Урок русского языка в 7 классе на тему «Причастие как часть речи»

6
1
Материал опубликован 26 January 2017 в группе

Администрация Кожевниковского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Осиновская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"

Автор: Демидович Лариса Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Осиновская СОШ»

Цель деятельности учителя

1. Ознакомление учащихся с общей характеристикой причастий, рассмотрение грамматических признаков данной части речи.

2.Формирование умений отличать причастия от прилагательных.

3.Формирование навыка находить причастие в тексте

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику причастия по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о причастии в форме научного описания; находить причастие в тексте.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетенция): способность использовать родной язык как средство получения знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, деятельно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Морфологические признаки части речи, причастие.

Сценарий урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Мы с вами рады видеть друг друга, а значит у нас все получится.

 – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

 – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей).

Листы обратной связи

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Инсценирование, эвристическая беседа по теме урока

Вступительное слово Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со сказки. Приложение 1

- О чем эта сказка?

-Сформулируйте тему урока.

Выслушивает варианты ответов учащихся

Запишите тему в тетрадях: «Что такое причастие?»

 

Воспринимают на слух информацию. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Формулируют тему урока.

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения

 

Для того чтобы вы смогли сформулировать цель урока предлагаю вам выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-»

- Причастие - это самостоятельная часть речи.

- Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.

- Причастия бывают 1 и 2 спряжения.

- Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

- Причастия могут быть действительными и страдательными.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы.

Формулируют цель учебной деятельности.

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Устные ответы

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Наблюдение и анализ языковых средств, заполнение концептуальной таблицы

Ребята я предлагаю вам побыть исследователями

Лингвистические наблюдения

Ребята, на доске дана концептуальная таблица, которую вы должны заполнить в группах, опираясь на текст учебника.

Беседа

Определите общее значение прилагательного и глагола.

Определите морфологические признаки прилагательного и глагола

Определите синтаксическую роль прилагательного и глагола

Найдите признаки в характеристике причастия, свойственные прилагательному и глаголу

 

План характеристики

Синий

Синеющий

Синеет

I.Общее значение

Признак предмета

Признак предмета по действию

Действие

II.Морфологические признаки

Постоянные: качественное.

Непостоянные: ед.ч.,муж.р.,И.п.

Постоянные:несов, вид, неперех., невозвр., наст.вр.

Непостоянные: ед,ч.,муж.р., И.п.

Постоянные: несов. вид, неперех., невозвр.

Непостоянные: изъяв. Наклонение, наст вр., 3-е лицо

III. Синтаксическая роль

Определение

Определение

Сказуемое

Знакомятся с заданием.

В сотрудничестве с одноклассниками заполняют таблицу

Парная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждатьо причинах своего успехаили неуспеха в учении, связывая успкхи с усилиями, трудолюбием

Познавательные: извлекают необходимую информациюиз прослушанного объясненияучителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

 

5.Творчекая практическая деятельность по реализации построения проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи (устно). Записаны на доске.

Мы встретили старика,        Мы встретили старика,        

Который жил в избе,        Который жил в избе,

Которая стояла на опушке леса.        стоящей на опушке леса.

Книга, которая лежит на        Лежащая на столе книга

столе, уже прочитана.        уже прочитана.

За столом сидят ученики        За столом сидят ученики,          

и читают книгу.        читающие книгу.        

Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают с учебными пособиями.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы.

Устные ответы

6. Первичное закрепление с комментированием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа.

Выполните упражнение 76 из учебника.

1 группа выписывает причастие вместе с существительными.

2 группа выписывает прилагательное вместе с существительными.

Принимают участие в работе, выполняют упражнения

Групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно –познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Вопросы для уточнения информации

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Записать отрывок стихотворения А. С. Пушкина. Найти причастия.

Редеет облаков летучая гряда;

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины;

Люблю твой слабый свет в небесной вышине:

Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Выполняют упражнение

Индивидуальная

Личностные: нравственно-этической оценивание усваимого содержания

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Устные ответы

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий

Заполнение «Ромашка Блума»

Причастие – это самостоятельная часть речи?

Причастие – это самостоятельная часть речи?

Почему причастия не имеют формы будущего времени?

Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?

Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи? Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?

Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему, пройдём тест.(Задание выводятся на слайде, ученики затем по ключу проверяют свои ответы).Приложение 2

Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладенияновым учебным материалом непосредственно на уроке.

Составляют вопросы.

Работают с тестом

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Вопросы для уточнения информации

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключительная беседа по вопросам

Ребята я думаю, что мы сегодня неплохо потрудились. Давайте поднлимся своими ощущениями.

Какие трудности у вас возникли во время работы?

Как вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке?

Дайте оценку нашей работе: выберете смайлик соответствующий вашему настроению сейчас.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи.

Приложение 1

Сказка

«Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ- -ющ-, -ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-,-т-ем-(-ом-),-им--Скучно им было жить на белом свете, и решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на свое одиночество. Рассказали суффиксы ему о своем житье-бытье. Говорит им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, — основу».
— Спасибо! — ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам, получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.
Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник — Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.
— Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.
— Спасибо, доброе прилагательное!
И суффиксы, взяв подарки, довольные и радостные, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Понравилась им такая веселая жизнь, захотелось им быть беззаботными, свободными.
Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистами — надо думать и о других. Возмутились части речи и решили наказать ни к чему не причастных бездельников.
Глагол сказал:
— Называться вы теперь будете Причастиями. А за ваши проказы оставлю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего! Ну и еще, так и быть, оставлю два вида — совершенный и несовершенный.
— А я наказываю вас тем, что будете вы вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, — сказало прилагательное.
Погрустили причастия, погрустили, да делать нечего — надо трудиться. С тех пор ничего плохого за ними не замечали.»

Приложение 2 «Тест»

Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.

1 вариант

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) висящая лампа                                 Г) зеленеющая рожь

Б) висячая лампа                                  Д) летучая мышь

В) летящая птица                                 Е) зеленый дуб

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) нарастающий шум                           Г) растаявший снег

Б) пожелтевшие листья                        Д) низкие облака

В) высохшая трава                                Е) желтая рожь

2 вариант

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) читающий мальчик                          Г) скошенная трава

Б) читальный зал                                  Д) каменный дом

В) созревающие зерна                          Е) поющие птицы

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) пахучее молоко                                Г) смотревший вперед

Б) пахнувшее белье                              Д) мелкий брод

В) спеющая ягода                                 Е) орудийные залпы

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, пригодится в работе!

4 October