12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Боровикова Галина Александровна374
Россия, Марий Эл респ., поселок Мариец

презентация к уроку "Словари" 6 класс
PPTX / 3.86 Мб

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Словари»

«Мы такие с ним друзья!»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Класс: 6

Цель и задачи:

Цель: знакомство с разными видами словарей, обучение работе со словарями

(в т.ч. с электронными словарями), развитие орфографических навыков, навыков самостоятельной работы, мотивации к познавательной и творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные: формировать умение работать с разными типами лексических словарей

Развивающие: развивать мыслительные операции посредством наблюдения, сравнения, обобщения, сознательного восприятия учебного материала;

Воспитывающие: воспитывать языковую культуру, прививать интерес к изучению русского языка, толерантность в общении со сверстниками.

УУД:
Личностные: умение правильно оценивать себя: это позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает значимость решения учебных задач;

Регулятивные: умение ставить себе конкретную цель, прогнозировать возможные ситуации;

Познавательные: целеполагание, умение самостоятельно собирать нужные сведения, проводить наблюдения, делать вывод;

Коммуникативные: донесение своей позиции до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Основной дидактический метод: деятельностный

Частные методы и приемы: словесные, наглядные, игровые приемы.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, групповой работы, индивидуального подхода, технология развития критического мышления.

Описание методов оценивания: самооценка, оценка учителем.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ответственности за произнесенное;

Предметные: осознание того, какое место занимают словари в изучении русского языка; понимание, как правильно ими пользоваться.

Метапредметные: использование лексических словарей, извлечение нужной информации из текстов и словарных статей, содержащих теоретические сведения.

Оборудование: урок проводится в кабинете информатики ( с наличием выхода в интернет), презентация, словари ( в т.ч.электронные словари), учебник, дидактические игры, набор цветных карточек.


 

Ход урока:

Организационный момент.

Цель: проверка готовности обучающихся к уроку, их настрой на работу

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная

Функция преподавателя на данном этапе: организаторская

Приемы и формы работы: приветствие учителя, проверка готовности детей к работе

Форма контроля: контроль учителя

Актуализация знаний, введение в тему.

Цель: повторение ранее усвоенных знаний, подведение детей к формулировке темы.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная (создание проблемной ситуации).

Функции преподавателя на данном этапе: координирующая.

Приемы и формы работы: дидактическая игра «Угадай слово», «корзина» идей.

Форма контроля: оценка учителем правильности рассуждения.

Слово учителя:

- Ребята! Я назвала наш урок: «Мы такие с ним друзья!» ( слайд 1)

Эпиграфом к уроку будут слова известной вам песни:

слайд 2


Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий,
Верный друг!

- О чем же мы сегодня будем говорить, что будет темой нашего урока, кого мы можем назвать верным другом при изучении русского языка? (ответы детей)

- Мы проверим ваши предположения с помощью загадок:

По улице не ходит, в окно не глядит, никого не спрашивает, но всё знает. Кто его открывает, тот всё понимает.

Любой он речи государь –
Наш всезнающий …(словарь.)

- Какая же у нас сегодня тема урока?

(ответы детей)

- запись темы на доске и в тетрадях: Словари (слайд 3)

«Мы такие с ним друзья!»

- Для того, чтобы вспомнить, какие словари нам помогают на уроках, вам нужно будет

закончить начатое мною высказывание:

1. Если непонятно слово,
Если, как писать, не знаю,
Нету выхода иного –
Эту книгу открываю.
Здесь всё чётко, всё правдиво...
Что за книга? Вот уж диво!
Нет, не диво, даже встарь
Был составлен тот...
орфографический словарь (слайд 4)

2. Если нам нужно узнать схожее по значению слово, то мы обратимся к словарю синонимов(слайд 5)

3. Понять, как образовано слово, нам поможет школьный словарь образования слов русского языка (слайд 6)

4. Если нам непонятно значение слова, то на помощь к нам придет толковый словарь

( слайд 7)

5. Поставить правильно ударение в слове нам поможет орфоэпический словарь

(слайд 8)

