Урок русского языка в 7 классе на тему «Причастие, ты такое загадочное»

6
0
Материал опубликован 13 April 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Аннотация

В 7 классе тема «Причастие» - одна из самых сложных. Из урока в урок ведется систематическое и целенаправленное закрепление знаний: определений, пунктуационных и орфографических навыков.

Использования ПК, мультимедийные технологий: анимации, звука на уроках русского языка в комплексе с другими средствами обучения дает более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, развитию стойкого интереса учащихся к русскому языку. Визуальное восприятие материала активизирует зрительную и эмоциональную память. Также широко используются обучающие программы при усвоении нового материала, тренировочные - при закреплении материала, контролирующие - для проверки усвоения полученных знаний и навыков, что позволяет вести обучение более эффективно, освобождая учителя от проблем тренировки и контроля и создавая условия для индивидуальной работы учащихся.

"Причастие, ты такое загадочное"

Цели урока:

  • научить разл ичать действительные причастия настоящего и прошедшего времени;
  • закрепить умение писать гласную в суффиксе действительного причастия настоящего времени и гласную перед суффиксом в причастиях прошедшего времени;
  • тренировать в употреблении причастий в речи.
  • развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
  • воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
  • формировать  навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

Задачи:

Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.

Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.

Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

Тип урока. Урок-практикум.

Оборудование: Репродукции картин И.И. Левитан «Тихая обитель»,

Георгий Дмитриев «Волны», индивидуальные карточки, презентация, экран.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Ход урока.

Орг. Момент. Проверка домашнего задания.

В это время трое учащихся выполняют индивидуальные задания по

карточкам.

Карточка №1

1).  Спиши, вставив пропущенные буквы

Бор…щийся народ, держ…щий знамя, развева…щийся по ветру, стро…щий школу, та…щий снег, кол…щий предмет, пол…щий огород, кол…щий дрова, ро…щий канаву, дремл…щий великан, колебл…щийся тростник, дежур…щий милиционер, скач…щие на конях, маяч…щие огни, стел…щийся туман, колыш…щиеся отражения, готов…щие выступление.

2). Найти словосочетания «прилаг.+ сущ.»

1. стоящий мальчик                                                    6. болотная вода
2. засеянное поле                                                        7. горячая печь
3. летящая птица                                                         8. спеющая ягода
4. светлое небо                                                             9. мелкий брод
5. собранные грибы                                                     10. последний лист

Карточка №2

1) Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые. Причастные обороты выдели.

1.  К реке сбегает тропинка едва вид…мая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаря…мая луной. 3. Шелестит камыш чуть колебл…мый ветром. 4. Чьи- то голоса слыш…мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Пригиба…мая ветром трава ложилась на землю.

2) Найти словосочетания «прич. + определяемое слово»

1. служащие родине                                         6. рассказанного стариком
2. растаявшие льдины                                      7. скошенные косой
3. построенные арендаторами                         8. исследованной местностью
4. с обрадованными ребятишками               9. прочитавшего книгу
5. разбросанные ребенком                               10. светящиеся окна

Карточка № 3

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Слыш…вший шорох, прав…вший конями, обид…вший ребенка, раста…вший снег, увид…вший паука, направ…вший пешехода, постро…вший дом, ужал…вшего малыша, ла…вшей собаки, об отта..вшей земле, завис…вший от обстоятельств, ненавид…вший врагов, с встрет…вшимся другом, рассе…вший сомнения.

2)  Найти словосочетания «прич. + зависимое слово»

1. разведанная геологами                           6. дремлющего океана
2. освещенная луной                                   7. замешанные в преступлении
3. обнаруженного противника                   8. пенящиеся струи
4. расчищенная школьниками                   9. колеблющиеся от ветра
5. в написанных словах                               10. стоящей лампы

Беседа с учащимися:

- что такое причастие?

- что оно обозначает?

- на какие части речи похоже причастие?

ІІ. Сообщение темы и цели урока.

III. Закрепление и практическое применение знаний

Проверка знаний.

Учитель: Сегодня активным участником урока станет компьютер. Он будет давать вам задания, и помогать в проверке выполненного. Итак, проверим ваши знания по теме «Причастие». Вам предлагается за 5 минут выполнить тестовые задания. Компьютер оценит ваши знания.

Цифровой диктант.

1-действительные причастия настоящего времени.

2-действительные причастия прошедшего времени.

Горюющая женщина; скакавший всадник; разговаривавшие по телефону; синеющее небо; улетающие птицы; плавающие рыбки; облетевшие листья; расчесавшийся малыш.

3. Задание. Образовать от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени, определить время.

