Урок русского языка на тему «Словари — наши помощники» (6 класс)
Задание: Объясните значение слова работа в каждом предложении:
1) Сегодня мне нужно выполнить Контрольную работу.
3) Анна Ивановна скоро выйдет на работу.
4) Из этого материала мастер выполнил хорошую работу.
Задание: По словарю дайте толкование слов:
мираж, фантастика, терраса, карнавал, театр
Задание: Объясните значение слова работа в каждом предложении:
1) Сегодня мне нужно выполнить Контрольную работу.
3) Анна Ивановна скоро выйдет на работу.
4) Из этого материала мастер выполнил хорошую работу.
Задание: По словарю дайте толкование слов:
мираж, фантастика, терраса, карнавал, театр
Задание: Объясните значение слова работа в каждом предложении:
1) Сегодня мне нужно выполнить Контрольную работу.
3) Анна Ивановна скоро выйдет на работу.
4) Из этого материала мастер выполнил хорошую работу.
Задание: По словарю дайте толкование слов:
мираж, фантастика, терраса, карнавал, театр.
Задание: Замените слово сказал на синонимы.
- Здравствуй, Вася! Куда ты идёшь? – сказал Саша.
- В кино, - сказал Вася.
- А билеты ты ещё не купил? – сказал Саша.
- Вот они. Есть и на твою долю, - сказал Вася.
- Ура! – сказал Саша.
- Ура-а-а! – сказали оба.
Задание: Замените слово сказал на синонимы.
- Здравствуй, Вася! Куда ты идёшь? – сказал Саша.
- В кино, - сказал Вася.
- А билеты ты ещё не купил? – сказал Саша.
- Вот они. Есть и на твою долю, - сказал Вася.
- Ура! – сказал Саша.
- Ура-а-а! – сказали оба.
Задание: Замените слово сказал на синонимы.
- Здравствуй, Вася! Куда ты идёшь? – сказал Саша.
- В кино, - сказал Вася.
- А билеты ты ещё не купил? – сказал Саша.
- Вот они. Есть и на твою долю, - сказал Вася.
- Ура! – сказал Саша.
- Ура-а-а! – сказали оба.
Задание: Составьте предложения с фразеологическими оборотами:
Ни пуха ни пера.
Считать ворон.
Вертится на языке.
Задание: Составьте предложения с фразеологическими оборотами:
Все в руках горит.
Наврать с три короба.
Глаза разбежались.
Задание: Составьте предложения с фразеологическими оборотами:
Намотать на ус.
Считать ворон.
Вертится на языке.
Задание: Найдите в предложенном тексте фразеологические обороты и подчеркните их .
«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Задание: Найдите в предложенном тексте фразеологические обороты и подчеркните их .
«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Задание: Найдите в предложенном тексте фразеологические обороты и подчеркните их .
«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Задание: 1. Выберите из предложенных слов, слова иностранного происхождения: тембр, локон, аннотация, рукопожатие, сибарит, сыч, рефлексия, подарок, автор.
Задание:2. Составьте 3 словосочетания, употребляя заимствованные слова (из словаря)
Задание: 1. Выберите из предложенных слов, слова иностранного происхождения: абориген, оксюморон, запах, срам, апломб, мустанг, эксцесс, прибой, справка.
Задание: 2. Составьте 3 словосочетания, употребляя заимствованные слова (из словаря)
Задание: 1. Выберите из предложенных слов, слова иностранного происхождения: тонус, кредо, уйма, форточка, сантименты, добряк, скептицизм, стая, сокровищница.
Задание: 2. Составьте 3 словосочетания, употребляя заимствованные слова (из словаря)
Задание1: Найдите слова антонимы в пословицах и поговорках:
Ученье-свет, а неученье-тьма.
Меньше говори, а больше делай.
Труд кормит, а лень портит.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Большая работа лучше большого безделья.
Лето собирает, а зима подъедает.
Чужбина-калина, родина-малина.
Задание2: найди противоположное слово:
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце…
Огонь горячий, а лед…
Тополь высокий, а шиповник…
Река широкая, а ручей…
Камень тяжелый, а пух…
Редька горькая, а груша…
Задание1: Найдите слова антонимы в пословицах и поговорках:
Ученье-свет, а неученье-тьма.
Меньше говори, а больше делай.
Труд кормит, а лень портит.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Большая работа лучше большого безделья.
Лето собирает, а зима подъедает.
Чужбина-калина, родина-малина.
Задание2: найди противоположное слово:
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце…
Огонь горячий, а лед…
Тополь высокий, а шиповник…
Река широкая, а ручей…
Камень тяжелый, а пух…
Редька горькая, а груша…
Задание1: Найдите слова антонимы в пословицах и поговорках:
Ученье-свет, а неученье-тьма.
Меньше говори, а больше делай.
Труд кормит, а лень портит.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Большая работа лучше большого безделья.
Лето собирает, а зима подъедает.
Чужбина-калина, родина-малина.
Задание2: найди противоположное слово:
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце…
Огонь горячий, а лед…
Тополь высокий, а шиповник…
Река широкая, а ручей…
Камень тяжелый, а пух…
Редька горькая, а груша…
Задание1: Найдите слова антонимы в пословицах и поговорках:
Ученье-свет, а неученье-тьма.
Меньше говори, а больше делай.
Труд кормит, а лень портит.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Большая работа лучше большого безделья.
Лето собирает, а зима подъедает.
Чужбина-калина, родина-малина.
Задание2: найди противоположное слово:
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце…
Огонь горячий, а лед…
Тополь высокий, а шиповник…
Река широкая, а ручей…
Камень тяжелый, а пух…
Редька горькая, а груша…
10+10
Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» — черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.