Урок русского языка в 7 классе «Повторение. Деепричастие»

21
1
Материал опубликован 7 May 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели:

Обучающие:

- закрепить и обобщить сведения о деепричастии и деепричастном обороте.

- знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

- уметь находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, правильно использовать в речи деепричастия, правильно выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Коррекционно-развивающие:

-развивать и коррегировать наглядно-образное мышление, долговременную память, связную речь, наблюдательность, формировать навыки контроля на основе самопроверки и сравнения с образцом, учиться работать в парах.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к предмету, развивать положительное отношение к занятиям спортом.

Планируемые результаты: учащиеся закрепят сведения о деепричастии, покажут, что умеют образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий, познакомятся с картиной С. Григорьева «Вратарь».

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, подведение под понятие.

Регулятивные: умение ставить цель, планировать свою работу, преодолевать трудности, проводить самопроверку, контроль, умение видеть продвижение вперёд.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем, формулирование собственного мнения и позиции, умение работать в паре и в группе.

Личностные: умение работать индивидуально, в паре, в группе, развитие способности к самооценке на основе наблюдений за собственной деятельностью и речью, воспитание ответственности, уважения к языку.

Используемые методы и приёмы: работа в парах, группах, самостоятельная.

Оборудование: учебник, ПК, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку, картина С. Григорьева «Вратарь».


 

                                                      План урока.

1. Организационный момент. (1мин)

2. Объяснение целей урока (2 мин)

3. Работа с текстом. (10 мин)

4. Выборочно-распределительный диктант. (5 мин)

5. Физкультминутка. (3 мин)

6. Сообщение ученика. (4 мин)

7. Работа по развитию речи. (5 мин)

8. Работа с перфокартами. (5 мин)

9.Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов.(3 мин)

10. Домашнее задание. (2 мин)


 


 

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка психологической готовности к уроку.

2.Объяснение целей урока.

- Сформулируйте цели нашего урока, опираясь на тему и используя запись на доске. (Слайд 1)

Закрепить сведения о ………. И ………….

Учиться а) находить …….., образовывать их от ………

                   б) определять вид ……

3. Выделять …… деепричастия и деепричастные обороты.

4. Работать в парах.

5. Развивать положительное отношение к занятиям спортом.

- Да, сегодня мы с вами подводим итог изучению темы «Деепричастие». Мы вспомним всё, чему научились в течение нескольких уроков: виды деепричастий, синтаксическую функцию деепричастий, правило написания не с деепричастиями; покажем, что умеем образовывать деепричастия от глаголов и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий. А поможет нам в этом замечательная картина Сергея Григорьева «Вратарь».

- Внимание: в течение урока вы должны собирать деепричастия, которые потом помогуть описать эту картину. Она есть и в наших учебниках на стр.144. Она представлена в трёх видах. (Слайд 2)

3. Работа с текстом.

Цель: закрепить умение образовывать деепричастия от глаголов, расставлять знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте.

- Ухожу – уходя, говорю – говоря , прочитаю – прочитав.

- Какая связь между этими словами? Правильно, от глаголов образуются деепричастия. А на какие вопросы отвечают деепричастия?

( что делая? – несовершенный вид

что сделав?- совершенный вид)

- А что обозначают деепричастия?

(Деепричастия обозначают добавочное действие)


- Внимание: перед вами текст. Прочитайте задание: (Слайд 3)

Замените помещённые в скобках словосочетания с неопределённой формой глагола деепричастным оборотом. Подчеркните деепричастные обороты, расставьте знаки препинания.

Мы смотрим на картину С. Григорьева «Вратарь» (представлять послевоенное время). Ребята (собраться на площадке) стали играть в фу…бол. Вратарь принял профессиональную стойку (слегка согнуть ноги в коленях). Он сделал себе ворота сам (соорудить их из портфелей0. На скамейке (наблюдать за фу…болом) сидят зрители. (Посмотреть картину) мы думаем, что перед нами спортсмены.

