Урок русского языка в 6 классе «Состав слова»
Русский язык 6 класс
Тема: Состав слова
Цель: закрепить приобретенные знания о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании.
Задачи: усовершенствовать на практике правила правописания значимых частиц слова; развивать коммуникативные умения, устную и письменную речь; воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Вид урока: итоговый урок
Ход урока
Вступительная часть.
Учитель. Дети, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну Слова. Там живут части слова – корень, приставка, суффикс, окончание. Но у них случилось горе : каждая из частей слова хочет быть главной. А случилось это так: они строили дворец, работали дружно, а когда началось заселение – рассорились и разбежались. Остался лишь почтенный Корень. Мы должны своими знаниями помочь ему собрать части слова. Поспешим на помощь!
Основная часть.
Класс делится на две группы: «Находчивые» и «Остроумные». Роль Корня исполняет ученик.
Корень. Я - почтенный Корень.
Во мне слова смысл упрятан.
Это помните, ребята.
От меня растут всегда
Быстро новые слова.
Лес – лесник, лесной, лесок,
Дружный – друг, дружить, дружок.
В этих семьях есть глава,
Это корень слова – Я!
Предлагаю вам дуэль: «Знаешь правила – правильно пиши».
Корень ставит вопросы, а участники групп отвечают:
- Что называется корнем?
- Подбери однокоренные слова к словам ВОДА, ЗЕМЛЯ.
- Что называется приставкой?
Прочитайте загадки. Выберите из скобок нужную по смыслу приставку в словах. Запишите отгадки.
- Без воды кусок душистый не (от-, пере-)моет руки чисто.
- На зеленой тонкой ножке (до-, вы-)рос шарик у дорожки.
-Что называется суффиксом?
-Запишите ласковые формы слов МАМА, ДОЧЬ.
-Для чего служит окончание?
-Свяжите слова по смыслу с помощью окончаний, выделите окончания:
Ремонт, парта. Вымыть, доска. Рассказ, учитель. Конец, урок.
Учитель. Молодцы, ребята, задания выполнили хорошо. А теперь проведем игру на внимание «Третий лишний» (нужно удалить лишнее слово):
Бег, бежать, забег.
Лесной, лесник, лес.
Дерево, деревянный, дереву.
Береза, березонька, березовый.
Учитель. А теперь пришло время второго этапа соревнований. Разберите слова по составу и начертите их схемы:
Груз, нагрузка, грузовой.
Поход, ходить, походка.
Учитель. Ребята, с предыдущими заданиями вы справились хорошо. Но Король сомневается, умеете ли вы грамотно писать. Он предлагает вам работу с сигнальными карточками. Поэтому повторяем правило, как проверить безударную гласную. (Дети отвечают)
Группа «Находчивые» записывает слова с пропущенной буквой, а «Остроумные» подбирают проверочное слово:
Л …сной - ____ , к …тенок -____ , гр …бок - _____ , р …ка - _____ ,
н …чной - ____ , м…рить - ____ .
Заключительная часть.
Учитель. Задания выполнили правильно. Корень доволен. Вот и пришло время правильно расставить части слова. (Ученик на магнитной доске располагает части слова).
Мы с вами смогли помочь собраться всем частям слова в дворец. А как же называется дворец, который строили слова? На этот вопрос поможет ответить игра «Шифровальщик»
19 | 13 | 16 | 3 | 1 | 18 | 30 |
Учитель. Ребята, мы выяснили, что дворец, который строили слова, называется СЛОВАРЬ. А какие вы знаете словари?
Одним из создателей толкового словаря является наш земляк – Владимир Даль, 220 – летие которого мы отмечаем в этом году.
В. И. Даль родился 10 ноября 1801 года в Луганске. С детства был очень привязан к родине, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.
«Толковый словарь» Даля – дело всей его жизни. В четырёх томах его словаря собрано около двести тысяч слов. Сам же он о своём труде сказал просто: « Я любил отчизну свою и принёс ей должную мною крупицу по силам».
Смотрит с портрета старец мудрый,
Смотрит куда - то вдаль.
Это земляк наш, лингвист великий,
Это Владимир Даль.
Близок он был с родным народом,
Мудрость великую в фольклоре искал.
Гордился всегда славянским родом,
Слова и пословицы много лет собирал.
А после, собрав все слова воедино,
Даль поместил их в «Толковый словарь»
И знает теперь весь мир огромный,
Кто же такой Владимир Даль.