф, красивый лисий хвост, пришел отцов брат. Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данные прилагательные, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные ……рода в ….. и …….падежах …….числа имеют……………….окончание. 3 группа: Определите род и число притяжательных прилагательных. Выделите окончание: волчья нора, волчье логово, папина куртка, папины программы, мамины очки, кукла сестры, мамино кашпо. Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данные прилагательные, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные ………. и ………..рода в ………и …….числе имеют окончания…………………прилагательных. 4 группа: Прочитайте текст и подготовьте ответ по форме: Как правило, притяжательные прилагательные образуются от существительных, обозначающих одушевленные предметы, при помощи суффиксов -ин, -нин, -н-ий, -ов, -ев, -ск-ий. Например: Лиза - Лизин; брат - братнин; дочь - дочернин, дочерний; отец - отцов; Владислав - Владиславлев; Пушкин - пушкинский (пушкинская квартира). В истории русского литературного языка притяжательные прилагательные явились основой образования многих фамилий, имен, географических наименований (Петров, Царицын, Киев, Александров, Иваново и т.п.). Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данный текст, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные образуются от ………………………, обозначающих одушевленные/неодушевленные предметы. Притяжательные прилагательные явились основой для образования. |
Работают в парах. Приходят к выводу, что притяжательные прилагательные отвечают на вопрос чей? И обозначают принадлежность. Работают в группах. |
ЛУУД: задаются вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; РУУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме нахождения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона ПУУД: выбор оснований и критериев для сравнения, анализа, синтеза объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; КУУД: планирование учебного сотрудничества в группе способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
5 мин. 7 мин. |
||||||||||
VI. Афиширование полученных результатов, приведение в систему |
|||||||||||||||
1. 2. |
Афиширование Цель: выстроить в систему знания по теме в виде таблицы Самопроверка Цель: проверить верность наблюдений |
Предлагаю представить ваши наблюдения. Сверьте свои ответы с учебником ( стр.20). Есть дополнения? |
Индивидуально Афишируют результаты наблюдений, составляют таблицу отличительных признаков притяжательных прилагательных, сверяют свои ответы с учебником, при необходимости добавляют таблицу |
КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4мин. |
||||||||||
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (с самопроверкой по эталону) |
|||||||||||||||
1. |
«Проверим по эталону» Цель: выяснить уровень понимания темы и организовать самодиагностику |
А сейчас я вам предлагаю применить полученные знания на практике. Задание: распределите следующие прилагательные по трем столбикам, вставьте пропущенные орфограммы
Словосочетания: Страусово (перо), ч..рный (дым), папина (шляпа), т..жёлый (кирпич), больш..й (дом), б..гровый (закат), прошл..годняя (листва), ру(с,сс)кая (девочка), лу(н,нн)ый (свет), с..бачий (нос), пр..вокзальная (площадь), птиц..н (клюв). Проверьте правильность заполнения по слайду. Оцените себя. |
Индивидуально. Выполняют задание, проверяют по эталону, ставят отметку |
РУУД: саморегуляция ПУУД: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера КУУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем |
5 мин. |
||||||||||
3 |
«Домашнее задание» Цель: прокомментировать домашнее задание, выполнение которого будет обсуждено на следующем уроке |
Дома еще раз просмотрите записи в таблице, прочитайте правило на стр.20-21 учебника. Практическое задание я вам предлагаю на выбор: Составить небольшую сказку, употребив притяжательные прилагательные. Выполнить упр.349 |
Индивидуально. Записывают домашнее задание |
ПУУД: поиск, обработка информации; осознание поставленной задачи; |
2 мин. |
||||||||||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
|||||||||||||||
1. |
«Оцени себя» Цель: провести рефлексию собственной деятельности. |
Давайте вернемся к целям урока. Все ли цели были достигнуты на уроке? У меня в руках сердце. Я хочу подарить его вам, потому что оно уже принадлежало вам, когда вы первый раз пришли ко мне на урок. И так как впереди нас ждет самый чудесный праздник Новый год, то и оценить свою работу на уроке предлагаю с помощью новогодних атрибутов: Мне понятна тема урока – снеговик Остались вопросы – снежинка Ничего не понял (а) – снежный ком |
Индивидуально. Выполняют пожелания учителя |
ЛУУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке; ПУУД: анализ деятельности на уроке; КУУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
2 мин. |