- Ребята, а что такое деепричастный оборот?

( это деепричастие с зависимыми словами)

- Как на письме выделяется деепричастный оборот?

(на письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяется запятыми, если находятся внутри предложения, и одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения)

- разберём первое и второе предложение на доске.

Следующие два предложения коллективно на месте, последние два – самостоятельно.

- Прочтём получившийся текст. (Слайд 4)

- Поменяемся тетрадями, проверим, сверив с доской последние два предложения. Поставим друг другу оценки на полях. Если оба предложения сделаны верно, ставим «5», Если 1 – правильно, а другое нет - «3», если оба неверно –«2» (Слайд 5)

4. Выборочно-распределительный диктант. (Слайд 6)

Цель: закрепить умение определять вид деепричастия.

- Сравните деепричастия из первого и второго предложения. Чем они отличаются?

(Видом)

- Верно, видом.

1. Представляя – что делая?

2. Собравшись – что сделав?

- На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида, несовершенного вида? Какие суффиксы имеют?

- Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия. Я читаю словосочетания, вы распределяете деепричастия по столбикам.

Растерев колено, не прикасаясь к мячу, защищая ворота, приготовившись к атаке, не теряя из вида, подхватив мяч, увлекаясь футболом, получив пас (передача мяча в игре), начиная разбег, прибежав на помощь.

- Зачитайте деепричастия из первого столбика (совеш.вид), из второго – (несоверш. вид). Сверьте правильно ли вы написали слова.

5. Физкультминутка. (Слайд 7)

Встали прямо, потянулись

И друг другу улыбнулись,

Не беда, что места мало.

Разомнёмся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

По коленкам бьём ладошкой,

Прыгаем на левой ножке

И на правой непременно.

Вместе прыгаем опять

И садимся отдыхать.


6. Сообщение ученика о художнике С. Григорьеве. Рассказ по картине «Вратарь» (Слайд 8)


 

7.Работа по развитию речи.

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастия.

- Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, потому что это способствует повышению образности высказывания, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки.

Перед вами 2 предложения, исправьте грамматические ошибки. Запомните: действие, выраженное деепричастием. Должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым. (Слайд 9)

Закончив игру, у меня поранилась нога.

Стоя за спиной вратаря, ему надо ловить мячи.


 

Слайд 10. (Ключ к заданию)

Закончив игру, я поранил ногу.

Стоя за спиной вратаря, он ловит мячи.

 

8. Работа с перфокартами

Цель: проверить уровень усвоения темы «Не с деепричастиями»

- Мы продолжаем собирать деепричастия, рассматривая картину С. Григорьева. Но теперь я хочу вам предложить продемонстрировать уровень ваших знаний по теме «Не с деепричастиями». Отметьте слова, которые пишутся слитно.

- Как пишутся не с деепричастиями?

(раздельно)

- А когда слитно?

(когда без не употребляются)

Слайд 11.

1-вариант 2-вариант

1.(не)видя 1.(не)веря

2.(не)защищая 2.(не)страшась

3.(не)доумевая 3.(не)радуясь

4.(не)теряя 4.(не)годуя

5.(не)меняя 5.(не) чувствуя

6.(не)доходя 6.(не)доумевая

7.(не)годуя 7.(не)зная

8.(не)устояв 8.(не)навидя

9.(не)навидя 9.(не)болея


Слайд 12 (Ключ)

 

9. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока. (Слайд 13)

- Ребята, сегодня мы вспомнили, что такое деепричастие. Кто мне расскажет о деепричастии. Показали, что умеем образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий. Кроме того мы познакомились с картиной С. Григорьева « Вратарь»
10. Домашнее задание (Слайд 14)

Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний урок и деепричастия, которые мы «собирали» и написать сочинение-рассказ на основе картины «Вратарь» на черновике, упражнение 187.

