Урок русского языка в 7 классе на тему «Причастие как часть речи»
Администрация Кожевниковского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Осиновская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"
Автор: Демидович Лариса Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Осиновская СОШ»
Цель деятельности учителя |
1. Ознакомление учащихся с общей характеристикой причастий, рассмотрение грамматических признаков данной части речи. 2.Формирование умений отличать причастия от прилагательных. 3.Формирование навыка находить причастие в тексте |
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику причастия по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о причастии в форме научного описания; находить причастие в тексте. Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетенция): способность использовать родной язык как средство получения знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения |
Создание проблемных ситуаций, деятельно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование |
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока |
Основные понятия |
Морфологические признаки части речи, причастие. |
Сценарий урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения(универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
||||||||||||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Мы с вами рады видеть друг друга, а значит у нас все получится. – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок… – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски… |
Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. |
Фронтальная |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей). |
Листы обратной связи |
||||||||||||||||
2.Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Инсценирование, эвристическая беседа по теме урока |
Вступительное слово Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со сказки. Приложение 1 - О чем эта сказка? -Сформулируйте тему урока. Выслушивает варианты ответов учащихся Запишите тему в тетрадях: «Что такое причастие?»
|
Воспринимают на слух информацию. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Формулируют тему урока. |
Фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Устные ответы |
||||||||||||||||
3.Выявление места и причины затруднения |
Для того чтобы вы смогли сформулировать цель урока предлагаю вам выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-» - Причастие - это самостоятельная часть речи. - Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного. - Причастия бывают 1 и 2 спряжения. - Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. - Причастия могут быть действительными и страдательными. |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Формулируют цель учебной деятельности. |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции |
Устные ответы |
|||||||||||||||||
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Наблюдение и анализ языковых средств, заполнение концептуальной таблицы |
Ребята я предлагаю вам побыть исследователями Лингвистические наблюдения Ребята, на доске дана концептуальная таблица, которую вы должны заполнить в группах, опираясь на текст учебника. Беседа Определите общее значение прилагательного и глагола. Определите морфологические признаки прилагательного и глагола Определите синтаксическую роль прилагательного и глагола Найдите признаки в характеристике причастия, свойственные прилагательному и глаголу
|
Знакомятся с заданием. В сотрудничестве с одноклассниками заполняют таблицу |
Парная |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждатьо причинах своего успехаили неуспеха в учении, связывая успкхи с усилиями, трудолюбием Познавательные: извлекают необходимую информациюиз прослушанного объясненияучителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания |
|||||||||||||||||
5.Творчекая практическая деятельность по реализации построения проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. |
Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи (устно). Записаны на доске. Мы встретили старика, Мы встретили старика, Который жил в избе, Который жил в избе, Которая стояла на опушке леса. стоящей на опушке леса. Книга, которая лежит на Лежащая на столе книга столе, уже прочитана. уже прочитана. За столом сидят ученики За столом сидят ученики, и читают книгу. читающие книгу. Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной. |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают с учебными пособиями. |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы. |
Устные ответы |
||||||||||||||||
6. Первичное закрепление с комментированием |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа. |
Выполните упражнение 76 из учебника. 1 группа выписывает причастие вместе с существительными. 2 группа выписывает прилагательное вместе с существительными. |
Принимают участие в работе, выполняют упражнения |
Групповая |
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно –познавательные действия в материализованной и умственной форме. |
Вопросы для уточнения информации |
||||||||||||||||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока |
Записать отрывок стихотворения А. С. Пушкина. Найти причастия. Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и черных скал вершины; Люблю твой слабый свет в небесной вышине: Он думы разбудил, уснувшие во мне. |
Выполняют упражнение |
Индивидуальная |
Личностные: нравственно-этической оценивание усваимого содержания Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). |
Устные ответы |
||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий |
Заполнение «Ромашка Блума» Причастие – это самостоятельная часть речи? Причастие – это самостоятельная часть речи? Почему причастия не имеют формы будущего времени? Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий? Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи? Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах? Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему, пройдём тест.(Задание выводятся на слайде, ученики затем по ключу проверяют свои ответы).Приложение 2 Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладенияновым учебным материалом непосредственно на уроке. |
Составляют вопросы. Работают с тестом |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: приобретают умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки |
Вопросы для уточнения информации |
||||||||||||||||
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Заключительная беседа по вопросам |
Ребята я думаю, что мы сегодня неплохо потрудились. Давайте поднлимся своими ощущениями. Какие трудности у вас возникли во время работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Дайте оценку нашей работе: выберете смайлик соответствующий вашему настроению сейчас. |
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |
Индивидуальная |
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи. |
Приложение 1
Сказка
«Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ- -ющ-, -ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-,-т-ем-(-ом-),-им--Скучно им было жить на белом свете, и решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на свое одиночество. Рассказали суффиксы ему о своем житье-бытье. Говорит им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, — основу».
— Спасибо! — ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам, получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.
Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник — Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.
— Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.
— Спасибо, доброе прилагательное!
И суффиксы, взяв подарки, довольные и радостные, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Понравилась им такая веселая жизнь, захотелось им быть беззаботными, свободными.
Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистами — надо думать и о других. Возмутились части речи и решили наказать ни к чему не причастных бездельников.
Глагол сказал:
— Называться вы теперь будете Причастиями. А за ваши проказы оставлю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего! Ну и еще, так и быть, оставлю два вида — совершенный и несовершенный.
— А я наказываю вас тем, что будете вы вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, — сказало прилагательное.
Погрустили причастия, погрустили, да делать нечего — надо трудиться. С тех пор ничего плохого за ними не замечали.»
Приложение 2 «Тест»
Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.
1 вариант
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
А) висящая лампа Г) зеленеющая рожь
Б) висячая лампа Д) летучая мышь
В) летящая птица Е) зеленый дуб
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
А) нарастающий шум Г) растаявший снег
Б) пожелтевшие листья Д) низкие облака
В) высохшая трава Е) желтая рожь
2 вариант
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
А) читающий мальчик Г) скошенная трава
Б) читальный зал Д) каменный дом
В) созревающие зерна Е) поющие птицы
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
А) пахучее молоко Г) смотревший вперед
Б) пахнувшее белье Д) мелкий брод
В) спеющая ягода Е) орудийные залпы
Селиванова Галина Геннадьевна