-Какую гласную нужно писать перед суффиксом –вш?

Расклеить, увидеть, таять, строить, зависеть, привезти, нести, дарить.

4. Задание. Образуйте по образцу глаголы настоящего времени несовершённого вида, затем действительные причастия настоящего времени м. рода.

Образец: дарить II спр. - дарят - дарящий.

Образец: дарить II спр. - дарят - дарящий.

 

Выделите страдательные причастия прошедшего времени. 

1. Он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать.
2. Смятый орёл с трудом справился в воздухе и полетел обратно.
3. Она побежала за уплывающей игрушкой.
4. И много всего такого проходило в моей опечаленной голове. 

Выполни морфологический разбор причастия:

Освеженные дождем цветы нежно благоухают.

Образуйте краткие причастия:
устроенный – 
накормленный –
прерванный – 
рассаженный –

Вставить пропущенные буквы, найти «3-й лишний», подчеркнуть.

а) балова…ый ребёнок, плавле…ый сырок, нечая…ая встреча,

б) варё…ый картофель, печё…ое в духовке яблоко, излома…ая линия,

в) краше…ая шерсть, вяза…ая кофточка, ране…ый в ногу.

 

Стили речи

 – К какому стилю речи относятся данные словосочетания? Составьте с одним из них предложение с причастным оборотом.

Озарённые утренним солнцем,

приютившиеся на склонах гор; д

авно небритое лицо, сгорбленная спина;

проезжий, окутанный шалью. (Художественный стиль)

- Дополнительный вопрос: «Узнай портрет героя»?

(Самсон Вырин и Минский из повести «Станционный смотритель»).

 

Задание. Перед вами репродукции картин. Напишите мини-сочинение используя причастия.

1-й вариант – по картине И.И. Левитана «Тихая обитель»

2-й вариант – по картине Георгия Дмитриева «Волны»

Наиболее удачные сочинения зачитываем вслух.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: закончить сочинение

 


Здесь будет файл: /data/edu/files/u1460649304.pptx (Причастие, ты такое загадочное)

Предварительный просмотр презентации

"Причастие, ты такое загадочное" Автор Учитель русского языка и литературы Авдеева н. П. Донецкая Общеобразовательная школа №89

Цели урока: научить различать действительные причастия настоящего и прошедшего времени; закрепить умение писать гласную в суффиксе действительного причастия настоящего времени и гласную перед суффиксом в причастиях прошедшего времени; тренировать в употреблении причастий в речи. развивать логическое мышление и устную речь учащихся; воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету; формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение. Задачи: Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников. Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля. Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

Цифровой диктант. Цифровой диктант. 1-действительные причастия настоящего времени. 2-действительные причастия прошедшего времени. Горюющая женщина; скакавший всадник; разговаривавшие по телефону; синеющее небо; улетающие птицы; плавающие рыбки; облетевшие листья; расчесавшийся малыш.

Образовать от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени, определить время. Образовать от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени, определить время. -Какую гласную нужно писать перед суффиксом –вш? Расклеить, увидеть, таять, строить, зависеть, привезти, нести, дарить.

Задание. Образуйте по образцу глаголы настоящего времени несовершённого вида, затем действительные причастия настоящего времени м. рода. Образец: дарить II спр. - дарят - дарящий.

Выделите страдательные причастия прошедшего времени. 1. Он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать. 2. Смятый орёл с трудом справился в воздухе и полетел обратно. 3. Она побежала за уплывающей игрушкой. 4. И много всего такого проходило в моей опечаленной голове. 

  Выполни морфологический разбор причастия: Освеженные дождем цветы нежно благоухают.

Образуйте краткие причастия: устроенный –  накормленный – прерванный –  рассаженный –

Вставить пропущенные буквы, найти «3-й лишний», подчеркнуть. а) балова…ый ребёнок, плавле…ый сырок, нечая…ая встреча, б) варё…ый картофель, печё…ое в духовке яблоко, излома…ая линия, в) краше…ая шерсть, вяза…ая кофточка, ране…ый в ногу.

Стили речи Стили речи – К какому стилю речи относятся данные словосочетания? Составьте с одним из них предложение с причастным оборотом. Озарённые утренним солнцем, приютившиеся на склонах гор; давно небритое лицо, сгорбленная спина; проезжий, окутанный шалью.

Задание. Перед вами репродукции картин. Напишите мини-сочинение используя причастия. Задание. Перед вами репродукции картин. Напишите мини-сочинение используя причастия.

1-й вариант – по картине И.И. Левитана «Тихая обитель»

2-й вариант – по картине Георгия Дмитриева «Волны»

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.