Повторение. Деепричастие..pptx
PPTX / 786.2 Кб

Предварительный просмотр презентации

Повторение. Деепричастие. Цели: 1.Закрепить сведения о …. и ….. 2.Учиться а)находить …., образовывать их от…. б)определять вид …. 3.Выделять ….. деепричастия и деепричастные обороты. 4. Работать в парах. 5.Развивать положительное отношение к занятиям спортом.

Работа с текстом Мы смотрим на картину С. Григорьева «Вратарь»(представлять послевоенное время). Ребята (собраться на площадке) стали играть в фу…бол. Вратарь принял профессиональную стойку (слегка согнуть ноги в коленях). Он сделал себе ворота сам (соорудить их из портфелей). На скамейке (наблюдать за фу…болом) сидят зрители. (Посмотреть картину) мы думаем, что перед нами спортсмены.

Ключ. Работа с текстом. Мы смотрим на картину С. Григорьева «Вратарь», представляя послевоенное время. Ребята, собравшись на площадке, стали играть в футбол. Вратарь принял профессиональную стойку, слегка согнув ноги в коленях. Он сделал себе ворота сам, соорудив их из портфелей. На скамейке, наблюдая за футболом, сидят зрители. Посмотрев картину, мы думаем, что перед нами спортсмены.

Оценки. «5» – оба предложения сделаны верно. «3» – одно предложение выполнено правильно, а второе – неправильно. «2» - оба предложения выполнены неправильно.

Распределительный диктант совершенный вид несовершенный вид что сделав? что делая? растерев не прикасаясь приготовившись защищая подхватив не теряя получив увлекаясь прибежав начиная

Физкультминутка. Встали прямо, потянулись И друг другу улыбнулись, Не беда, что места мало. Разомнёмся для начала: Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой, По коленкам бьём ладошкой, Прыгаем на левой ножке И на правой непременно. Вместе прыгаем опять И садимся отдыхать.

Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника. Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвящены детям. Среди них известные картины «Обсуждение двойки», «Рыбачок», «Первые слова». Заслуженную славу принесла художнику картина «Вратарь», за которую автору была присуждена Государственная премия. Картина была написана в послевоенное голодное время 1949 года. Ребята играют на пустой площадке за домом, а не настоящем футбольном поле. Ворота они соорудили, возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов. Главным действующим лицом картины является мальчик-вратарь. Художник показал храброго увлечённого вратаря, который вызывает наши симпатии. Он изображён на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекая наше внимание. Он опёрся о колени, стоит, согнувшись в напряжённой позе, ожидая мяч, и сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру, защищая свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: на нём тёмный свитер, короткие штаны, на руках кожаные перчатки. На ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесёмкой. Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик. За вратарём в невозмутимой позе стоит, заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется играть, но его пока не принимают. Своей картиной Сергей Григорьев хотел показать нам, что футбол интересен всем, это любимый спорт всех мальчиков.

Развитие речи. Исправьте ошибки. 1. Закончив игру, у меня поранилась нога. 2. Стоя за спиной вратаря, ему надо ловить мячи.

Ключ к заданию по развитию речи. 1. Закончив игру, я поранил ногу. 2. Стоя за спиной вратаря, он ловит мячи.

Не с деепричастиями 1 - вариант 2 - вариант 1.(не)видя 1.(не)веря 2.(не)защищая 2.(не)страшась 3.(не)доумевая 3.(не)радуясь 4.(не)теряя 4.(не)годуя 5.(не)меняя 5.(не)чувствуя 6.(не)доходя 6.(не)доумевая 7.(не)годуя 7.(не)зная 8.(не)устояв 8.(не)навидя 9.(не)навидя 9.(не)болея

Ключ к заданию «Не с деепричастиями» 1 – вариант: 3; 7; 9. 2 – вариант: 4; 6; 8.

Рефлексия. Продолжите предложения - Сегодня на уроке я вспомнил(а) ……. - Для меня стало новым ……. - Было интересно узнать …….. - Я понял(а), что могу ……. - Мне понравилось …….

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

спасибо за хороший рабочий урок!

15 May