6. Уточнить, из какого языка заимствовано слово, нам поможет словарь иностранных слов (слайд 9)

3. Овладение новыми знаниями

Цель: обеспечение условиями для восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Иллюстративные и дидактические материалы: словари (электронные словари), учебник, дидактические игры, презентация, набор цветных карточек

Форма организации деятельности: работа в группах

Слово учителя:

- Ребята, у вас есть друзья? (ответы детей)

- Вы хорошо их знаете? (ответы детей)

- Словари мы тоже считаем верными друзьями, потому что они наши спутники при изучении русского языка. А что вы знаете о словарях? ( ответы детей) Я предлагаю вам познакомиться с ними поближе, лучше узнать их особенности.

-для дальнейшей работы вам нужно будет разделиться на четыре группы ( с помощью карточек, которые лежат перед вами – по цвету)

- Каждая из групп будет работать, в соответствии с заданием, с тем словарем, в котором она сможет найти нужную информацию:

1 группа – ищет значение слова «словарь» в толковом словаре С.И.Ожегова

2 группа – подбирает синонимы к слову словарь, проверяя себя в словаре синонимов

3 группа – изучает состав слова с помощью словаря морфемных разборов

4 группа – уточняет происхождение слова с помощью этимологического словаря

- Вы не только должны найти информацию, но и выделить в ней то, что непосредственно относится к нашей теме.

- Что у нас получилось?

- Ответы детей (один человек из группы)

1 группа: значение (слайд 10)

словарь, слов′арь, -я, м.
1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Толковый с. Энциклопедический с. Фразеологический с. Двуязычный с. Терминологический с. Словари синонимов, омонимов, антонимов. С. морфем (толкующий значимые части слов).
уменьш. словарик, -а, м. (к 1 знач.).
прил. словарный, -ая, -ое. Словарная статья (главка словаря, посвящённая отдельному слову или фразеологизму, вынесенному в её заглавие). С. запас.

2 группа:

Синонимы (слайд 11)
книга; словарный запас; лексика; лексический состав; запас слов; лексикон; разговорник; кладовая слов; словник; микрословарь; словарник; словарь-однотомник; словарь-многотомник; словарь-минимум; словотолкователь; онлайн-словарь; словарь-гигант; сверхсловарь; суперсловарь; спецсловарь; азбуковник; словарь-переводчик; словарь-указатель; словарь-справочник; интернет-словарь;

3 группа:

Части слова: словарь (слайд 12)

Встречаются два варианта морфемного разбора:
Состав слова: https://obrazovaka.ru/koren-slova/slovar.html
словарь — корень, 
нулевое окончание, 
словарь — основа слова.

Состав слова:
слов — корень (общеславянский)

арь - суффикс
нулевое окончание, 
словарь — основа слова.

Морфемно-орфографический словарь сайта udarenieru.ru, 2014-2019.

! Комментарий

Внимание! В слове «словарь» А.Н. Тихонов не выделяет суффикс «ар», хотя выделяет его в таких словах, как «букварь», «вратарь» и т.д. См.: Тихонов А.Н., Морфемно-орфографический словарь русского языка: ок. 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 704 с.

 

4 группа:

Происхождение слова: Слайд 13

Сло́во. Образовано от лексемы «слово». Теснейшим образом связано со «слыть», «слава», а может быть, и со «славянин»… Самым старым значением было, вероятно, что-то близкое к «звук», «гул». По-латышски «slava», «slave» так и значит: «хвала», «призыв», «шум».

 

Функции преподавателя на данном этапе: координирующая, консультирующая

Форма контроля: контроль правильности рассуждений учителем

Слово учителя: основным типом лексических словарей являются толковые словари (академические, школьные, профессиональные), которые состоят, как вы уже видели, из словарных статей. В настоящее время мы имеем возможность получать информацию из онлайн-словарей, в чем вы сами могли убедиться, работая в группах.

