12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Юдинцева Светлана Сергеевна1013
Учитель русского языка и литературы высшей категории. Стаж работы 29 лет
Россия, Челябинская обл., с.Агаповка
9

Урок русского языка в 7 классе «Чествуя Наума-Грамотника» (Повторение по теме «Деепричастие»)

Урок русского языка в 7классе.

Учитель: Юдинцева Светлана Сергеевна

Тема: Чествуя Наума-Грамотника (Повторение по теме «Деепричастие»).

Цель: в игровой форме закрепить знания по теме «Деепричастие»;

развивать навыки построения рассуждения на лингвис-

тическую тему; воспитывать культуру умственного труда.

Оборудование: Технические средства:

1.компьютер

2.экран

3.мультимедиапроектор

Дидактический материал:

1.Разрезные карточки для составления предложений с

деепричастными оборотами

2.Мини-тест по теме «Деепричастный оборот»

3.карточки для творческой работы

Технологии: Игровая технология, здоровьесберегающие технологии

 

Ход урока:

1.Оргмомент

- Приветствие.

- Сообщение темы урока. { слайд №1}

2.Постановка учебной задачи { слайд №2}

Учитель: 14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума — одного из 12 малых пророков. Этот праздник пришёл к нам из глубины веков. По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, именно в этот день детей отправляли учиться. Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почётом и ласковым словом. Говорили: «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», поэтому к учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму: «Батюшка Наум, наведи на ум».

Сегодня нам с вами предстоит стать учениками старой русской школы. Мы будем повторять тему «Деепричастие». Чтобы урок прошел интереснее, мы с вами разделились на две команды. А вот как учили раньше?(Чтение учеником стихотворения «Как учили в старину») { слайд №3}

Вы уже сидите так, как сидели дети в старой русской школе{ слайд №4}

Нам осталось только выбрать старосту в каждой команде. Староста будет помогать учителю оценивать ответы учеников.

А как же мы будем оценивать ответы? Ведь в старой русской школе ещё не было современных оценок?

В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 год) первая группа отзывов обозначает очень хорошие успехи: "учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального". Вторая группа обозначает успехи средине; "учения посредственного, мерного, нехудого". Третья группа отметок характеризует успехи ниже среднего: "учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого". Для удобства будем использовать жетоны разных цветов. { слайд №5}

Расписание уроков на сегодня:

{ слайд №6}

Урок грамматики

Урок риторики

Переменка

Урок письма

Урок стихосложения

3.Урок грамматики{ слайд №7}

1) Выписать деепричастия совершенного вида:

Заметив, читая, забегая, пробежав,

засмеявшись, решая, пришив,

тренируясь, предлагая,

посмотрев, гуляя (Заметив, пробежав, засмеявшись, пришив,

посмотрев) { слайд №8}

2)Из разрезных карточек составить предложения с деепричастными оборотами.

__________________________________________________________________

Два брата I оставшись (в) двоём I долго сидели у окна.

Врем..нами по реке проб..гала от ветра лё..кая зыбь I св..ркая на со..нце.

Порой она скол..зила меж камней I см..ясь нело..кости своей.

__________________________________________________________________

3) Мини-тест по теме «Деепричастный оборот»

При каждом деепричастии с пояснительными словами даны два предложения. Выберите, с каким из этих предложений можно связать деепричастие, укажите нужную букву

1) Стоя на посту у склада, ...

А)Я услышал чьи-то шаги.

Б)Мне послышались чьи-то шаги.

 

2) Выкатившись из-за гор, ...

А)Сразу стало светло.

Б) Солнце осветило верхушки сосен.

3) Сбегая по откосам оврагов, ...

4) Выступив из берегов и разлившись, ...

А)Река затопила луга.

Б)Луга оказались под водой.

5) Сев за рояль, ...

А)Раздались звуки вальса.

Б)Она заиграла вальс.

ОТВЕТ: 1-а; 2-б; 3-б; 4-а; 5-б

Старосты записывают результат в специальный бланк

 

 

№/п

Ф.И.

баллы

 

   

 

   

 

   
 

Итого:

 
 

 

4.Урок риторики { слайд №9}

Учитель: Прочитайте русские народные пословицы, взятые из сборника В.И. Даля. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основании? Приведите примеры, иллюстрирующие данные пословицы.

1. Красна речь слушаньем, а беседа смирением. 2. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 3. В добрый час молвить, в худой промолчать. 4. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 5. Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай. 6. От приветливых слов язык не отсохнет.

Требования к речи: 1) точность регламента (постарайтесь уложиться в 3 минуты); 2) связность, обдуманность; 3) требования к исполнению — максимальная простота, разговорность, естественность; постарайтесь убедить всех в своей точке зрения, склонить к ней; старайтесь быть самим собой — как можно больше обаяния и доброжелательности!

5.Переменка { слайд №10}

(Физминутка+рефлексия)

Учитель: А сейчас наступило время переменки. Как и во всех школах во все времена дети на переменках шалили, бегали. Мы с вами тоже пошалим: побегаем и порисуем на доске рожицы.

Каждый смайлик – показатель вашего настроения.

6.Урок письма { слайд №11}

Учитель: На дворе зима, морозные деньки. Хочется промчаться на санках с горы, или покататься на коньках, или поиграть в снежки.

Многие художники любили зиму и рисовали её. Перед вами репродукция картины Кустодиева Бориса Михайловича «Морозный день» (1913) { слайд №12}

Набор словосочетаний для творческой работы:

Серебрясь на солнце

Сверкая в лучах заходящего солнца

Не останавливаясь ни на секунду

Поднимаясь к небу столбом

Взметнув клубы снега

7. Урок стихосложения{ слайд №13}

Одним из любимых увлечений учеников в 19 веке было составление рукописных журналов. Нам с вами предстоит сочинить стихотворение по рифмам или синквейн про деепричастие.

_____________________деепричастие

_____________________искорка

_____________________счастие

______________________пятёрка

8.Подведение итогов работы

{слайд №14}

Учитель:Сегодня вы потрудились очень хорошо. Многие из вас достойны оценки

«учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Некоторые заслужили оценку

"учения посредственного, мерного, нехудого". Оценку третьей группы не заслужил никто.

9.Домашнее задание

{слайд №15}

Подготовиться к контрольному диктанту

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»

Комментарии (2)

Устинова Валентина Ивановна, 16.02.17 в 00:12 1 Ответить Пожаловаться
Интересно! Спасибо! Беру на заметку!
Юдинцева Светлана Сергеевна, 02.03.17 в 22:31 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Желаю творческих успехов!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.