Гимнастика для глаз (слайд 14)

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Слово учителя: у каждого из нас есть родители, а у словаря такими « родителями» является тот человек, который создал словарь. Случается так, что человек, занявшись составлением словаря, посвящает этому всю свою жизнь. Таким человеком был Владимир Иванович Даль, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». У вас в учебниках рассказывается история о том, что побудило его начать заниматься составлением словаря (слайд 15)

- работа с упражнением 119, стр. 65 (чтение текста, беседа по тексту)

Функции преподавателя: консультативная

Слово учителя: Все мы знаем свой день рождения, у словаря тоже он есть – это 22 ноября

Приемы и формы работы: сообщение ученика о Дне словаря ( слайд 16)

Впервые идея Дня словарей и энциклопедий была озвучена 4 года назад Михаилом Эпштейном, профессором русской литературы университета Эмори (США), членом Российского Пен-клуба и Академии российской современной словесности (АРСС).  Правда, изначально речь шла только о празднике под названием «День словарей». 
Затем к решению вопроса подключились Музей Владимира Ивановича Даля и Общество любителей российской словесности (ОЛРС), обратившись к депутатам Государственной Думы. И хотя со стороны народных избранников идея должного отклика не получила, она нашла поддержку в Совете Федерации: председатель Совета Федерации Сергей Миронов обещал помочь в продвижении предложения. В 2018 году состоялось первое празднование Дня словарей и энциклопедий. Новый праздник призван стать днём памяти В. И. Даля (22 ноября — день рождения великого ученого) и возрастающей роли словарей и энциклопедий. 

4 этап. Обобщение изученной темы. Домашнее задание.

Цель: обобщение усвоенного, комментарий к домашнему заданию

Форма работы: групповая

Роль преподавателя: координирующая, консультативная

Слово учителя: На день рождения принято дарить подарки, мы с вами тоже можем приготовить подарок для нашего верного друга - словаря. Это будет синвейн, составленный вами в группах. Алгоритм составления синквейна перед вами (слайд 17)

Сиквейн - короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк. Классический сиквейн составляется следующим образом :

первая строка - одно слово(существительное или местоимение), выражающее тему,

вторая строка - два слова (прилагательное или причастие), описывающие свойства, признаки темы,

третья строка - три слова (глаголы или деепричастия), описывающие действие темы,

четвертая строка - фраза или предложение из четырех слов, выражающее отношение автора к теме,

одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы, резюме.

 

-чтение синквейнов

- вывод по теме урока делают сами ученики ( слайд 18)

Контроль учителя за ответами детей, за записью в дневниках, оценки за урок

Домашнее задание: правило, стр.77, упр.139

5 этап рефлексия деятельности

Прием: «Самооценка учащихся»

Цель: подведение итогов совместной работы учеников, достижения поставленной цели.

Роль преподавателя: координирующая

знаю

узнал

Надо обсудить

 

 

 


 


 

Интернет-источники:

http://www.lyricshare.net/ru/detskie-pesenki/druzgba-krepkaya-ne-slomaetsya.html

http://900igr.net/datas/literatura/Pismo/0047-047-Slovar.jpg

https://otvet.mail.ru/question/98473584

https://ozhegov.slovaronline.com/32372-SLOVAR

https://sinonim.org/s/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C#list-s

http://morphemeonline.ru/%D0%A1/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C

https://lexicography.online/etymology/%D1%81/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE

https://oftalmologiya.info/18-gimnastika-dlya-glaz.html#1

https://yandex.ru/znatoki/question/relations/kak_pravilno_sostavit_sinkvein_stoit_li_72c3733f/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#df852c3d-b728-4f8f-ae02-37c85fd2174a

http://www.encyclopedia.ru/news/enc/detail/44114/

http://www.slovorod.ru/slavic-roots/osl-s.html

https://udarenieru.ru/index.php?word=on&morph_word=%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Селиванова Галина Геннадьевна, 09.10.23 в 11:18 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за конспект урока! К сожалению, такой формат презентации у меня не скачался. Тема интересная.
Боровикова Галина Александровна, 11.10.23 в 21:09 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за отзыв!!! У меня проблем со скачиванием презентации нет, если нужно, то я могу вам дать ссылку (В контакте)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.